Памятка по написанию разных видов изложений и сочинений по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку

Данный материал поможет учащемуся создать без затруднений , например, сочинение-описание по картине. В состав памятки входит хороший вспомогательный словарик синонимов/антонимов и значений различной  цветовой гаммы и их оттенков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительные упражнения над сочинением по картине:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Составьте предложения на тему этой картины.
  2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  4. опишите ситуацию изображённую на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т.п.
  6. Выразите своё отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

Вспомогательные вопросы:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
  2. Какое слово в названии картины несёт наибольшую смысловую нагрузку?
  3. Какие изобразительно-художественные средства использует художник?
  4. Как интерьер характеризует героев?
  5. Какое значение имеет фон картины?
  6. Как художник относится к своим героям? Почему?
  7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
  8. К какому жанру вы отнесёте эту картину? Почему?
  9. Что рассказал нам художник о мире и о себе?
  10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?
  11. Какова основная мысль картины?

Модели предложений:

Художник, живописец, автор…

Обратился: к какому-либо изображению…, к какой-либо сказке…, к какому-либо эпизоду…

Выделил: какую-либо фигуру…, какой-либо предмет…, каким-либо цветом…, композиционно…

Добивается: какого-либо настроения…, точности изображения…, ясности композиционного построения…, противопоставлением каких-либо цветов…, благодаря какому-либо контрасту…

Словосочетания со значением места:

слева от…виднеется; прямо перед нами изображены…; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает…; вдалеке открывается… .

Словосочетания со значением прошедшего и будущего времени:

После какого-либо события произошло…; только что совершилось…; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; скоро появится…; ещё не случилось, но уже… .

Синонимы: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

Жанры картины: натюрморт, портрет, пейзаж.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения  автора по конкретному поводу или предмету.

Структурная схема эссе

Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос.  Содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Требования, предъявляемые к эссе

 1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей идеи.

3.Эссе должно  быть логичным, четким по структуре.  Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы   (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет:  интересна  вам;  понятна вам;  близка вам (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт – вам есть что сказать по данной теме).

3. Определите главную мысль высказывания   (о чем оно?)

 4. Изложите свою точку зрения  и сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

!!!  Начните эссе с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

Ошибки при написании эссе

В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

  • Многословие.
  • Длинные фразы.
  • Перегруженность (непонятными словами из энциклопедий)
  • Отсутствие логики построения рассуждения.
  • Отсутствие примеров, иллюстрирующих ваши мысли.

Фразы, которые могут помочь при написании эссе

Вступление

 

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Я согласен с данным мнением…(Я не разделяю подобную точку зрения…)

Нельзя не согласиться  с мнением …, Поражает глубина мысли великого…

Эта фраза заставляет задуматься над…

Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

Я не могу присоединиться к этому утверждению…

Основная часть

.

 

Посмотрим на проблему с другой стороны…

Проиллюстрируем это положение следующим примером ...

Следует отметить…, Необходимо заметить…

Заключение

е

 

Исходя из вышесказанного…….  Подводя итог размышлениям…….

Таким образом,…   Итак,… Вот почему я согласен с мнением…

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

ПАМЯТКА «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ»

№ 1. Описание неодушевленного предмета

  План:

  1. Какой предмет изображен на рисунке.
  2. Какого цвета этот предмет или его части (см. Приложение №1).
  3. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане.
  4. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый...; свойства: красивый, полезный (см. Приложения №5, 6).
  5. Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться).
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  7. Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение№9).

№ 2. Описание растения

    План:

  1. Какое растение изображено на рисунке.
  2. Какого цвета это растение или его части (см. Приложение №1).
  1. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане.
  2. Какое  время  года художник изобразил  на рисунке.
  3. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный (см. Приложения №3,6).
  4. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  5. Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать).
  6. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

№ 3. Описание животного

План:

  1. Какое животное изображено на рисунке.
  2. Какого цвета это животное или его части (см. Приложение №1).
  3. Что оно делает, его поза.
  4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане.
  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный...) (см. Приложения №3, 4, 6).
  6. Какая у него морда.
  7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  1. Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).
  2. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

№ 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа

План:

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке.
  2. Из какой он сказки.
  3. Что он делает, его поза.
  4. Его возраст (см. Приложение №4).
  5. Какое у него лицо (морда).
  6. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  7. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
  8. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане.
  9. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  10. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  11. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

№ 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображен один персонаж)

План:

  1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке.
  2. Из какой он сказки.
  3. Что он делает, о чем он думает; его поза.
  4. Его возраст (см. Приложение №4).
  5. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
  6. Какое у героя лицо (морда).
  1. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  2. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
  3. Где находится этот персонаж.
  1. Какое время года изображено на рисунке.
  2. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  3. Что находится в центре картинки.
  4. Что ты видишь на заднем плане.
  5. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  6. Твое  отношение  к  этому персонажу  (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  7. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

17.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).

№ 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей)

План:

  1. Какие сказочные персонажи изображены на рисунке.
  2. Из какой они сказки.
  3. Какой момент из сказки изображен на рисунке.
  4. Что они делают, о чем они думают, о чем разговаривают; их позы.
  5. Какое у первого героя лицо (морда).
  6. Его возраст (см. Приложение№4).
  7. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  8. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
  9. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  1. Какое у второго героя лицо (морда).
  2. Его возраст (см. Приложение №4).
  3. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  4. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья) (см. Приложение №1).
  5. Твое отношение к этому персонажу.
  6. Где находятся эти персонажи.
  7. Какое время года изображено на рисунке.
  8. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  9. Что находится в центре картинки.
  1. Что ты видишь на заднем плане.
  2. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  3. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).
  4. О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).

№ 7. Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)

План:

  1. Кто изображен на рисунке.
  2. Что он делает.
  3. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
  4. О чем он думает, говорит, поет.
  5. В какой позе он нарисован.
  6. Какое у него лицо (морда).
  7. Его возраст (см. Приложение №4).
  8. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  9. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
  1. Где находится этот персонаж.
  2. Какое время года изображено на рисунке.
  3. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  4. Что находится в центре картинки.
  5. Что ты видишь на заднем плане.

15.Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).

16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

17.Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).

№ 8. Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей)                                                                                                                                            План:

  1. Кто изображен на рисунке.
  2. Что они делают.
  3. Что делает первый персонаж.
  4. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
  5. О чем он думает, говорит, поет.
  6. В какой позе он нарисован.
  7. Какое у него лицо (морда).
  8. Его возраст (см. Приложение №4).
  9. Какое у него настроение, какой характер (см: Приложение №7).

10.Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).

  1. Что делает второй персонаж.
  2. Как он это делает, с каким настроением (см. Приложение №8).
  1. О чем он думает, говорит, поет.
  2. В какой позе он нарисован.
  3. Какое у него лицо (морда).
  4. Его возраст (см. Приложение №4).
  5. Какое у него настроение, какой характер (см. Приложение №7).
  6. Во что он одет, какого цвета его одежда (см. Приложение №1).
  7. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
  8. Где находятся эти персонажи.
  9. Какое время года изображено на рисунке.
  10. Что нарисовано ближе всего к тебе.
  11. Что находится в центре картинки.
  12. Что ты видишь на заднем плане.
  13. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...) (см. Приложение №2).
  14. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) (см. Приложение №9).

21.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок (см. Приложение №9).

Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж)

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Что он делает?
  3. Как он это делает, с каким настроением
  4. О чем он думает, говорит, поет?
  5. В какой позе он нарисован?
  6. Какое у него лицо
  7. Его возраст
  8. Какое у него настроение, какой характер
  9.   9. Во что он одет, какого цвета его одежда
  1. Где находится этот персонаж?
  2. Какое время года изображено на рисунке?
  3. Что нарисовано ближе всего к тебе?
  4. Что находится в центре картинки?
  5. Что ты видишь на заднем плане?
  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...)
  7. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть,   подружиться).
  8. Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно но на нее смотреть)

      18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок

                                Как подготовиться к изложению

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи его тему (о чем говорится в тексте).
  3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
  4. Составь план.

  • Раздели текст на части.
  • Выдели главное в каждой части.
  • Озаглавь каждую часть.

  1. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
  2. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
  3. Еще раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
  4. Напиши изложение.
  5. Проверь работу.

Как работать над кратким изложением

  1. Прочитай рассказ.
  2. Определи тему.
  3. Определи главную мысль.
  4. Раздели рассказ на части.
  5. Выдели главное в каждой части.
  6. Сократи каждую часть.
  7. Напиши изложение кратко.
  8. Проверь работу.

Как составить текст-повествование

  1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)?
  5. О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
  6. Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
  7. Озаглавь текст и напиши его.
  8. Проверь работу.

Как составить текст-описание

  1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте?
  1. Выдели признаки предмета.
  2. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  3. Озаглавь текст и напиши его.
  4. Проверь работу.

Как составить текст-рассуждение

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.
  3. Вывод.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

№ 1. Цвета и их оттенки

КРАСНЫЙ

красный

ярко-красный

темно-красный

светло-красный

бледно-красный

красноватый

малиновый

ярко-малиновый

темно-малиновый

светло-малиновый

бледно-малиновый

алый

ярко-алый

темно-алый

светло-алый

бледно-алый

бордовый

ярко-бордовый

темно-бордовый

светло-бордовый

бледно-бордовый

вишневый

ярко-вишневый

темно-вишневый

светло-вишневый

бледно-вишневый

кирпичный

ярко-кирпичный

темно-кирпичный

светло-кирпичный

бледно-кирпичный

розовый

ярко-розовый

темно-розовый

светло-розовый

бледно-розовый

розоватый

оранжево-красный

рыже-красный

желто-красный

желтовато-красный

сине-красный

фиолетово-красный

коричнево-красный серо-красный

персиковый румяный

БЕЛЫЙ

белый

ярко-белый

чисто-белый

снежно-белый

беловатый

белоснежный

молочный

цвет топленого молока

красновато-белый

розовато-белый

оранжево-белый

желтовато-белый

голубовато-белый

синевато-белый

фиолетово-белый

серовато-белый

чисто-белый

ЧЕРНЫЙ

черный черноватый                                                                                                                                                                   смоляной угольный

красновато-черный                                                                                                                                                                                 желтовато-черный                                                                                                                                                                                                   синевато-черный                                                                                                                                                                           фиолетово-черный

СЕРЫЙ

серый

ярко-серый

темно-серый

светло-серый

бледно-серый

сероватый

стальной

пепельный

мышиный

красно-серый

красновато-серый

желто-серый

желтовато-серый

зеленовато-серый

голубовато-серый

сине-серый

синевато-серый

фиолетово-серый

коричнево-серый

ОРАНЖЕВЫЙ

оранжевый

ярко-оранжевый

темно-оранжевый

светло-оранжевый

бледно-оранжевый

оранжеватый

рыжий

ярко-рыжий

темно-рыжий

светло-рыжий

бледно-рыжий

апельсиновый

ярко-апельсиновый

темно-апельсиновый

светло-апельсиновый

бледно-апельсиновый

абрикосовый

ярко-абрикосовый

темно-абрикосовый

светло-абрикосовый

бледно-абрикосовый

медный

красно-оранжевый

желто-оранжевый

ЖЕЛТЫЙ

желтый

ярко-желтый

темно-желтый

светло-желтый

бледно-желтый

желтоватый

канареечный

ярко-канареечный

темно-канареечный

светло-канареечный

бледно-канареечный

соломенный

ярко-соломенный

темно-соломенный

светло-соломенный

бледно-соломенный

яичный ярко-яичный

темно-яичный

светло-яичный

бледно-яичный

лимонный

ярко-лимонный

темно-лимонный

светло-лимонный

бледно-лимонный

песочный

ярко-песочный

темно-песочный

светло-песочный

бледно-песочный

красно-желтый

красновато-желтый

зеленовато-желтый

коричнево-желтый

коричневато-желтый

серо-желтый

КОРИЧНЕВЫЙ

коричневый

ярко-коричневый

темно-коричневый

светло-коричневый

бледно-коричневый

коричневатый

шоколадный

ярко-шоколадный

темно-шоколадный

светло-шоколадный

бледно-шоколадный

кофейный

темно-кофейный

светло-кофейный

бледно-кофейный

каштановый

ярко-каштановый

темно-каштановый

светло-каштановый

бледно-каштановый

бурый

темно-бурый

светло-бурый

бежевый

темно-бежевый

светло-бежевый

кофе с молоком

красно-коричневый

красновато-коричневый

желто-коричневый

желтовато-коричневый

зелено-коричневый

зеленовато-коричневый

серо-коричневый

серовато-коричневый

черно-коричневый

черновато-коричневый

ЗЕЛЕНЫЙ

зеленый

ярко-зеленый

темно-зеленый

светло-зеленый

бледно-зеленый

зеленоватый

травяной

ярко-травяной

темно-травяной

светло-травяной

бледно-травяной

салатовый

ярко-салатовый

темно-салатовый

светло-салатовый

бледно-салатовый

болотный

ярко-болотный

темно-болотный

светло-болотный

бледно-болотный

желто-зеленый

сине-зеленый

коричневато-зеленый

серо-зеленый

серовато-зеленый

ГОЛУБОЙ

голубой

ярко-голубой

темно-голубой

светло-голубой

бледно-голубой

голубоватый

бирюзовый

ярко-бирюзовый

темно-бирюзовый

светло-бирюзовый

бледно-бирюзовый

лазурный

ярко-лазурный

темно-лазурный

светло-лазурный бледно-лазурный

небесный                                                                                                                          морской волны

сине-голубой                                     серо-голубой

серовато-голубой

СИНИЙ

синий

ярко-синий

темно-синий

светло-синий                                          бледно-синий                             синеватый

васильковый

ярко-васильковый

темно-васильковый

светло-васильковый

бледно-васильковый

фиолетово-синий                                            серовато-синий

ФИОЛЕТОВЫЙ

фиолетовый

ярко-фиолетовый

темно-фиолетовый

светло-фиолетовый

бледно-фиолетовый

сиреневый

ярко-сиреневый

темно-сиреневый

светло-сиреневый

бледно-сиреневый

лиловый

ярко-лиловый

темно-лиловый

светло-лиловый

бледно-лиловый

фиалковый

ярко-фиалковый

темно-фиалковый

светло-фиалковый

бледно-фиалковый

сизый ярко-сизый

темно-сизый

светло-сизый

бледно-сизый

красно-фиолетовый

красновато-фиолетовый

сине-фиолетовый

синевато-фиолетовый

серо-фиолетовый

серовато-фиолетовый

 

№ 2. Краски, которые                                                                       используют художники

светлые

лучистые

радужные

веселые

радостные

жизнерадостные

яркие

сочные

темные

мрачные

пасмурные

тусклые

грустные

печальные

блеклые

неяркие

полинялые

унылые

                                            № 3. Размеры

большой

большущий

огромный

огромнейший

гигантский

крупный

громадный

громаднейший

громоздкий

великанский

маленький

малюсенький

небольшой

крохотный

крошечный

махонький

миниатюрный

словно игрушечный

высокий

высоченный

рослый

длинный

длиннющий

долговязый

низкий

низенький

низкорослый

коротыш

невысокий

широкий

широченный

просторный

вместительный

глубокий

толстый

узкий

узенький

тесный

мелкий

худой

                                                           № 4. Возраст

                                           

№ 5. Состояние предмета

новый

свежий

свежайший

модный

современный

новехонький

стильный

старый

древний

старинный

ветхий

дряхлый

изношенный

бесполезный

ненужный

вредный

опасный

бестолковый

красивый

прекрасный

великолепный

видный

изящный

складный

миловидный

приятный

пригожий

прелестный

привлекательный

модный

заметный

очаровательный

бесподобный

потрясающий

обворожительный

хороший

хорошенький

роскошный

чудный

чудесный

дивный

удивительный

замечательный

симпатичный

щегольской

живописный

обаятельный

некрасивый                                  неказистый                                          незаметный

 неприятный

безобразный

невзрачный

неприглядный

неуклюжий

нескладный

безвкусный

безобразный

грубый

отвратительный

омерзительный

противный

ужасный

уродливый

отталкивающий

№ 8. Характеристика действия

быстро

проворно

поспешно

спешно

стремительно

бойко

резво

скоро

оживленно

лихо

мгновенно

опрометью

весело

вскачь

галопом

без промедления

не отвлекаясь

бегом во всю прыть                                  без оглядки

изо всей силы

ловко

расторопно

напряженно

активно

энергично

медленно

копаясь

тихо

еле-еле

лениво

долго

замедленно

неловко

мешковато

неуклюже

нерасторопно                                  спокойно вяло

неактивно                                                  не спеша потихоньку                размеренно                                                               с расстановкой                                              не торопясь

легко

без напряжения

непринужденно

гладко

изящно

тяжело

с трудом

еле-еле

изо всех сил

из последних сил

на  пределе

с удовольствием

аккуратно

тщательно

старательно

вдумчиво

прилежно

дотошно

внимательно

кропотливо

усердно

небрежно                               невнимательно

неаккуратно                                      спустя рукава                                       как попало                                                          без желания                                               как придется

младенец

дитя

детеныш

малыш

ребенок

крошка

малютка

мальчик

малец

мальчишка

мальчуган

мальчонка

девочка                                       девчушка                                     девчонка

дети

детвора

ребята

ребятня

ребятки

юноша

молодой человек

парень

паренек

молодец

детина

девушка

девица

девица

молодая женщина

мужчина

взрослый человек

мужик

 мужичок

мужичонка

женщина

пожилой человек

старик

старичок

старец

старикашка

дед

дедушка

пожилая женщина

старуха

старушка

бабушка                                       бабуля

№ 6. Свойства предмета, человека, животного

полезный

лечебный

практичный                         спасительный

нужный

добротный

удобный

комфортный

бесполезный

ненужный

вредный

опасный

бестолковый

красивый

прекрасный

великолепный

видный

изящный

складный

миловидный

приятный

пригожий

прелестный

привлекательный

модный

заметный

очаровательный

бесподобный

потрясающий

обворожительный

хороший

хорошенький

роскошный

чудный

чудесный

дивный

удивительный

замечательный

симпатичный

щегольской

живописный                               обаятельный                                некрасивый

неказистый                        незаметный                                                       неприятный

безобразный

невзрачный

неприглядный

неуклюжий

нескладный

безвкусный

безобразный

грубый

отвратительный

омерзительный

противный

ужасный

уродливый

отталкивающий

№ 9. Отношение к рисунку

мне нравится

мне пришлось по душе

мне приглянулся

меня радует

мне приятно

я любуюсь

я не нагляжусь

я сочувствую

меня восхищает

мне понравилось

мне запомнилось

я думаю, что

мне кажется, что

я считаю, что

по-моему

на мой взгляд

меня удивило

меня поразило

я сопереживаю

произвело впечатление

я обратил внимание

меня тронуло                          мне не нравится

мне неприятно

мне не понравилось

здесь не хватает

лучше было бы

хотелось бы

меня огорчило

меня возмутило

меня отталкивает

№ 7. Настроение, характер, вид

добрый

положительный

порядочный

добропорядочный

хороший

целеустремленный

надежный

отличный

добродушный

добросердечный

человечный

отзывчивый

доброжелательный

дружелюбный

душевный ровный

неподкупный

злой плохой

злобный

злющий

отрицательный

подлый

спокойный

скверный

бессовестный

скупой

прижимистый

злопамятный

сердитый

ехидны

мстительный

бессердечный

кровожадный

хищный

враждебный

вредный

сварливый

вздорный

вспыльчивый

ворчливый

недовольный

въедливый гневный

недоброжелательный сумасбродный

смелый

находчивый

сообразительный

умный

отчаянный

отважный

геройский

страшный

ужасный

трусливый

жадный

хитрый

веселый

радостный

счастливый

восторженный

беззаботный

беспечный

легкомысленный

бесшабашный

ликующий

игривый

неунывающий

жизнерадостный

непоседливый

праздничный

грустный

невеселый

серьезный

поникший

безвольный

молящий

хмурый

печальный

озабоченный

озадаченный

задумчивый

безутешный

мрачный

помрачневший

унылый

горестный

тоскливый

угрюмый

пасмурный

огорченный

понурый

горестный

жалкий

жалобный

опечаленный

                                          СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

(для справок и упражнений в анализе оттенков значения)

азбука, алфавит

азбука, букварь

актёр, артист(актриса, артистка)

алмаз, бриллиант

армия, войско, рать

аромат, запах, благоухание

бедный, нищий, убогий

бежать, мчаться, нестись, лететь

беспокойство, волнение, тревога

битва, бой

боец, солдат, воин

большой, громадный, огромный, гигантский

бояться, страшиться, трусить, робеть, пугаться

бранить, ругать, журить

бросать, кидать, швырять

буря, ураган, шторм

быстрый, скорый, торопливый, проворный (о человеке)

вежливо, учтиво, любезно (кого-то встретить) весело, радостно, оживлённо

ветер, вихрь взбираться, подниматься

взлетать, подниматься, взмывать, вспархивать (о птице, бабочке)

вид, пейзаж, картина

волшебник, чародей, колдун, маг, кудесник

восток, восход

враг, противник, неприятель, недруг

всадник, верховой, конный, наездник

вслух, громко (говорить)

всюду, повсюду, везде

выносливый, терпеливый

высокий, рослый, долговязый, длинный (о человеке)

гаснуть, погасать, тухнуть

глаза, очи

гнев, ярость, бешенство, негодование

горевать, грустить, печалиться, огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться

горячий, жаркий, знойный громкий, оглушительный, звучный граница, рубеж, предел груз, багаж, поклажа дворец, палаты, хоромы дерзкий, наглый, нахальный дети, ребята, малыши добросовестный, честный догонять, настигать дождь, ливень доктор, врач, лекарь дорогой, ценный, драгоценный доход, прибыль, выгода, барыш дрожать, трястись, трепетать

друг, товарищ, приятель

думать, мыслить, размышлять

душистый, пахучий, ароматный

жара, жар, зной

желать, хотеть

жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый,

лютый

забава, развлечение

загрязнять, пачкать

загораться, вспыхивать, зажигаться,

воспламеняться

задира, забияка, драчун

закрывать, запирать, затворять, замыкать

застенчивый, стеснительный, стыдливый

затея, выдумка

затраты, издержки, расходы

заяц, серый, косой

злой, злобный, недобрый, лихой

знаменитый, известный, славный, прославленный

зябнуть, мёрзнуть, замёрзнуть, коченеть, леденеть,

стыть, стынуть, промерзать, застывать

идти, ступать, шагать, семенить, шествовать, плестись, тащиться известие, сообщение, новость, весть иногда, порой, временами, подчас, изредка

иностранный, заграничный, зарубежный, заморский, чужеземный

интересно, занимательно, увлекательно, занятно

использовать, употреблять, применять

испугаться, устрашиться, оробеть, содрогнуться,

струсить

истратить, израсходовать

кавалерия, конница

капризничать, привередничать карлик, лилипут

кичиться, чваниться, важничать, зазнаваться, заноситься, задаваться

клевета, наговор

комната, горница, светёлка, светлица, каморка

корабль, судно

красивый, хорошенький, миленький, прекрасный, прелестный

красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, рдяный, огненный, рубиновый, кумачовый

крестьянин, земледелец, пахарь, хлебороб

кричать, орать, вопить

крутой, обрывистый, отвесный

ласковый, нежный, мягкий, приветливый

ленивый, нерадивый

ловкий, проворный, юркий, изворотливый

ловушка, западня, капкан

ложь, неправда, враньё

лошадь, конь, скакун

любить, обожать

любознательный, пытливый, любопытный

маленький, крошечный, крохотный

медведь, мишка, косолапый, топтыгин

месяц, луна

множество, масса, тьма, бездна, уйма, пропасть

молодой, юный

мир, вселенная, космос

мокрый, влажный, сырой

мучить, истязать, терзать, изводить, тиранить, пытать

наглый, бесстыдный, бессовестный, беззастенчивый, развязный, нахальный

нападение, атака, штурм, налёт, набег, приступ

наружный, внешний

недостаток, изъян, порок, недочёт, дефект

независимый, самостоятельный, свободный

некрасивый, безобразный, уродливый

ненастный, пасмурный, хмурый, непогожий (день)

несчастный, бедный, горемычный

несчастье, горе, беда, бедствие, невзгоды, напасть

неуклюжий, нескладный, мешковатый, неловкий

неясный, смутный, туманный, невнятный

обеднеть, обнищать, разориться

оберегать, беречь, охранять, хранить

огонь, пламя

одежда, костюм, платье, наряд, убранство, туалет

опрятный, чистый, аккуратный

отец, папа

откровенный, искренний, чистосердечный, прямой,

прямодушный

очень, весьма, крайне, чрезвычайно

ошибка, просчёт, промах, оплошность

печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь, горесть,

кручина

пища, еда, питание, корм (для животных)

плакать, рыдать, реветь, хныкать

плата, вознаграждение, награда

плохо, скверно, дурно, худо, неудовлетворительно

победить, одолеть, побороть, сломить, разбить

позволять, разрешать

покорять, порабощать

посылать, отправлять               похвала, одобрение, хвала,          правда, истина               предсказывать, пророчить, предвещать

препятствие, помеха, преграда

приказ, предписание, команда, повеление, указание,

распоряжение

просить, умолять, клянчить

простой, скромный, бесхитростный

прохладный, свежий

прочный, крепкий, надёжный, устойчивый

прощать, извинять, спускать

пугать, грозить, стращать

путешественник, странник, турист

работа, труд, дело, занятие, служба

радоваться, торжествовать, веселиться

разборчивый, капризный, прихотливый,

привередливый

развлекать, забавлять, веселить, тешить

разговаривать, беседовать, толковать, болтать

разговорчивый, словоохотливый, болтливый

разрешать, позволять

разрушать, рушить, ломать, крушить, громить

раньше, прежде

ребёнок, дитя, младенец

робкий, трусливый, несмелый, боязливый

Родина, Отчизна, Отечество

родник, ключ, источник

свобода, воля, независимость

сильный, могучий, мощный

скучный, тоскливый, печальный

слабый, слабосильный, бессильный

случай, происшествие

слушаться, подчиняться, повиноваться, покоряться

смелый, бесстрашный, храбрый, безбоязненный,

отважный, лихой, удалой, неустрашимый

смерть, конец, кончина, гибель

смешной, забавный, комичный, потешный,

уморительный

смеяться, хохотать, хихикать

смотреть, взирать, глядеть

спасибо, благодарю, благодарствую

спасти, выручить, избавить, вызволить

спокойный, тихий, мирный, смирный

старый, древний, давний, старинный

страдать, мучиться, маяться, томиться, терзаться

страх, боязнь, ужас

стыд, позор, срам

тайный, секретный, потайной

танцевать, плясать

темнота, мрак, тьма, потёмки

тихий, бесшумный

тревожить, беспокоить, волновать

тюрьма, темница, острог, застенок

тяжёлый, увесистый, грузный

тянуть, тащить, волочить

угощать, потчевать

удивительный, изумительный, необычайный,

поразительный, невиданный, сказочный

ум, разум, рассудок

умереть, скончаться, погибнуть

умный, понятливый, толковый, смышленый,

смекалистый, разумный

уничтожать, истреблять, искоренять

употреблять, пользоваться, применять,

использовать

усердный, прилежный, старательный

успех, удача

устать, утомиться, измучиться, умориться

ухаживать, заботиться, присматривать

фантазия, воображение

хвалить, одобрять

хвастаться, хвалиться

хижина, лачуга, хибара

хитрый,, лукавый

хотеть, желать

худой, тощий, худощавый, сухопарый, поджарый

цепи, оковы, узы

шалить, проказничать, баловаться, озорничать

яд, отрава

СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

(для упражнений и справок)

белый — чёрный                                                                 бледнеть — краснеть

бледный — румяный

близкий — дальний

богач — бедняк

большой — маленький

быстро — медленно

великан — карлик

весёлый — грустный, скучный

высокий — низкий

горький — сладкий

грубый — нежный

да — нет

день — ночь

добро — зло

дорогой — дешевый

друг — враг

жар — холод

здоровый — больной

зима — лето

красивый — уродливый

лёгкий — трудный

ложиться — вставать

любить — ненавидеть

мир — война

молодой — старый

мягкий — твёрдый

нельзя — можно

новый — старый

острый — тупой

падать — подниматься

плюс — минус

поднимать (ся) —опускать(ся)

полезный — вредный

полный — пустой

помогать — мешать

правда — ложь

прибыль — убыток

прямой — кривой

радость — грусть, печаль

родина — чужбина

рождаться — умирать

свет — тьма

свобода — рабство

сильный — слабый

смелый — трусливый, робкий

смеяться — плакать

сухой — мокрый

толстый — тонкий

умный — глупый

успех — неудача

честный — подлый

чистый — грязный

хвалить — ругать, бранить

хороший — плохой

хохотать — рыдать

широкий — узкий

щедрый — скупой

юг — север

юноша — старик

Список использованной литературы

  1. М.Р. Львов. Речь младших школьников и пути ее развития. М., «Просвещение», 1975.
  2. М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993.
  3. Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение», 1979.
  4. Т.Г. Рамзаева. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 кл. М., «Дрофа», 2000.
  5. М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи младших школьников. Часть I. М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1994.
  6. Н.С. Черноусова. Сочинения в начальных классах. М., «Просвещение», 1976.
  7. Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., 1992.
  8. Л.В. Попкова. «Из опыта работы над сочинениями», журнал «Русский язык в школе», 2002, № 2.
  9. М.А. Горлова. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, № 8.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Памятка по написанию изложения (в помощь учителю русского языка).

Памятка предлагает  универсальную структуру изложения, включающую  в себя все основные моменты, выделяемые традиционной методикой....

Алгоритм написания сочинений по русскому языку,ОГЭ

Задание 15.3.Примеры написания сочинений на несколько тем...

Памятка как писать разные виды сочинений

Памятка как писать разные виды  сочинений...