Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сонина Инна Вячеславовна

Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фелькер Инна Вячеславовна

ГБОУ СОШ №81

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тема урока

Повторение темы «Лексикология»

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Обобщение и систематизация

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Образовательные: закрепить и обобщить у учащихся знания изученного по теме «Лексикология»

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания.

Воспитывать культуру поведения при групповой, индивидуальной и творческой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

презентация

Материалы и оборудование

Мультимедиа, компьютер, карточки

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (30 сек)

Цель: включение в учебную деятельность

Приветствие учащихся.

Запись даты

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2.Актуализация знаний, предъявление темы урока и целеполагание (5 мин)

Цель: повторение ранее изученного,  формулирование темы урока учащимися, постановка цели урока учащимися

Учитель раздает карточки с кроссвордом и вопросами к нему, а также выводит кроссворд на проектор.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели урока учащимися.

- На прошлых уроках мы изучили разные пласты лексики, предлагаю вспомнить основные с помощью решения кроссворда

- Чтобы сформулировать тему урока, необходимо найти слово, прописанное вами по вертикали в кроссворде

- Сформулируем цели нашего урока

Учащиеся решают кроссворд (групповая работа)

Формулируют тему урока

Формулируют цели урока

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Обобщение материала  (7 мин)

Цель:

Учитель организует обобщение и систематизацию материала в игровой форме для групп. Каждая группа поочередно выбирает номер вопроса и дает на него ответ. В случае, если группа даст неверный ответ/не даст вовсе, право ответа переходит к следующей команде.

 

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

 (30 сек)

Цель: сменить вид деятельности.

Организация учителем физический разрядки

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Элемент нового знания (2 мин)

- Одно задание содержало вариант ответа, в котором использованы слова, относящиеся к такой группе слов как окказионализмы, какие у вас предположения о том, что это за группа слов?

- Прочитаем определение

- Выдвигают предположения об особенностях окказионализмов

- Знакомятся с понятием окказионализмов

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Подведение итогов урока и рефлексия (10 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Учитель раздает карточки для заполнения и дает учащимся установку распределиться по номерам внутри их групп, поясняет задание

- Ребята, у каждого из вас есть номер, закрепленный за вами на этом уроке, и карточка. Внутри карточки под каждым номером нарисуйте любой предмет. На задание отводится 2 минуты

- Теперь по часовой стрелке передайте карточку с рисунками однокласснику. Сейчас мы выдвинем самые необыкновенные теории о том, какой может быть лексика. На полученной карточке в поле под своим номером запишите и закончите предложение: «Лексика русского языка как…., потому что…», используя рисунок, находящийся рядом с этим полем. Например: «Лексика русского языка как цветок, потому что в определенные периоды расцветает и увядает».

- Передавайте карточки и заполняйте поля своих номеров до тех пор, пока к вам не вернется ваша заполненная карточка. На задание 4 минуты.

- Взгляните на заполненные карточки и зачитайте наиболее интересные на ваш взгляд теории (2 мин)

Что удалось на сегодняшнем уроке?

Учащиеся распределяются по номерам внутри группы

Рисуют предметы на карточке

Записывают законченное предложение в соответствии с рисунком и тем номером, который получили при распределении

Делятся теориями о том, какой может быть лексика

Подводят итоги

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: придумать инсценировку любого фразеологизма

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Кроссворд:

1ф

р

а

з

е

о

л

о

г

и

з

м

ы

2н

е

о

л

о

г

и

з

м

ы

3к

н

и

ж

н

ы

е

4п

р

о

ф

е

с

с

и

о

н

а

л

и

з

м

ы

5а

р

х

а

и

з

м

ы

6д

и

а

л

е

к

т

и

з

м

ы

7ж

а

р

г

о

н

и

з

м

ы

По горизонтали:

  1.  Устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
  2. Новое слово или выражение, а также новое значение старого слова.
  3. Слова, используемые в официальных ситуациях и художественной литературе.
  4. Слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы.
  5. Устаревшие слова, которые в современной речи заменили синонимами.
  6. Слова или обороты речи, свойственные местным говорам, встречающиеся в составе языка художественной литературы. 
  7. Слова, используемые в речи определенных групп людей: школьников, студентов, музыкантов и т. п.

  1. Карточки

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока повторения грамматического материала по английскому языку

Целью данного урока является тренировка в употреблении условных предложений, а также формирование УУД....

Технологическая карта урока. Повторение в 9 классе.

Технологическая карта-необходимый элемент урока. Каждый ученик должен прочесть и проанализировать карту. Читая, необходимо выяснить для себя цели урока и определить способы их достижения. От качества ...

Spotlight 4. Технологическая карта урока (повторение и обобщение перед контрольной работой).

Технологическая карта урока, опубликованная в рамках всероссийского интернет-семинара "Развитие ключевых и предметных компетенций педагога и школьника в условиях ФГОС нового поколения"  (Наукогра...

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Технологическая карта урока Повторение по теме "Человек в социальном измерении"

Урок способствует повторению и обобщению  изученной информации, а также применению  полученных знаний в практической деятельности....

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Изготовление постера (урок №3)

Технологическая карта и презентация к уроку по теме: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты»Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного м...