Лексикология. Повторение и обобщение
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Кононыхина Анна Викторовна

Урок-игра 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologiya._urok-igra.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Урок-игра по русскому языку в 5 классе на тему : «Лексикология. Повторение и обобщение материала» Кононыхиной Анны Викторовны, у чителя русского языка и литературы

Слайд 2

2 ФОРД БОЯРД

Слайд 3

Приветствуем вас в крепости! Мы— мастера игры. Здесь уже было много любопытных. Они приходили по-одному и группами. Все хотели добраться до сокровищницы и открыть заветный сундук, но в Форте это сделать не так просто… Только тот, кто успешно пройдет все испытания, сумеет найти его!

Слайд 4

Каждое испытание – это интеллектуальный турнир. Здесь важно думать, но не медлить! Сомневаться, но не останавливаться! За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ, которым можно открыть подсказку. В конце игры вы подойдете к сокровищнице, в которой находится сундук, открыть его вы сможете, если отгадаете слово по подсказкам. На выполнение каждого задания дается определенное время, за ним будем строго следить. Вы готовы? Мы начинаем!

Слайд 5

С добром скажут – сладкое, со злом скажут - горькое Отгадайте загадку СЛОВО

Слайд 6

Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? https://learningapps.org/display?v=pjuro4uon20 ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Слайд 7

Испытание № 1 Слова-друзья Подчеркните в каждом ряду лишнее слово А) Огонь, дым, пламя Б) Алфавит, азбука, чистописание В) Бросать, кидать, ловить Д) Ураган, дождь, буря Е) Шалун, тихоня, озорник

Слайд 8

Испытание № 1 А) Огонь, дым , пламя Б) Алфавит, азбука, чистописание В) Бросать, кидать, ловить Д) Ураган, дождь , буря Е) Шалун, тихоня , озорник

Слайд 9

Вставьте пропущенные буквы, замените повторяющиеся слова синонимами Был чудес(?)ный зимний день. Со(?)нце св..тило ярко. Снег бл...стел. Прозрач(?)ные, как хрусталь, с..сульки бл..стели, перел..ваясь всеми цветами радуги. Небо над городом бл..стело ч..стейшей голубизной. Слова для справок: сверкать, сиять

Слайд 10

Первый ключ

Слайд 11

Вы получаете первую подсказку А

Слайд 12

Испытание № 2 Слова-противники 1.Ученье – свет, а неученье – ... Любишь брать, люби и ... Сытый... не разумеет. 2. Иди вперёд, а оглядывайся... Корень учения горек, да плод его... Знай больше, говори... 3. Не бойся врага умного, бойся друга... Лучшая вещь – новая, лучший друг – Тяжело в ученье, … в бою.

Слайд 13

Испытание № 2 Слова-противники 1.Ученье – свет, а неученье – ... ТЬМА Любишь брать, люби и ... ОТДАВАТЬ Сытый... ГОЛОДНОГО не разумеет. 2. Иди вперёд, а оглядывайся... НАЗАД Корень учения горек, да плод его... СЛАДОК Знай больше, говори... МЕНЬШЕ 3. Не бойся врага умного, бойся друга... ГЛУПОГО Лучшая вещь – новая, лучший друг – СТАРЫЙ Тяжело в ученье, … ЛЕГКО в бою.

Слайд 14

Второй ключ

Слайд 15

Вторая подсказка И

Слайд 16

Испытание № 3 Слова-близнецы Отгадайте загадки Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. Из земли я воду извлекаю, а также ваши вещи сохраняю. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают

Слайд 17

Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки) В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки) Из земли я воду извлекаю, а также ваши вещи сохраняю. (Ключ) На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса) Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (Листья)

Слайд 18

Третий ключ

Слайд 19

Третья подсказка Н

Слайд 20

Испытание № 4 Работа в парах

Слайд 21

Попробуй отличи!

Слайд 22

ОМОНИМЫ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА 22

Слайд 23

Четвёртый ключ

Слайд 24

Четвёртая подсказка Н

Слайд 25

Испытание № 5 Ложные братья Отредактируйте речевые недочёты, связанные со смешением паронимов. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали. Мальчику очень понравился рыбий суп. Это была памятливая для меня поездка. Собака была злостная, всех кусала. Эта девушка была большая юмореска по натуре. Марина быстро усвоилась на новом месте. Я одел пальто и пошел гулять. Городу нужны новые жилищные дома.

Слайд 26

Испытание № 5 Отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов. Вернувшись с работы, мы сытно пообедали. Мальчику очень понравился рыбный суп. Это была памятная поездка для меня. Собака была злобная , всех кусала. Эта девушка была большая юмористка по натуре. Марина быстро освоилась на новом месте. Я надел пальто и пошел гулять Городу нужны новые жилые дома.

Слайд 27

Пятый ключ

Слайд 28

Пятая подсказка Я

Слайд 29

Вы почти добрались до сокровищницы!

Слайд 30

Вас ждет финальное и самое сложное испытание!

Слайд 31

Испытание № 6 Тест 1) В каком ряду представлены синонимы? 1)жизненный - житейский 2)высокомерие - надменность 3)высокий - низкий 4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться 31

Слайд 32

Испытание № 6 Тест 2) Укажите многозначное слово: А) диалог Б) шляпка В) береза Г) фломастер 32

Слайд 33

Испытание № 6 Тест 3) В каком ряду не все слова являются синонимами: Узы, оковы, путы Воображение, фантазия, вымысел Старание, одолжение, услуга Холм, пригорок, возвышенность 33

Слайд 34

Испытание № 6 Тест 4) Какая пара слов не является антонимами? Редколесье, чащоба Жизнерадостный, печальный Лицемерный, двуличный Закономерный, случайный 34

Слайд 35

Испытание № 6 Тест 5) В этом предложении есть антонимы: 1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 2) Береги платье снову , а честь смолоду. 3) От доброго не бегай, а худого не делай. 35

Слайд 36

Шестой ключ

Слайд 37

Шестая подсказка З

Слайд 38

Что же в сокровищнице? Составьте из букв, которые были в подсказках, слово Английский философ Ф.Бэкон утверждал, что в этом заключается сила. Л.Н.Толстой говорил, что важно ни количество их, а качество. М.Горький говорил, что человек, обладающий этим, непобедим. А И Н Н Я З

Слайд 39

ЗНАНИЯ

Слайд 40

Домашнее задание Подберите многозначное слово или омонимы, паронимы, антонимы и сделайте на листе формата А4 рисунки, иллюстрирующие их значения

Слайд 41

Дополнительное задание 1)Вставьте пропущенные буквы. 2) Выпишите из текста синонимы и антонимы. 3) Выпишите из текста омоним солнце , составьте с ним словосочетания, иллюстрирующие данные лексические значения: 1.центральное тело Солнечной системы, звезда 2. перен. Тот, кто является предметом поклонения, восхищения 3. разг. Разновидность покроя юбки

Слайд 42

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои леп...тки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почу(?)ствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшие в её тонкие леп...стки розовым светом. В цв...тнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.Предмет: русский языкТип урока: урок закрепления материала (повторение)Цели урока: - способствовать з...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

Лексикология. Повторение и обобщение

Конспект к уроку в формате игры...

Лексикология. Повторение и обобщение. Доп. материал к уроку

Легенда, которая зачитывается в начале игры детям (оформить лист, как древнее послание)...

Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"

Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"...

Лексикология: повторение и обобщение.

Материал может быть интересен при проведении обобщающих уроков по теме "Лексика"....