Урок русского языка "Однородные и неоднородные определения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Скрипка Ирина Петровна
Цели урока:
- создать условия для углубления учащимися знаний об определениях путем решения проблемной ситуации и исследования понятия;
- создать условия для закрепления и систематизации теоретических знаний по теме способом опорного конспекта;
- развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, творческого мышления, наблюдательности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 8 класс

Тема: «Однородные и неоднородные определения»

Педагогическая технология: проблемное обучение.

Цели урока:

- создать условия для углубления учащимися знаний об определениях путем решения проблемной ситуации и исследования понятия;

- создать условия для закрепления и систематизации теоретических знаний по теме способом опорного конспекта;

- развивать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской работы, творческого мышления, наблюдательности.

                                                          Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята,  поприветствуйте присутствующих педагогов.

-Хорошо, молодцы а сейчас проверьте своё рабочее место, всё готово к уроку?

-  Хорошо, садитесь.

 

II. Проверка домашнего задания и повторение теории.

   1 -Возникли ли у вас вопросы  при выполнении домашнего задания?

     -Хорошо, тогда передайте тетрадки

-А сейчас повторим изученное на прошлом уроке

- Ребята, на доске расположено предложение, кто желает выйти к доске и выполнить задание: найти определения в предложении

 Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца, столь чистый, благородный – ничто не трогает души твоей холодной.

    2 -Ну, а пока ( имя) делает задание, мы проведем устный опрос.

Форма проведения опроса предлагается на выбор учащимся: в форме вопросительных предложений или в форме незаконченных предложений

  • Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел русского языка, который……..)
  • Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение отличается от словосочетания тем, что…….. )
  • Какими бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают………)
  • Какими бывают предложения по эмоциональной окраске? (По эмоциональной окраске предложения бывают……..)
  • Чем отличается простое предложение от сложного? (Простое предложение отличается от сложного тем, что…….)
  • На какие две группы  простые предложения делятся по составу грамматической основы? (По составу грамматической основы простые предложения делятся на …..)
  • Какие предложения называются распространенными? (распространенными являются предложения, в которых есть ……….)
  • Что такое определении? (Определение – это второстепенный член предложения, который……).
  • Чем может быть осложнено простое предложение? (Простое предложение может быть осложнено ………)
  • Какие члены предложения называются однородными? (Однородными являются члены предложения, которые…

      –Хорошо, молодцы, а теперь послушаем (имя), тебе нужно было найти определения в тексте и под черкнуть их.

                             

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца, столь чистый, благородный – ничто не трогает души твоей холодной.

Вопросы:

- Чем выражены данные определения?  Какие из этих определений являются

  однородными? Почему? (Относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и  

  тот же вопрос»

 – Хорошо, молодец, садись, ребята, какую оценку поставим(почему)

3 Синтаксическая пятиминутка.

- Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока

-Записали, молодцы, а теперь оцените себя по шкале . как вы готовы изучать новый материал (на доске баллы)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения», подумайте и скажите каковы цели нашего урока

(Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.)

-Хорошо, молодцы

III. Проблемная ситуация:

  1. –Ребята, а сейчас прочитайте отрывок из стихотворения и определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.

- Почему между этими словами не стоит запятая

Михаил Исаковский «Враги сожгли родную хату»

                                                    Никто солдату не ответил.

                                                    Никто его не повстречал.

                                                    И только теплый  летний вечер

                                                    Траву могильную качал.

-Какими членами предложения являются выделенные слова?

-Почему между ними не стоит запятая?

-Попробуйте ответить на этот вопрос, самостоятельно исследовав данные определения по вопросам.

- я сейчас раздам вам карточки с вопросами, поработайте в группе

-

Учащимся выдается карточка с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ.

Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи  выражены данные определения? Ответ: прилагательными.
  • Что обозначают прилагательные? Ответ: признаки предметов
  • Как характеризует вечер

       признак    «теплый» Ответ: по ощущениям

       признак    «летний»  Ответ: по времени года

  • Одинаково или по-разному характеризуют  предмет эти два признака?

Ответ: по-разному.

  • Являются ли эти определения однородными? Ответ: не являются однородными.

     - Готовы, давайте будем проверять

Проверка выполненной работы. На слайде появляются ответы на вопросы. Учащиеся проверяют себя и делают вывод, что не все определения бывают однородными.

6 Работа над новой темой  «Однородные и неоднородные определения»

  1. Составление опорного конспекта на основе сведений учебника.  

- Хорошо, молодцы, а сейчас давайте составим опорный конспект. Откройте учебник на странице    и прочитайте текст

- Прочитали, ответьте на вопросы и по ответам давайте постараемся составить опорный конспект.

(Затем им предлагаются вопросы, по ответам на которые составляется опорный конспект материала. (Используется презентация). Учащиеся воспроизводят конспект в тетрадях.)

                                                             определения

                однородные                                                                     неоднородные                                                

     

      характеризуют предмет                                                   характеризуют предмет

          с одной стороны                                                                с разных сторон

                  выражены                                                                                выражены

             качественными                                                        качественными и относительными

           прилагательными                                                                         прилагательными

- Ребята, вот мы с вам определили ,что однородные определения выражены качественными прилагательными, а неоднородные качественными и относительными и ,чтобы нам продолжить работу давайте вспомним какие прилагательные называются качественными , а каккие относительными?

-Хорошо,молодцы!

  1. – А сейчас ,давайте отдохнём и проведем физминутку.

8 Молодцы, займите свои рабочие места

           

   9 -Вернемся к нашему  конспекту (опорный конспект продолжается)

                  теплый, нежный вечер                                            теплый летний вечер

    10 -    Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные  и  

                  неоднородные  определения.

                  (в первом случае «теплый», «нежный» - оба  прилагательных качественные, и

                   между ними можно поставить союз «и»;

                   во втором случае «теплый» - качественное прилагательное, а «летний» -

                   относительное, между ними сою а поставить нельзя)

  • Составьте  схемы  однородных и неоднородных определений

(слайды)

  1. Упражнения в распознавании однородных и неоднородных определений.

-А сейчас ,ребята, закрепим наши знания выполним упражнение  по вариантам, 1 вариант выписывает однородные определения с определяемым словом, а 2 неоднородные определения

      Учащиеся читают предложения, находят определения, определяют       однородные они

       или неоднородные и объясняют, почему.

1 вариант

2 вариант

                              упр. 286

                             упр.287

выписать

однородные определения с определяемым словом

неоднородные определения с определяемым словом

           северный, неласковый ветер

           ……………………………….

           ……………………………….      

           обрывистым песчаным откосом

           …………………………………..

           ………………………        

-Сделали молодцы

Работа над предложением № 3.  Характеристика. Составление схемы, объясняющей расстановку знаков препинания (схему составляет ученик у доски).

Затем запись предложения под диктовку, подчеркивание определений. Самопроверка.

Аналогичная работа по упр. 287. Разбор предложения   № 3

  1. Закрепление нового понятия.

-Продолжим работу, сейчас самостоятельная работа

    - Сейча я вам раздам карточки и вы поработаете в паре

 Предлагается небольшой текст «Снегирь» (разные варианты по степени помощи)

Задание: восстановить текст, включив в него однородные и неоднородные определения, расставить соответствующие знаки препинания.

Учащиеся самостоятельно выбирают степень помощи выполнения задания.

Основной вариант:

Однажды в один (неоднородные определения) день ко мне на окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (неоднородные определения) грудка, которая      огоньком горит  на (неоднородные определения)  окне. Прилет снегиря  стал для меня очень (однородные определения) событием.

                 

      Вариант с подсказкой:

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по размеру, по заснеженности)  окне. Прилет снегиря  стал для меня очень (по важности, по времени года) событием.

Проверка выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока.

-Ну, а сейчас подведем итоги.

-Пожалуйста оцените себя по шкале

Что осталось непонятным к концу урока?

-Оветьте на вопросы

_ А сейчас запишем домашнее задание

Домашнее задание: прочитать учебник «Теория» п. 189. Какие особенности имеют неоднородные  определения. Упр. 290.

- Хорошо ,ребята .молодцы вы очень хорошо работали на уроке мне было приятно с вами работать Спасибо, можете идти на перемену

Домашнее задание: прочитать учебник «Теория» п. 189. Какие особенности имеют неоднородные  определения. Упр. 290.

1.Какой частью речи  выражены данные определения?

   Ответ: …………………………………………………………………..

2.Что обозначают прилагательные?

   Ответ:…………………………………………………………

3.Как характеризует вечер

   признак    «теплый»?    Ответ:……………………………

   признак    «летний» ?    Ответ:……………………………

4.Одинаково или по-разному характеризуют  предмет эти два    признаки?   Ответ:…………………………………..

5. Являются ли эти определения однородными?

   Ответ:…………………………………………………………

1.Какой частью речи  выражены данные определения?

   Ответ: …………………………………………………………………..

2.Что обозначают прилагательные?

   Ответ:…………………………………………………………

3.Как характеризует вечер

   признак    «теплый»?    Ответ:……………………………

   признак    «летний» ?    Ответ:……………………………

4.Одинаково или по-разному характеризуют  предмет эти два    признаки?   Ответ:…………………………………..

5. Являются ли эти определения однородными?

   Ответ:…………………………………………………………

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по цвету, по рыхлости)  снегу.  Прилет снегиря  стал для меня очень (по радости, по важности ) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по цвету, по рыхлости)  снегу.  Прилет снегиря  стал для меня очень (по радости, по важности ) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по цвету, по рыхлости)  снегу.  Прилет снегиря  стал для меня очень (по радости, по важности ) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по цвету, по рыхлости)  снегу.  Прилет снегиря  стал для меня очень (по радости, по важности ) событием.

Карточка для самостоятельной работы.

Однажды в один (по времени года,   температуре воздуха) день ко мне на

окно прилетел  снегирь.   Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (по красоте,  яркости) птичка.  Снегиря отличает  от других птиц его (по цвету,  по пышности) грудка, которая      огоньком горит  на (по цвету, по рыхлости)  снегу.  Прилет снегиря  стал для меня очень (по радости, по важности ) событием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...