Урок русского языка по теме "Фразеология".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Алимова Юлия Равшановна

Первый урок по теме "Фразеология" в 6 классе; по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alimova_yu.r.docx117.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеология»

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

  1. Знакомство учащихся с понятием «фразеология». Выявление особенностей фразеологизмов и их употребления в речи.
  2.  Развитие речевых, орфографических навыков учащихся.
  3. Закрепление  знания этапов учебной деятельности и их содержания, умения самостоятельного  осуществления учебной деятельности.

Ожидаемые результаты: 

предметные:

  • Умение толковать значение фразеологизмов, заменять их  синонимами и антонимами;
  • Умение употреблять фразеологизмы  в речи с учетом сферы и ситуации общения, использовать иллюстрации, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них.

метапредметные:

  • Адекватное понимание информации  сообщения;
  • Определение темы и цели урока;
  • Формирование навыков отбора, систематизации материала на данную тему;
  • Умение оценивать достигнутых результатов.

личностные:

  • Осознание обучающимися эстетической ценности русского языка.

                                       

Ход урока.

  1. Этап мотивации.  

                                  Проверка домашнего задания:

  • устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Богатство русского языка» (по плану)

Заслушивается 1-2 сообщения.

Вопросы учащимся:

  • Как вы считаете, полными ли были сообщения ребят?
  • Соответствуют ли они научному стилю?
  • Что вы могли добавить по теме «Лексика» к выступлению одноклассников?

 

  1. Этап актуализации.

 -  Как вы думаете, мы много знаем по изученной теме? (Да)

 -  А есть ли что-либо, ещё неизвестное вам? (Конечно)

 -  Вы правы. Сегодня нас ждёт ещё одно интересное понятие.

Определяем проблему урока.

 -  Послушайте отрывок из детского рассказа А. Н. Толстого «Как ни в чем не бывало».  

- Отстань, пожалуйста, со своим шкафом, у меня и без того руки     отваливаются.

Митя, услышав эти слова, испугался и долго ходил за матерью, ждал, когда у неё начнут отваливаться руки.

  • Вам смешно? Почему? Чего не знал маленький мальчик? ( Что слово отваливаются в сочетании со словом руки имеет другое значение – устал, нет сил).
  • Как вы считаете, есть ещё такие фразы, которые мы используем в переносном значении и которые можно заменить одним словом?
  • Приведите примеры.

Хорошо, правильно.

А что вы про  них знаете или можете предположить?

  • Трудно? Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (познакомиться с сочетанием слов в переносном значении)
  • Правильно. Только у этих сочетаний есть название.

Посмотрите как называется параграф учебника.

Тема записывается на доске.

«Фразеологизмы»

  • Давайте «понаблюдаем» за ними.
  • Сравните предложения из каждого столбика:

     У  него денег кот наплакал.

  Кот замяукал тихо и жалобно.

     В этом деле комар носу не подточит.

     В разговорах он собаку съел.

    Комар тонко пищал над ухом.

     Сын  давно просил купить собаку.

  • Объясните смысл предложений в 1-м столбике. Говорится ли в них о животных (насекомых)?
  • Выпишите сочетания, которые можно заменить одним словом. Каким?
  • Это и есть фразеологизмы. Попробуйте предположить, какими признаками они должны обладать.
  • Что в них общего?
  • Можно ли вывести общее значение выражений, записанных вами, из значений отдельных слов, входящих в них?
  • Какой вывод можете сделать?

( смысл имеет вся фраза в целом.)

  • Попробуйте заменить в выписанных вами выражениях какое-нибудь слово.

( кот сидел,  собаку увидел)

  • Что получилось?

Какой вывод можете сделать?

( В фразеологизме нельзя заменять слова.)

  • Давайте попробуем обобщить добытые вами знания.

(ответы учащихся)

  • А теперь посмотрим материал учебника.

( Читают, определяют то, что не сказали)

     Фиксируют в тетради новые знания.

 

  1. Этап: Отработка способов действия.  

Развиваем умения.

Найти в данных парах сочетания в переносном смысле:

 Потерять голову

Отвечать головой

Голова идет кругом

Голова болит

Даю голову на отсечение

Идти в ногу

Путаться под ногами

Потерять почву под ногами

Грязные ноги

Хоть глаз выколи

С  глазу на глаз

Мозолить глаза

Голубые  глаза

 На работу отводится 3 минуты. Результаты на доске.

  • Все справились с заданием? (Да)
  • Были ли трудности? (Да)
  • Таким образом, можете ли вы определить, как вы находите фразеологизмы? (Да. Можно подобрать к ним синонимы).
  • Сформулируйте, каким образом мы находим фразеологизмы.

 

Сделать вывод о выборе словосочетаний

Дети проговаривают алгоритм, учитель записывает на доске:

1) Найти устойчивое словосочетание

2) Объяснить значение

3) Подобрать синоним

4) Если можно заменить слово, то не фразеологизм

5) Если нельзя заменить слово, то фразеологизм

  • Запишите фразеологизмы, объясните смысл каждого из них.
  • Устно составьте с каждым предложение. В каком стиле у вас получились предложения?

Попасть впросак, ищи ветра в поле, ломать голову, себе на уме, гонять лодыря, шевелить мозгами, довести до белого каления, лезть на стенку, подлить масла в огонь, сесть в лужу.

Следующее задание выполняется в группах, время ограничено:

  • Обратитесь к своему речевому опыту.
  • Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят данные имена существительные.
  • Объясните смысл каждого фразеологизма.

1)Нос. Нос не дорос, остаться с носом,…

2)Голова. Горячая голова, человек с головой,…

3)Глаз. С глаз долой, с глазу на глаз,…

4)Ухо. Держать ухо востро, краем уха,…

Проверяется выполнение, определяется группа,  которая подобрала наибольшее количество фразеологизмов и правильно их объяснила.

  1. Рефлексия учебной деятельности:
  • Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).
  • Какова была цель урока? ( Познакомиться с сочетаниями слов, которые называются фразеологизмами, научиться «видеть» их в речи, определять их смысл).
  • Достигли ее? (Да).
  • В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли сразу найти фразеологизмы).
  • Что помогло вам в работе? (работа в группах, алгоритм).

А давайте попробуем оценить свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

  • Как сказать о тех, кто работал усердно, хорошо, активно?

   (Работал засучив рукава

    Работал в поте лица…)

-   А о тех, кто много и напряженно думал?

(ломал голову…)

 -   Если есть уже теперь те, кто прекрасно разобрался в теме, как про них     можно сказать?

(Знают как дважды два, как свои пять пальцев…)

  • Есть ли такие, кто ничего не делал или ничего не понял? Как мы можем сказать о них?

( бил баклуши, работал спустя рукава, считал ворон, хлопал ушами…)

 -    Вот и решите, какой фразеологизм точнее определяет вашу сегодняшнюю     работу на уроке.

Домашнее задание:

  • Сообщение о фразеологизмах.
  • Рассказать историю происхождения любого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...