Урок-игра "Повторение по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Баранникова Ирина Михайловна

Урок- игра -первый урок в планировании перед изучением раздела "Имя существительное" в 6 классе за курс 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык 

Класс: 6

 Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

 Тема урока: Повторение по теме «Имя существительное»

 Тип урока: урок- повторение по теме за курс 5 класса

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний об имени существительном, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 Содержательная цель: повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное», закрепление изученных способов действий, формирование новых способов действия, включение их в общую систему знаний.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Познавательные УУД: в игровой форме повторить общие сведения об имени существительном; разносклоняемые и несклоняемые существительные, существительные общего рода, роль существительных в речи; формировать умения распознавать имена существительные  в  тексте и в речи, правильно их употреблять;

Коммуникативные УУД: развивать языковое чутье, образное мышление, устную и письменную речь учащихся; умение анализировать текст; владеть монологической и диалогической речью, высказывать собственные суждения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  

Регулятивные УУД: активная и заинтересованная деятельность учащихся в ходе индивидуальной, групповой работы, умение планировать собственную деятельность

Личностные УУД: формирование коммуникативной культуры учащихся, проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу, воспитывать бережное, внимательное отношение к слову, ответственность к учебному труду, стремление к речевому самосовершенствованию;

До урока класс поделен на 3 группы- команды , группы рассаживаются по местам.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

К-коммуникативные

Л- личностные

П-познавательные

Р-регулятивные

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности, постановки целей и задач урока.(5 минут)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности.

- Прочитайте слова на слайде:

… - это хлеб языка.

… может называть предмет, имеет два вопроса

- Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?

- Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное- это хлеб языка»

- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.

  1. … изученное об …;
  2. совершенствовать … употреблять существительные в …;
  3. … орфографические навыки;
  4. развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.

- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени существительного. Итак, вы все участники конкурса «Знатоки имени существительного».

У нас три команды

Предлагаю провести наш урок под девизом: «Вместе не трудно,  вместе не тесно,  вместе легко  и всегда интересно!»

Напоминаю вам правила работы в группе! (они на слайде)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай!

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

За правильно выполненные задания вы будете получать пазлы, из которых к концу урока у вас должны будут сложиться картинки. Чья команда быстрее соберет все пазлы, получит звание «Знатока имени существительного». Всем желаю успехов! Проявите себя!

Учащиеся предполагают, что это слово – имя существительное.

 Тема урока: Повторение изученного об имени существительном.

Учащиеся, вставляя пропущенные слова, формулируют задачи урока:

  1. повторить изученное об имени существительном;
  2. совершенствовать умение употреблять их в речи;
  3. совершенствовать орфографические навыки;
  4. развивать умение работать в команде; владеть собой, проявлять инициативу.

Выразительно зачитывают правила работы со слайда.

К, Л

П, Р, К, Л

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

(Команды получают конверты с первым заданием «Портрет имени существительного»)

Первый конкурс «Портрет имени существительного»

Внимание! У вас на столах конверты, в которых собраны разные грамматические признаки.

Ваша задача: выбрать только те признаки, которыми обладает имя существительное, наклеить их по порядку в соответствии с порядком морфологического разбора.

Время выполнения задания – 3 минуты.

Работайте сообща, помогайте друг другу!

Заполняют   кластер, структурируют,  анализируют языковой материал, выражают свои мысли, проговаривая  во внешней речи, выявляют затруднения и причины их возникновения.  

По истечении времени (3 минуты) команды прикрепляют портреты существительного на доску. Сверяют их с эталоном (слайд на доске). Получают паззлы. (Верное решение – 1 пазл, верно и быстро – дополнительный пазл)

П, К, Р, Л

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (15 минут)

Цель этапа: закрепление способов действий, - вызвавших затруднения

Второй конкурс «Исследователи текста» (смысловое чтение, исследовательская деятельность)

Он состоит из 2 этапов: анализ текста – 1й этап.              

Получите конверты с заданием. На выполнение задания отводится 6 минут.
Текст для конкурса.

1) Красив  русский лес зимою. 2) Лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками снега покрыты темные ветви высоких и низких елей. 5) Вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на  шишках стайки шустрых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы.

К тексту прилагается инструкция:

При анализе текста

1) определяют тему, подбирают заголовок;

2) указывают основную мысль текста;

3) обращают внимание на тип речи;

4) исследуют морфологический строй речи (слова какой части речи преобладают, сколько их?);

5) анализируют средства выразительности.

Продолжаем конкурс исследователей. Проводим 2 этап.                

- О чем рассказывает таблица? Как можно озаглавить ее столбцы?

Мать                                    Снег

Отец                                     Ветер

Девочка                                Лес

Птица                                   Шапка

Ребёнок                                Одеяло

Задание!

Выписать из текста, по 2 одушевлённых и неодушевлённых существительных

 

Игра на внимательность.

Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример (командно, по очереди)

Игра « Что это?»: каждая команда придумывает предмет. Команда противников задаёт вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Нужно угадать, какой предмет загадали соперники

Представители команд получают конверты, в которых для каждого ученика распечатан текст.

 Командир распределяет задания для участников команды.

Затем задания обсуждаются,  и обобщенный ответ в письменной форме  представляется жюри. Одна из команд должна дать устный ответ. Ответы других команд проверяет жюри.

Модель ответа: 1)  Тема – описание зимнего леса. Возможное заглавие – Чудесен лес зимою. – Сказочный зимний лес. 

2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста – восторг, восхищение зимним лесом.

3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев.

 Тип речи – описание.

4) В тексте много существительных.

5) Среди средств художественной выразительности у потреблено сравнение:  согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек. Эпитеты :тяжёлые шапки…

 (За каждый верный ответ команда получает паззл. Максимум – 5 пазлов).

Право ответа на вопрос есть у отстающей команды.

Этот слайд говорит об одушевлённости- неодушевлённости существительных.  Именно так и можно озаглавить столбы таблицы. (За верный ответ – пазл)

Команды работают сообща, заполняют таблицы.

За верное распределение – 1 пазл.

Те, кто справился раньше других принимают участие в игре на внимательность или «Что это?»

П, К, Р, Л

П,Р

Физминутка «Орфоэпический бокс» (подготовка к ВПР) (1 минута)

Вы устали. Давайте немного разомнемся! Я предлагаю всем встать. Проведем орфоэпический бокс. Встаньте в стойку боксера. На ударный слог в слове наносим удар боксера.  Поехали!

Договор, Свёкла, Щавель, Каталог, Кухонный, Красивее,Торты, Шарфы,Банты,Квартал

 И еще раз! Молодцы!

Выполняют указанные действия, запоминают произношение слов.

4. Этап включения изученного в систему знаний (9 минут)

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Конкурс редакторов

Задание: данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.

В (бег) на пятьсот метров победила наша команда.

Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить.

За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью.

Наверное, и ты немало видал на своем (век).

Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.

Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг).

Очень вам благодарен! В (долг) не останусь.

А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени.

Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко.

Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся!

Домик его пристроился на (край) села.

– Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.)

Конкурс «Кто быстрее, кто больше, кто правильнее?»

Интерактивное задание- тренажёр

За 3 минуты на компьютере необходимо дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы :

1. На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? (кто?)

2. Верно ли, что существительные изменяются по падежам? (да)

3. Какое из слов употребляется только как существительное: детская, запятая, рабочий? (запятая)

4. Назовите единственное число существительного «грабли» (нет)

5. Назовите, на какой вопрос отвечают неодушевлённые существительные единственного числа в предложном падеже (о чём?).

6. Назовите падеж существительного в словосочетании в дремучем лесу? (предложный)

7. Определите, каким членом предложения является существительное «дверь» в предложении «Я увидел дверь»

8. Какой признак из перечисленных есть у существительного: вид, род, лицо? (род)

9. Найдите «лишнее» слово в ряду слов: помощь, дверь, луч, работа

(луч)

10. От какого существительного нельзя образовать форму множественного числа: молодёжь, тетрадь, карандаш.

11. Что обозначает существительное? (предмет)

12. Надо ли писать мягкий знак в словах: у дач, много груш, нет задач  (нет)

13. Определите «лишнее» слово в ряду слов: река, Ангара, Обь (река)

14. В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка: много чулков, много носков? (много чулков)

15. Сколько существует склонений у существительных? (3)

16. Как называется способ образования слов: пылесос, вертолёт,пароход?

17. Определите склонение слова «отец» (второе)

18. Верно ли, что все существительные имеют форму множественного и единственного числа ?(нет)

19. Нужен ли мягкий знак на конце слова молодёжь? (да)

20. Какое существительное- антоним к слову «день»? (ночь)

21. Загадка. В баню идет черным, а из бани – красным. (Рак)

22. Подбери к слову «дом» синоним (изба, квартира)

23. Изменяются ли существительные по падежам? (да)

24. Определи род слова «добро» (средний)

25. Назовите антоним  к словосочетанию  «ненастная ночь» (ясный день)

26. Определите склонение слова «игра» (первое)

27. Имя существительное – служебная часть речи? (нет)

28. Поставьте существительное «медвежонок» ед. числа во мн. число (медвежата)

29. Перечислите постоянные признаки имён существительных

30. Подбери прилагательное к слову кофе. (горячий)

Выполняют задание по редактированию текста.

Отстающая команда  дает первой устный ответ,  (у других команд задание  проверяет жюри).

Учитель просит представителей команд получить конверты с текстами.

За верное решение – 1 пазл.

Учащиеся в течение 3 минут  работают на компьютерах-командно отвечают на вопросы. Подсчитывается количество правильных ответов. У кого больше даются последние пазлы. Подводятся итоги конкурса.

П. К, Р, Л.

5. Этап рефлексии учебной деятельности (5-7 минут)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной) деятельности.

Подведем итоги конкурса. Соберите пазлы. Приклейте их. Какую оценку своей работы получили сегодня?

Выставление оценок.

Продолжите предложения, данные на доске:

Сегодня на уроке я

• научился  …

• мне показалось важным …

• понял, что …

• почувствовал, что …

Своей  работой на уроке я

• доволен, так как …

• не совсем доволен, так как …

• не доволен, потому что …

Дифференцированное домашнее задание.:

 -составить терминологический диктант на тему «Имя существительное» (не менее 25 слов)

-создайте компьютерный рисунок на тему: «Имя существительное- это хлеб языка»

 

Ребята собирают свои пазлы (картинки со смайлами и надписями «Молодцы!» «Здорово!» «Отлично!»)

Личностный результат УУД:

- способность к самооценке.

Оценка деятельности;  саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).  

Отзыв.

  Я изучила план-конспект урока Н.Ф. Исхаковой  по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя существительное» (5 класс). Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. Учителем проведена тщательная подготовка при подборе доступного учебного материала. Структура урока соответствует типологии урока. На  уроке учитель очень грамотно осуществляет системно-деятельностный подход к учащимся. Методы обучения подобраны правильно согласно типологии и содержания учебного материала. Учебный материал способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных универсальных учебных действий. Я считаю, что на уроке не могло быть « скучающих» учеников.

 На протяжении всего занятия учитель активизирует их деятельность, вызывая интерес к изучаемой теме. На протяжении всего занятия  учитель развивает умение формулировать определение понятий, обогащает словарный запас учащихся, совершенствует морфологические, орфографические и пунктуационные знания и умения. Грамотно проведена работа над текстом М.М. Пришвина. На этом этапе работы учитель  проводит разнообразные виды работ: характеристика автора, озаглавливание текста, словарная работа, выполнение грамматического задания. Использование аудиозаписи с голосом дрозда, несомненно, разнообразило урок.

  Учащиеся  в течение всего урока  сотрудничают с учителем и со сверстниками: анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы по изучаемому материалу. Проведению интересного урока способствует применение на занятии информационно-коммуникативных технологий. Хочется выразить благодарность учителю русского языка Н.Ф. Исхаковой  за разработку качественного урока, соответствующего современным требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...