Главные вкладки

    Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Фомина Людмила Викторовна

    Обобщающий урок- игра по теме:  «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется  умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. Во время урока дети не только работают над пройденной темой, но и вспоминают праздник, который отмечается на этой неделе (МАСЛЕНИЦА). Заранее дети готовят необходимый к уроку материал (частушки, загадки, пословицы и поговорки в которых встречаются различные местоимения).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_mestoimeniyu.docx25.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» ( 6 класс).

    Цели:

    Образовательные:

    - обобщение и систематизация знаний по теме: «Местоимение»;

    - контроль и оценка ЗУН по теме «Местоимение как часть речи»;

    - расширение кругозора учащихся при выполнении заданий.

    Развивающие:

    -активация самостоятельной деятельности;

    -развитие познавательной активности.

    Воспитательные:

    - воспитание коммуникативности;

    - привитие культуры общения;

    - воспитание интереса к предмету.

    Форма проведения: урок - игра.

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    Слово учителя:

    - Ребята, тема нашего урока – «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи».

    Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.

    Но урок у нас будет не совсем обычный. Мы с вами поиграем, а во время игры вспомним немного о том празднике, который отмечается на этой неделе. Что это за праздник?

    (Масленица)

    Предварительно класс разделён на команды, выбраны капитаны. Команды не имеют названия, они их получат только в конце урока, в зависимости от того кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов.

    - Итак, отправимся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

    2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.

    - Почему местоимение имеет такое название?

    ( местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного)

    - Чем отличается местоимение от этих частей речи?

    ( Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

    - Молодцы! Это была небольшая разминка перед конкурсом.

    Конкурс 1. « Кто быстрее »

    Задание: перечислить все разряды местоимений, запишите их на листочек, сдайте экспертам.

    ( личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные).

    - пока мои помощницы проверяют ваши работы, послушайте стихотворение:

    Со времён старинных, давних
    Праздник Солнца к нам спешит.
    Он один из самых ранних
    В окна вешним днём глядит.
    Это Масленица мчится
    Вдоль по улицам родным.
    Пьёт, гуляет вся станица,
    Ест блины куском большим:
    Со сметаной и вареньем,

    С рыбой, мясом и икрой.
    Шире праздник с каждым веком,
    Не назвать его игрой.
    Понедельник - день для встречи,
    В гости все к друзьям идут.
    А во вторник - песни, пляски.
    Заигрышем день зовут.
    В среду - стол от угощений
    Ломится: ешь, пей, казак!
    А в четверг - день примирений...
    "Тёщин день" - зовётся так.
    Мирится свекровь с снохою,
    Тёща зятю руку жмёт.
    Споры кум забыл с кумою,
    В гости всяк к себе зовёт.
    Хороводы водят девки,
    Парни едут на санях.
    С яра снежного подлетки
    Мчатся с горок на ногах.
    Казаков урядник бравый
    Зазывает для игры.
    Рано утром он, лукавый,
    Навтыкал в сугроб лозы.
    На конях разгорячённых
    Её рубят казаки:
    На скаку на полном саблей
    Её режут дончаки.
    В стороне казачек важных
    Неспокойный хоровод

    Они в снег платки бросают -
    Пусть наездник подберёт...
    Ну а в пятницу - гулянье,
    Пир на улицах идёт.
    Атамана угощенье...
    За столы спешит народ.
    От блинов горячих жарко,
    Медный самовар пыхтит.

    Каждый весел без подарка.
    Тройка шумная летит.
    Кони ряженые скачут,
    Стон полозьев, песни, смех.
    Казаки под бубен пляшут,
    Старики счастливей всех.
    День субботний величаво
    Посиделками зовут.
    Хороводы с песней водят,
    В гости без конца идут.
    Воскресенье - день прощанья,
    Проводы седой зимы.
    В каждой хате целованья,
    Год ждать новой Маслены.
    Колокольный звон играет,
    Всех к заутрене зовёт.
    Молодой и старый знает:
    Завтра пост в дома придёт.
    После службы в поле выйдут
    Все с поклоном казаки.
    К Солнцу взор с молитвой вскинут
    И попросят по-людски:
    - Солнце красное, будь щедрым,
    В поле семена согрей!
    Будь, Господь, к нам милосердным:
    Землю дождичком полей.
    Дотемна идёт веселье,
    Угощается народ,
    До звезды до первой чтобы
    Всем наесться наперёд.

    - О чём это стихотворение?

    Конкурс 2 « Я знаю о них всё!»

    -текст стихотворения у вас на столах, найдите в нём личные местоимения и укажите их морфологические признаки, обозначьте, какими членами предложения они являются.

    Конкурс 3 « О чём это они?»

    Вспомните по 3 фразеологизма, чтобы в них входили местоимения, и объясните их значение.

    Конкурс 4. « Отгадай загадки»

    Задание: Отгадать загадку, найти местоимения, указать разряд.

    1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?

    (Часы; кто – вопросительное местоимение)

    2.Кто без кисти и белил

    Крыши города белил?

    (Дед Мороз; Кто –вопросительное местоимение).

    3.Что копали из земли,

    Жарили, варили?

    Что в золе мы испекли,

    Ели да хвалили?                                        (Картошка; что- вопр., мы- личн.)

    4. И с икрой , и со сметаной-
        Всякие они вкусны!!!
       Ноздреваты и румяны
        Наши солнышки- ___          (блины; всякие- определ., они- личн., наши-

    притяж.)

    5.Масленица- Объеденье!!
    Напечем блины с утра.
    К ним сметана и варенье
    И, конечно же,  ...
                                       (икра; к ним- личные )

    -В загадках очень часто используются местоимения какого разряда?

    ( вопросительные)

    - с каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?

    ( с относительными)

    - Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?

    (Вопросительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают только на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)

    - Какие разряды местоимений можно образовать от вопросительных?

    (Неопределённые и отрицательные)

    - Ой, ребята, что это  мы всё о местоимениях, да о местоимениях, а   о Масленице совсем забыли!

    - А кто знает, что является визитной карточкой Масленицы?

    (Блины)

    - Конечно блины.  Это не просто еда, а неотъемлемый атрибут многих священных ритуалов. Блин сопутствовал человеку от рождения (роженице полагался блин, чтобы роды шли гладко) и до самой смерти – ведь поминают тоже блинами. Блины как ритуальное блюдо знали еще языческие славяне. Но прежде всего блины — обязательное блюдо на масленицу, лакомое знамя весеннего праздника. А сколько сложено про масленицу пословиц и поговорок: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслина», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а широкая масленица». Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой…

    - А кто из вас знает пословицы и поговорки о Масленице?

    Конкурс 5.   «Кто больше»

    Задание: команды поочереди называют пословицы и поговорки о Масленице, в которых встречаются местоимения. Выигрывает та команда, которая назовёт пословицу последней.

    Ребята, недавно прочитала весёлое стихотворение, но что-то меня в нём смущает, не поможете ли мне?

            ( Чтение стихотворения)

    Конкурс 6. « Говори правильно!»

    Как - то раз во дворе из собачьей миски

    Пять чумазых поросят кушали сосиски.

    Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

    « Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

    Закричала хрюшка – мать: «Отойди от будки:

    Детям надо наполнять ихние желудки»

    Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

    «Слушать я уже устал ейные упрёки.

    Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут

    И такая дребедень происходит каждый день».

    А.Хайт.

    Задание: найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными

    (евонный – его, ихние – их, ейные – её)

    - Вот мы с вами подошли к последнему конкурсу:

    Конкурс 7. « Домашнее задание»

    Исполнить частушки о Масленице, но только те, в которых есть местоимения.


    3. Итог урока.

    - Игра окончена. Подсчитайте свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. Ей присваивается название «Аборигены». Команде соперников – «туристы». Как вы думаете почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю.»)

    - А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

    - Понравился ли вам урок? (использование карточек)

    - Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?

    (использование карточек)

    - Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?

    (использование карточек)

    - Какая форма работы вам понравилась больше?

    - Что вызвало затруднения?

    4. Домашнее задание: подготовиться к словарному диктанту по разделу «Местоимения».

    - Всем спасибо!

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

    Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

    Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

    Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

    Урок по теме "Местоимение как часть речи"

    Материал разработан для использования на уроке при изучении  темы "Местоимение"....

    Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

    Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...