Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Баранникова Ирина Михайловна

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa.docx118.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено 

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 29.08.2022г

Принято 

на Педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2022г

Утверждаю

Директор МКОУ «Коршуновская СОШ» __________/Н.М.Маслобоева

Приказ № 258 от 31.08.2022г.

Рабочие программы учебных предметов и курсов,

предусмотренных основной образовательной программой

 основного общего образования

Предметная область

«Русский язык и литература»

Срок реализации: 1 год

Название рабочей программы

классы

1

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9

Составитель:

                                                                         Баранникова И.М,

                       учитель русского языка и литературы,

     высшая квалификационная

                                   категория

Аннотация

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлена на основе ОП МКОУ «Коршуновская СОШ» с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2019.

 

Данный факультатив открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека. Курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Занятия проводятся в форме лекций по теоретическому материалы, практикумов по написанию сочинений, выполнению экзаменационных работ.

 Цель курса: обеспечить качественную подготовку учащихся к  сдаче ОГЭ по русскому языку.

Место учебного курса в обучении

        Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).

                  Список литературы

1.Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения основного государственного экзамена в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель"2022

2. Львова С.И., Замураева Т.И.ОГЭ 2017: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). – М.: Эксмо, 2017

3.  Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учеб.пособие/ В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2015.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. - Издательство «Экзамен»

5. ЦыбулькоИ.П. Типовые экзаменационные варианты ОГЭ. Москва, «Национальное образование», 2022.

6. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Планируемые результаты

освоения факультативного курса по русскому языку в 9 классе

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного курса

1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).

1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.        

2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).      

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения.

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

13. Сложные предложения с разными видами связи.

3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).

1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов из жизненного опыта,из художественной литературы.

3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

4. Контроль знаний (4 ч).

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Учебно-тематический план:

п\п

Наименование разделов

Максимальная нагрузка учащихся

Из них:

Теоретическое обучение

Практикумы

Уроки контроля

1

Подготовка к написанию изложения

6

2

2

2

2

Подготовка тестовой части (№2-8)  

17

-

15

2

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  

7

2

3

2

4

Контроль знаний

4

-

-

4

Всего:

34

4

20

10

Календарно-тематическое планирование факультатива

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе

на 2022-2023 учебный год

№п/п

Дата

Название раздела. Тема урока

Кол-во часов

план

факт.

1-2

Подготовка к написанию изложения (6 ч).

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

2

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

1

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

6

Сжатое изложение.

1

7

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

1

8

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

1

9

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок.

1

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

10

Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

1

11

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

1

12

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

1

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения

13

Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения.

1

14-15

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении.

2

16-17

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

2

18-19

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

2

20-21

Сложные предложения с разными видами связи.

2

22-23

Выполнение заданий 2-8

2

24

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

25

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

26

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1

27

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1

28

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста.

1

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста .

1

30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

31-34

Контроль знаний (4 ч).

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью, 9 класс, 34 часа

   Данная программа является вариативной для 9 класса С(К)К VIII вида. Составлена на основе программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо», программы для специальных (коррекцион...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Загадки русской орфографии", 6 класс.

  Факультативный курс «Загадки русской орфографии» рассчитан на 17 часов  и предназначен для обучающихся 6 класса. Рабочая программа факультативного курса составлена на ос...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...