Викторина по русскому языку в 8 классе "Мир фразеологии"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Гречанюк Валентина Ивановна

Викторина для учащихся 8 классов на знание фразеологизмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_teme.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по теме: «Мир фразеологии» (8 класс)

1.Заменить одним словом (синонимом) следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза.

Точить лясы.

Клевать носом.

Бить баклуши.

В час по чайной ложке.

 Рукой подать.

 Кожа да кости.

 Куры не клюют.

2.Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных

фразеологизмов:

Делить шкуру неубитого...; (мамонта, слона, льва)

Купить... в мешке; (пса, поросёнка, кота)

... в мешке не утаишь; (шила, иголки, золота)

Беречь как... ока.( ресницу, зеницу)

Согнуть в... рог; (козий, бараний, носорожий)

Толочь... в ступе; ( перец, воду, сахар)

Не в бровь, а в...;(лоб, нос, глаз)

Выйти... из воды; (сухим, чистым, мокрым)

Надуться как... на крупу.( хомяк, хорёк, мышь)

3.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не

закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать

маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в

точку.

Игры с  пословицами

4.Найдите ошибку (иногда одна буква меняет смысл всего предложения )

-Первый блин колом

-Своя ноша не тонет

-Не в деньках счастье

-Комар косу не подточит

-Нет козы без шипов

-Два сапога — тара.

-Ус хорошо, а два — лучше.

- Один в золе не воин.

-Трус своей лени боится.

-Нашла коза на камень.

-Не зная броду, не суйся в моду.

Игра " В гостях у слова "

     5.  "Не лыком шиты"

Объяснить значение фразеологизма

6.        "Одинаковые слова".

Вставить во фразеологические обороты пропущенные одинаковые

слова:   

а) Комар… не подточит

б) Повесить…

в) … не кажет

г) Не видит дальше своего…

 

а) Медведь на … наступил

б) Развесить…

в) Вешать лапшу на…

г) … не ведёт

а) Как в ... канул.

б) Толочь ...в ступе.

в) Решетом ... черпать.

г) Тише ... ниже травы.

7.        Фразеологический зверинец

Грязный как   (свинья)        хитрый как   (лиса)

Надутый как   (индюк)        упрямый как (осёл)

Здоров как     (бык)        неуклюжий как (медведь)

Голоден как    (волк)        болтливый как (сорока)

Колючий как   (ёж)        Нем как         (рыба)

8. "Четвёртый - лишний".

В каждой группе из четырёх пословиц найти пословицу, которая

не подходит к остальным трём по смыслу.

1)        

а) У семи нянек дитя без глазу.

б) Семеро одну соломинку поднимают.

в) Дело всех - ничьё дело.

г) Где все стригут - там овцы голы.

2)        

а) Не учи собаку лаять.

б) Скажи курице - она всей улице.

в) Яйца курицу не учат.

г) Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

3)        

а) Волков боятся в лес не ходить.

б) Волка ноги кормят.

в) Собака, которая рыщет, находит кость.

г) Будешь трудиться, будешь кормиться.

4)        

а) Делу время, потехе час.

б) У кого сноровка - тот работает ловко.

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Пей, гуляй, а работу знай.     

9. Подобрать фразеологизмы-антонимы   

1. душа в душу (в согласии) - как кошка с собакой (в постоянной борьбе)

выйти из себя (сильно разозлиться) - взять себя в руки (собраться, успокоиться)

чесать языки (сплетничать) - прикусить язык (молчать)

спустя рукава (халатно) - засучив рукава (усердно)

быть на плаву (успешно вести дела) - идти ко дну (терпеть неудачу)

10. Литературный конкурс

I .Как звали девочку с голубыми волосами?    (Мальвина)
2.Что погубило Кошкин дом?        (пожар)
З.Что нарисовано на холсте у папы Карло?     (очаг)

4.Кто помог Русалочке обрести стройные ножки? (ведьма)

5.Кто такая Шушара в сказке про Буратино?    (крыса)

6.Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (касторку)

7.Под каким деревом рылась свинья в басне Крылова? (под дубом)

8.Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (мороженое)

9.Хитрый слуга Маркиза Карабаса.       (кот)

10.Кто достал ключик со дна озера для Буратино? (черепаха Тортила)

 11.Волшебница, исполнявшая желания Емели. (щука)

12.Как называется сказка, главный герой которой - хлебо - булочное

изделие? (колобок)

13.Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

14.При каком условии борода старика Хоттабыча теряла волшебную

силу? (если намокла)

15.Какими словами начинается сказка о царе Салтане? («Три девицы под

окном...)

16.Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи? (33 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)

Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...

конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе

Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....

Урок русского языка "Лекика и фразеология. Повторение." 7 класс

Методическая разработка урока с использованиев интерактивной доски....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"

Презентация к уроку русского языка 6 класс на тему "Фразеология. Источники фразеологизмов"...

Урок русского языка по теме "Фразеология".

Первый урок по теме "Фразеология" в 6 классе; по ФГОС....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "В стране Фразеологии"

Внеклассное мероприятие содержит в себе презентацию, музыкальное сопровождение и разработку ....