Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Бетюнская Екатерина Айаановна

Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы МОБУ «Центр образования» и рабочей программы по русскому языку. / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2017.(содержит рабочую программу по русскому языку для 9 класса к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М,: Просвещение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск» РС (Я)

«Утверждаю»            

директор ОУ

_______________

«__»_______2021г.

          «Согласовано»

    зам. директора по УВР

    ____________________  

       «__» _________2021г.                  

 «Рассмотрено»                                  

на заседании МО

 протокол №____                                                «__»_______2021г.

Рабочая образовательная программа

по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Составили:

Бетюнская Екатерина Айаановна

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 9 классов составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, образовательной программы МОБУ «Центр образования» и рабочей программы по русскому языку. / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2017.(содержит рабочую программу по русскому языку для 9 класса к УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М,: Просвещение).

Русский язык — один из развитых языков мира. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве), хранения и передачи информации. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

СОДЕРЖАНИЕ

  Рабочая программа включает десять разделов:

  1. Пояснительную записку
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. График реализации рабочей программы по русскому  языку 9 классов
  4. Основное содержание программы
  5. Учебные компетенции
  6. Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса
  7. Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
  8. Система оценки
  9. Учебно – методический комплект
  10. Тематическое планирование, в которое включены: основные виды деятельности ученика по всем темам курса русского языка, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок.

2.Общая характеристика учебного предмета

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;

• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях— территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

• отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;

• сведения об основных нормах русского литературного языка;

• сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание курса русского  языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.

Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов.

Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.

Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 7 классе повторение таких разделов русского языка как фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование,  изучается морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса и пунктуации является предметом изучения в 8 и 9 классах.

Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 9 классах.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце  года в каждом классе выделяются специальные часы.

Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В конце программы 9 класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение количества часов по темам программы.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме : в 9 классе 108 ч.

3. График реализации рабочей программы по русскому языку 9 класса

Наименование разделов и тем

Кол-во часов всего

В том числе контрольные, (форма, тема)

Международное значение русского языка

1

Повторение изученного в 5- 8 классах.

9

№1 Сочинение "Описание предмета".

№ 2 Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Сложное предложение.

6

№3 Сжатое изложение по тексту «Мир детства» в формате ОГЭ

Сложносочинённые предложения.

13

№4 Проверочная работа по теме «Сложносочинённые предложения».

№ 5 Тест по теме «Сложносочинённые предложения».

Сложноподчинённые предложения.

5

№6 Проверочная  работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

Основные группы сложноподчинённых предложений.

18

№ 7 Сочинение-рассуждение на тему «Внутренний мир человека» в формате ОГЭ

№ 8 Диктант «Виды придаточных предложений»

 № 9 Тест по теме  "Сложноподчиненное предложение"

Бессоюзные сложные предложения.

14

№ 10 Изложение по тексту «Леса» в формате ОГЭ

№ 11 Тесты ОГЭ по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Сложные предложения с различными видами связи.

8

№ 12 Диктант с грамм. заданием по теме «Различные виды связи сложных предложений».

№ 13 Проверочная работа по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи».

Общие сведения о языке.

5

№ 14 Сочинение – рассуждение на тему «Доброта» в формате ОГЭ

Повторение.

26

№ 15 Тестирование по теме «Фонетика, графика и орфография. Лексикология и фразеология».                                                                                                          № 16 Изложение по тексту «Доблесть» в формате ОГЭ                                      № 17 Сочинение- рассуждение на тему «Жизненные ценности»  в формате ОГЭ                                                                                                                           № 18 Тестирование по теме «Морфология. Синтаксис».                                      № 19 Итоговый диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография. Пунктуация»

График реализации рабочей программы по русскому языку 9 класса

4.Основное содержание программы

9 КЛАСС (102 ч)

Международное значение русского языка (1 час) Повторение пройденного в 5-8 классах (9 часов) Фонетика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. РР. Сочинение "Описание предмета". РНО. Морфология. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками.         Сложное предложение. (6ч.) Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Основные виды сложных предложений. Интонация сложного предложения.        Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.        Сжатое изложение по тексту «Мир детства» в формате ОГЭ        ОГЭ Излож.        Сложносочинённые предложения. (13ч.)  РНО. Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях.        Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.        Сложносочинённые Предложения с противительными союзами. Проверочная работа по теме «Сложносочинённые предложения». РНО. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.        Рецензия. Систематизация и обобщение по теме ССП. Р.Р. Подготовка к итоговому собеседованию. Тест по теме «Сложносочинённые предложения». Сложноподчинённые предложения. (5ч.).         РНО. Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в СПП. Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Место придаточного предл. по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.         Провер. раб по теме «Сложноподчинённые предложения».Основные группы сложноподчинённых предложений. (14ч.) РНО. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.        Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.        Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени, сравнительные.        Придаточные предложения места и времени.        Сочинение-рассуждение на тему «Внутренний мир человека» в формате ОГЭ. РНО. Придаточные предложения условные и причины, цели.         Придаточные предложения уступительные и следствия.        СПП с придаточными присоединительными.        Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными.        Пунктуация в СПП с несколькими придаточными.Диктант «Виды придаточных предложений»        Диктант с грамм. заданием        РНО. Деловые бумаги.        49.Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.         Тест по теме  "Сложноподчиненное предложение"        РНО. Систематизация и обобщение по теме «Основные группы СПП». Р.Р. Подготовка к итоговому собеседованию.        Бессоюзные сложные предложения. (14ч.) Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.        Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.        Изложение по тексту «Леса» в формате ОГЭ         РНО. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.        БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.         БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Р.Р. Сочинение по картине Н.М.Ромадина "Село Хмелевка". РНО. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.        Реферат.        Систематизация и обобщение по теме «Бессоюзные сложные предложения».        Тесты ОГЭ по теме «Бессоюзные сложные предложения».        Сложные предложения с различными видами связи. (8ч.) РНО. Употребление союзной (сочин. и подчин.) и бессоюз. связи в сложных предл-ях. Употребление союзной (сочин. и подчин.) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Авторские знаки препинания. Авторские знаки препинания. Диктант с грамм. заданием по теме «Различные виды связи сложных предложений». РНО. Синтакс. и пунктуац. разбор сложного предложения с различными видами связи. Систематизация и обобщение по теме «Сложные предложения с разл.видами связи». Проверочная работа по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи». Общие сведения о языке. (6ч.) РНО. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Русский литературный язык и его стили. Сочинение – рассуждение на тему «Доброта» в формате ОГЭ.  Работа над ошибками. Повторение. (22ч.) Фонетика и графика. Орфография. Орфография. Лексикология (лексика) и фразеология. Тестир.теме «Фонетика, графика и орфография. Лексикология и фразеология». РНО. Морфемика. Словообразование. Изложение по тексту «Доблесть» в формате ОГЭ. РНО. Орфограммы в корнях слов. Орфограммы в приставках. Функции Ь. Морфология. Сочинение- рассуждение на тему «Жизненные ценности»  в формате ОГЭ. РНО. Синтаксис. Пунктуация. Тестирование по теме «Морфология. Синтаксис». РНО. Употребление знаков препинания. Итоговый диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография. Пунктуация». Работа над ошибками. Подготовка к ОГЭ. Пробная работа в формате ОГЭ. Обобщение пройденного материала за курс 9 класса. Резерв

5.Учебные компетенции

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения.

Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

 Овладение основными видами речевой деятельности.

Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией  речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста(подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

ЯЗЫКОВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИЯ

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря.

 Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в CMC-сообщениях.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.         Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

 Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

 Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

6.Требования к уровню подготовки выпускника 9-го класса

В результате изучения русского языка  ученик должен знать/понимать:

7. Результатом формирования  универсальных учебных действий будут являться умения:

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и  жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;

•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

8.Система оценки

 «Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём раз- личных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

 I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 9 класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать вы- явление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие текс- ты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок;  6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ. Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объём текста для подробного изложения: в 9 классе — 350— 450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объём классных сочиненийв 9 классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.  При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка . Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов  при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недо- чётов в содержании и до 7 речевых недочётов Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок «1» В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%.

9.Учебно – методический комплект

Для учителя  

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.Г. Бархударов и др.. – М.: Просвещение, 2019;
  2. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014;
  3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов;
  4. Русский язык: Поурочные разработки. 9 класс. Запорожец А. И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8— 9 классы (из опыта работы).

Для учеников 

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.Г. Бархударов и др.. – М.: Просвещение, 2019;
  2. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2014;
  3. Русский язык. Основной государственный экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: учебное пособие/ С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020;
  4. ОГЭ 2020. Итоговое собеседование по русскому языку. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий/ Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.

10.Тематическое планирование в которое включены: основные виды деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по всем темам курса русского языка, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование  УУД, вид контроля и измерители, педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащихся.

Тематическое планирование 9 класс

Тема урока

Тип (вид) урока

Элементы обязательного стандарта образования: предметные компетенции; ЗУНы

Личностные УУД (усвоение социального опыта, приобретение достижений в социализации)

Метапредметные УУД

Предметные

Примечание

1

3

4

5

6

7

8

9

Введение

1

Международное значение русского языка.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему, комментирование выставленных оценок.

самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания

Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему(Монолог.Диалог), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Групповая работа по вариантам сочинение "Описание предмета" с последующей взаимопроверкой  при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок.

Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира.

Содействовать формированию патриотических чувств

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), владеть монологической и диалогической формами  речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Научиться понимать высказывания и составлять рассуждение на лингвистическую тему  

Научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи

Научиться составлять монолог и диалог.

Научиться применять алгоритм определения стиля речи.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста. Уметь различать тропы.

Уметь правильно употреблять заимствованные слова в устной и письменной речи.

Научиться составлять и использовать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

2

Фонетика.

УОН (Урок общеметодической направленности)

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности

3

Лексикология и фразеология.

УОН

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

4

Морфемика. Словообразование.

УОН

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

5

РР. Сочинение "Описание предмета".

Р.Р.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

6

РНО. Морфология.

УОН

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

7

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

УОН

 

8

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

Урок общеметодической направленности

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности.

9

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

К.Р. Урок развивающего контроля

Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы

Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникатив: Формировать навыки работы в группе,  представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е операционального опыта

Познавательн:

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах.

10

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы:

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Сложное предложение. 6ч.

11

Понятие о сложном предложении.

Урок общеметодической направленности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

 Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Научиться понимать высказывания и составлять рассуждение на лингвистическую тему  

Научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи

Научиться составлять монолог и диалог.

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста.

Научиться составлять и использовать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

12

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

УОН

13

Основные виды сложных предложений.

УОН

14

Интонация сложного предложения.

Урок «Открытия нового знания»

15

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

Урок «Открытия нового знания»

16

Сжатое изложение по тексту «Мир детства» в формате ОГЭ

К.Р. Урок развивающего контроля

Сложносочинённые предложения. 13ч.

17

РНО. Понятие о сложносочиненном предложении.

УОН (Урок общеметодической направленности)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему(Монолог.Диалог), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы  

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности.

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), владеть монологической и диалогической формами  речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Уметь опознавать ССП в тексте, правильно определять правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи частей предложения, интонационно оформлять ССП, составлять план, определять  тип и стиль речи текста, кратко излагать текст , производить структурно-семантический анализ  ССП, конструировать предложения, наблюдать за использованием ССП, производить их структурно-семантический анализ  

18

Смысловые отношения в ССП.

Урок «Открытия нового знания»

19

ССП с соединительными союзами.

УОН

20

ССП с соединительными союзами.

УОН

21

ССП с разделительными союзами.

УОН

22

ССП с противительными союзами.

УОН

23

Проверочная работа по теме «ССП».

К.Р. Урок развивающего контроля

24

РНО. Разделительные знаки препинания между частями ССП

УОН

25

Разделительные знаки препинания между частями ССП

УОН

26

Синтаксический и пунктуац.разбор ССП

УОН

27

Рецензия. Систематизация и обобщение по теме ССП.

Урок «Открытия нового знания»

28

Р.Р. Подготовка к итоговому собеседованию.

УОН

29

Тест по теме «Сложносочинённые предложения».

К.Р.

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы

Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Сложноподчинённые предложения. 5ч.

30

РНО. Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в СПП

УОН (Урок общеметодической направленности)

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности.

Коммуникатив: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Уметь опознавать СПП в тексте, правильно определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП, ставить ЗП, составлять план, определять  тип и стиль речи текста, кратко излагать текст , производить структурно-семантический анализ  СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, наблюдать за использованием СП с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов, производить их структурно-семантический анализ.

Уметь опознавать СПП в тексте, правильно определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП, ставить ЗП, составлять план, определять  тип и стиль речи текста, кратко излагать текст , производить структурно-семантический анализ  СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, наблюдать за использованием СП с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов, производить их структурно-семантический анализ.

31

Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

УОН

32

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

УОН

33

Место придаточного предл. по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

УОН

34

 Провер. раб по теме «Сложноподчинённые предложения».

К.Р. Урок развивающего контроля

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы        

Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Основные группы сложноподчинённых предложений. 18ч.

35

РНО. СПП с придаточными определительными.

УОН

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему(Монолог.Диалог), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Групповая работа по вариантам сочинение "Описание предмета" с последующей взаимопроверкой  при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок, Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы          

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

36

СПП с придаточными определительными.

УОН

37

СПП с придаточными изъяснительными.

УОН

38

СПП с придаточными обстоятельств-ми

УОН

39

Придат.предложения образа действия и степени, сравнит.

УОН

40

Придаточные места и времени.

УОН

41

Сочинение-рассужд. на тему «Внутренний мир человека» в формате ОГЭ

Развитие речи.

42

РНО. Придаточные условные и причины, цели.

УОН

43

Придаточные уступит.и следствия.

УОН

44

СПП с придаточными присоединит-ми.

УОН

45

Осн. виды СПП с двумя или неск.придаточными

Урок «Открытия нового знания»

46

Пунктуация в СПП с неск.придат-ми

УОН

47

Диктант «Виды придаточных предложений»

К.Р. Урок развивающего контроля

48

РНО. Деловые бумаги.

УОН

49

Синтаксический и пункт. разбор СПП

УОН

50

Тест по теме  "СПП"

К.Р.

51

РНО. Системат.и обобщение по теме «Осн.группыСПП».

Повторительно - обобщающий урок

52

Р.Р. Подготовка к итог.собеседанию.

Повторит. – обоб.урок

Бессоюзные сложные предложения. 14ч.

53

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

УОН

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему(Монолог.Диалог), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Групповая работа по вариантам сочинение  Формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы, алгоритма проведения самопроверки работы

 Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательн: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Уметь выявлять смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать бессоюзные сложные предложения, передавая голосом отношения перечисления, конструировать бессоюзные сложные предложения.

Уметь выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями  бессоюзных сложных предложений.

Уметь выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия)

54

Интонация в БСП

УОН

55

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

УОН

56

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой

УОН

57

Изложение по тексту «Леса» в формате ОГЭ

Развитие речи

58

РНО. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие .

Урок рефлексии

59

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

УОН

60

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

УОН

61

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

УОН

62

Р.Р. Сочинение по картине Н.М.Ромадина "Село Хмелевка."

Развитие речи.

63

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

УОН

64

Реферат.

УОН

65

Системат. и обобщ. по теме «БСП».

УОН

66

Тесты ОГЭ по теме «БСП».

К.Р.

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы                

Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Сложные предложения с различными видами связи. 8 ч.

67

РНО. Употребл. союзной (сочин. и подчин.) и бессоюз. связи в СП

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему,самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Уметь опознавать СП в тексте, правильно определять правильно расставлять ЗП, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СП, составлять план, определять  тип и стиль речи текста, кратко излагать текст , производить структурно-семантический анализ  СП, конструировать предложения, наблюдать за использованием СП, производить их структурно-семантический анализ  

68

Употребл. союзной (сочин. и подчин.) и бессоюз. связи в СП

УОН

69

Авторские знаки препинания.

Развитие речи

70

Авторские знаки препинания.

УОН

71

Диктант с грамм. заданием по теме «Различные виды связи СП».

К.Р. Урок развивающего контроля

72

РНО. Синтакс. и пунктуац. разбор СП с различными видами связи.

УОН

73

Систематизация и обобщение по теме «Сложные предложения с разл.видами связи».

Повторительно - обобщающий урок

74

Проверочная работа по теме «Синтакс. и пунктуац.разбор СП с различными видами связи».

К.Р. Урок развивающего контроля

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки работы                        

Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Общие сведения о языке. 5ч.                                                 Повторение. 26ч.

75

РНО. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающ.явление

Урок рефлексии

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы на лингвистическую тему, комментирование выставленных оценок.

самостоятельное проектирование аргументированного устного текста, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания

Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах-анализ художественного текста с диалогом, составление рассуждения на лингвистическую тему(Монолог.Диалог), проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Групповая работа по вариантам сочинение "Описание предмета" с последующей взаимопроверкой  при консультативной помощи учителя, комментированное выставление оценок.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к коллективной аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной  и коллективной аналитической, исследовательской деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности. Формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникатив:  Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Групповое конструирование текстов разных стилей при консультативной помощи учителя,

Научиться понимать высказывания и составлять рассуждение на лингвистическую тему  

Научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи

Научиться составлять монолог и диалог.

Научиться применять алгоритм определения стиля речи.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста. Уметь различать тропы.

Уметь правильно употреблять заимствованные слова в устной и письменной речи.

Научиться составлять и использовать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

76

Русский лит. язык и его стили.

УОН

77

Русский лит. язык и его стили.

Урок повторение

78

РР. Подробное изложение текста.

Развитие речи

79

Сочинение – рассужд. на тему «Доброта» в формате ОГЭ

Развитие речи

80

Работа над ошибками

81

Фонетика и графика.

Урок рефлексии

82

Орфография.

УОН

83

Орфография.

УОН

84

Лексикология . и фразеология.

УОН

85

Тестир.теме «Фонетика, графика и орфогр. Лексикология и фразеология».

К.Р.

86

РНО. Морфемика.

УОН

Словообразование.

УОН

87

Изложение по тексту «Доблесть» в формате ОГЭ

Урок контроля

88

РНО. Орфограммы в корнях слов.

УОН

89

Орфограммы в приставках.

УОН

90

Функции Ь.

УОН

91

Морфология.

УОН

92

Сочинение- рассужд. на тему «Жизненные ценности»  (ОГЭ)

Развитие речи

93

РНО. Синтаксис.

УОН

94

Пунктуация.

УОН

95

Тестир. по теме «Морфология. Синтаксис».

К.Р.

96

РНО. Употребл. знаков преп.

УОН

97

Итоговый диктант с грамм.заданием по теме «Орфография. Пунктуация»

К.Р. Урок развивающего контроля

98

Работа над ошибками.

Урок рефлексии

99

Подготовка к ОГЭ

Повторит. - обобщурок

100

Пробная работа в формате ОГЭ.

К.Р. Урок разв.контр

101

Обобщение пройденного материала за курс 9 класса

Повторительно - обобщающий урок

102

Резерв

УОН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...