Лексикология. Повторение и обобщение.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Кононыхина Анна Викторовна

Рабочий лист к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksikologiya._rabochiy_list.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_____________________________________________________________Дата: 10.12.2020

Рабочий лист урока

Тема урока:

1) Распределите пары слов по группам: благодарный—благодарственный, добрый--злой, зелёный (лук) - натянутый(лук), жестокий--беспощадный, невинный--невиновный, ненастный — пасмурный, горевать--радоваться, киви (птица) – киви (фрукт)

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Паронимы

ИСПЫТАНИЕ № 1: подчеркните в каждом ряду лишнее слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание

В) Бросать, кидать, ловить

Д) Ураган, дождь, буря

Е) Шалун, тихоня, озорник

Вставьте пропущенные буквы, замените повторяющиеся слова синонимами (подпиши сверху).

Был чудес(?)ный зимний день. Со(?)нце св..тило ярко. Снег бл...стел. Прозрач(?)ные, как хрусталь, с..сульки бл..стели, перел..ваясь всеми цветами радуги. Небо над городом бл..стело ч..стейшей голубизной.

ИСПЫТАНИЕ № 2: продолжите пословицы, используя антонимы

  1. Не бойся врага умного, бойся друга...
  2. Лучшая вещь – новая, лучший друг –
  3. Тяжело в ученье, … в бою.

ИСПЫТАНИЕ № 3: отгадайте  загадки

  1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают._______________ 
  2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают.____________________
  3. Из земли я воду извлекаю, а также ваши вещи сохраняю.________________ 
  4. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом.__________________________
  5. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают._____________________

ИСПЫТАНИЕ № 4: рассмотрите картинки на слайде и, используя слова для справок, распределите слова группам (записывайте только слова, а не словосочетания).

Омонимы

Многозначные слова

Слова для справок: петрушка росла в огороде / петрушка выступал в цирке, малярная кисть / кисть винограда, нос человека / нос корабля, длинная коса / заточить косу, плавать в море / плавать на экзамене (ничего не знать), стрельба из лука/ репчатый лук, кузнечный горн / звук горна, корень дерева / корень зла, звонкий колокольчик / расцвел колокольчик, рыцарский замок / за семью замками, зверек вылез из норки / хищная норка, единица за контрольную / единица измерения.

ИСПЫТАНИЕ № 5: отредактируйте речевые недочёты, связанные со смешением паронимов.

  1. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали._________________________
  2. Мальчику очень понравился рыбий суп.___________________________
  3. Это была памятливая для меня поездка.____________________________
  4. Собака была злостная, всех кусала.________________________________
  5. Эта девушка была большая юмореска по натуре._____________________
  6. Марина быстро усвоилась на новом месте.__________________________
  7. Я одел пальто и пошел гулять._____________________________________
  8. Городу нужны новые жилищные дома._____________________________

ИСПЫТАНИЕ № 6

1) Вставьте пропущенные буквы.
2) Выпишите из текста синонимы и антонимы.
3) Выпишите из текста омоним
солнце, составьте с ним словосочетания, иллюстрирующие данные лексические значения: 1.центральное тело Солнечной системы, звезда 2. перен. Тот, кто является предметом поклонения, восхищения 3. разг. Разновидность покроя юбки

Она распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои леп...тки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее всё было так хорошо,  так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почу(?)ствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшие в её тонкие леп...стки розовым светом. В цв...тнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.

Для подсказок

        

ИСПЫТАНИЕ № 6. Тест

ИСПЫТАНИЕ № 6. Тест

1) В каком ряду представлены синонимы?

1)жизненный - житейский

2)высокомерие - надменность

3)высокий - низкий

4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2) Укажите многозначное слово:

А) диалог

Б) шляпка

В) береза

Г) фломастер

3) В каком ряду не все слова являются синонимами:

Узы, оковы, путы

Воображение, фантазия, вымысел

Старание, одолжение, услуга

Холм, пригорок, возвышенность

4) Какая пара слов не является антонимами?

1) Редколесье, чащоба

2) Жизнерадостный, печальный

3) Лицемерный, двуличный

4) Закономерный, случайный

5) В этом предложении есть антонимы:

 

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От доброго не бегай, а худого не делай.

1) В каком ряду представлены синонимы?

1)жизненный - житейский

2)высокомерие - надменность

3)высокий - низкий

4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2) Укажите многозначное слово:

А) диалог

Б) шляпка

В) береза

Г) фломастер

3) В каком ряду не все слова являются синонимами:

Узы, оковы, путы

Воображение, фантазия, вымысел

Старание, одолжение, услуга

Холм, пригорок, возвышенность

4) Какая пара слов не является антонимами?

1) Редколесье, чащоба

2) Жизнерадостный, печальный

3) Лицемерный, двуличный

4) Закономерный, случайный

5) В этом предложении есть антонимы:

 

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От доброго не бегай, а худого не делай.

Тест

1. В каком ряду представлены синонимы?

1)жизненный - житейский

2)высокомерие - надменность

3)высокий - низкий

4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2. Укажите слово, имеющее омоним.

1)успех

2)острый

3)топить

4)сидеть

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1)молчаливый

2)неразговорчивый

3)спокойный

4)безгласный

4. В этом предложении есть антонимы:

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От доброго не бегай, а худого не делай.

5. Укажите многозначное слово:

А) диалог Б) шляпка В) береза Г) фломастер

2. Слово, имеющее несколько лексических значений, называют:

А) омоним Б) синоним В) многозначное Г) антоним

9. Укажите синоним к слову жалеть:

А) сочувствовать Б) жалкий В) возвышать Г) жаловать

2.        В каком ряду не все слова являются синонимами:

1.         Подарок, подношение, презент, гостинец

2.         Поэт, стихотворец, певец, лауреат

3.         Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться

4.         Объединение, союз, ассоциация, альянс

3.        В каком ряду не все слова являются синонимами:

1.        Узы, оковы, путы

2.        Воображение, фантазия, вымысел

3.        Старание, одолжение, услуга

4.        Холм, пригорок, возвышенность

4.        Какая пара слов не является антонимами?

1.        Редколесье, чащоба

2.        Жизнерадостный, печальный

3.        Лицемерный, двуличный

4.        Закономерный, случайный

5.        Какая пара слов не является антонимами?

1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

  4)Жизнерадостный, оптимистичный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.Предмет: русский языкТип урока: урок закрепления материала (повторение)Цели урока: - способствовать з...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

Лексикология. Повторение и обобщение

Конспект к уроку в формате игры...

Лексикология. Повторение и обобщение. Доп. материал к уроку

Легенда, которая зачитывается в начале игры детям (оформить лист, как древнее послание)...

Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"

Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"...

Лексикология: повторение и обобщение.

Материал может быть интересен при проведении обобщающих уроков по теме "Лексика"....