Местоимение как часть речи (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Методическая разработка урока в 5 класе (по учебнику Т. А. Ладыженской и др.)/

Рекомендуется печать раздаточного материала на одном листе с двух сторон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе
по теме «Местоимение как часть речи»

Колесова Серафима Александровна,

г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №58

Цель

повторить морфологические признаки местоимения;

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

Учебник, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организа-ционный момент. Планирование учебной деятельности

(Приветствие. Сообщение планов на урок.)

Сегодня мы продолжим с вами повторять изученное вами в начальной школе, уже на следующей неделе мы напишем диктант. Словарный диктант, к которому вы готовились, мы напишем в конце урока.

Тетрадями в конце урока поменяемся.

II. Актуали-зация знаний, мотивация

Ребята, вы любите играть? Давайте немножко поиграем. Я вам предлагаю ответить на шуточные вопросы.

- Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

- Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

- Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

- Вы изучаете английский язык. Какие два русских местоимения на английском языке звучат одинаково? (ВЫ и ТЫ)

- А теперь подумайте: Какие местоимения нужны, чтобы руки были чистыми? (Вы, мы, ты)

- Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы)

Вы, конечно, догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (О местоимении)

Открываем тетради, записываем число, «Классная работа» и тему урока: Местоимение.

Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки.

На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе. Какие части речи мы изучали? (Глагол, существительное, прилагательное)

III.        Поста-новка цели и задач

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? (Вспомнить, что такое местоимение)

2. А какие задачи нам предстоит решить на уроке?

  • (- Повторить и обобщить изученный в начальной школе материал о местоимении;
  • - научиться грамотно использовать местоимения в собственной речи.)

(Если дети назвали слишком много задач, то можно задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?»)

III. Первичное усвоение знаний

1. Что мы помним о местоимении?

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим этому утверждению или проверим? Кстати, какая пословица есть про проверку доверия? (Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять (на доске записаны предложения).

Пришел Сережа. Он карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.

Запишите эти предложения к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении (___________ работает у доски).

4. Указали, а теперь (сверху, над местоимениями) напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения эти местоимения являются (_____   _  у доски). Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

6. Давайте заглянем учебник и посмотрим, может быть мы что-то забыли и учебник нам об этом напомнит (стр. 51, § 22).

Перед вами табличка. Вообще, разрядов местоимений много, изучать их вы будете позже (возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные). Сегодня мы говорим о личных местоимениях.  (_____________ назови или прочитай их).

Личные местоимения по грамматическим значениям очень похожи (на какую часть речи?) на существительное. У этих местоимений тоже есть падеж, число, как и у существительных. Проверим?

IV. Осуществ-ление практической деятельности

Задание. Просклоняйте местоимения я, ты, он.

Три человека работают у доски, остальные дети в тетрадях.

А как пишутся местоимения с предлогами? (Пишутся раздельно, как и с существительными). Докажем это. Упражнение 111. 

Сразу обратите внимание на слова в рамочке (вдвоем, втроем), выпишите их.

Теперь прочитаем, о чем нас просят в задании. ________ читает.

Выполняем задание устно.

Для чего нам нужны предлоги? (Они служат для присоединения существительных и местоимений к другим словам.) 

Перед какой частью речи вы никогда не встретите предлог? (Перед глаголом).

V. Физкульт-минутка

Минута тишины. Выключен свет, дети занимают удобное положение, можно положить голову на парту. Музыка для сопровождения: Клод Дебюсси, «Девушка с волосами цвета льна» (французский композитор, прелюдия).

Продолжение…

Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями. Найдите Задание 1. В нем даны пары предложений. Нужно их изменить, чтобы избежать повторений. Выполним это задание устно.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. Для чего они нам нужны? (Местоимения помогают устранить неоправданные повторы слов.)

Теперь проверим, насколько вам понятна сегодняшняя тема.

Задание 2. Запишите местоимения. Самостоятельно, 2 минуты.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Меняемся тетрадями, берем в руки карандаши и проверяем. _________________ отвечает.

Все верно? «5»

1 – 2 ош. – «4»

3 – 4 ош. – «3»

VI. Подведение итогов. Рефлексия

В начале урока вы сказали, что наша цель – вспомнить, что такое местоимение. Цель достигнута? С задачами мы справились?

Тогда составьте несколько предложений на тему «Сегодня на уроке русского языка», используя личные местоимения. Можно опираться на вопросы, приведенные на обороте карточек, которые лежат у вас на столе:

  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

VII. Домашнее задание

Домашнее задание. Упр. 112 (1), 113 (1, 2)

VIII. Оценка знаний

Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал очень хорошо?



Предварительный просмотр:

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. C:\Users\TEST-PC\Downloads\sticker_vk_sferum_014.png
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. C:\Users\TEST-PC\Downloads\sticker_vk_sferum_014.png
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. C:\Users\TEST-PC\Downloads\sticker_vk_sferum_014.png
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась. C:\Users\TEST-PC\Downloads\sticker_vk_sferum_014.png
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

  1. Что вспомнили на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Было трудно / легко?
  4. Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

  1. Что вспомнили на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Было трудно / легко?
  4. Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

  1. Что вспомнили на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Было трудно / легко?
  4. Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

  1. Что вспомнили на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Было трудно / легко?
  4. Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).

Обобщающий урок- игра по теме:  «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется  умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят...

Местоимение как часть речи (6 класс)

Презентация к уроку изучения нового материала по теме "Местоимение как часть речи"...

Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс

Методическая разработка урока с презинтацией на тему "Местоимение как часть речи". 6 класс...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Презентация "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ" 6 КЛАСС

Презентация к  уроку русского языка в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"....

Материалы к теме "Местоимение как часть речи" (6 класс)

Материалы использовались на мастер-классе для учителей русского языка и литературы в рамках семинара "Научный текст на уроках русского языка".  Предлагаемый фрагмент можно использовать ...