Исследовательская работа "Азбука - к мудрости ступенька"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Гарипова Лейля Мунировна

В работе представлены результаты исследования древней азбуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Нижний Искубаш» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Исследовательская работа

«Путешествие в страну славянской азбуки»

Работу выполнила: Самигуллина Зарина,

ученица 7 класса

Руководитель: Гарипова Лейля Мунировна,

учитель 1 квалификационной категории

Нижний Искубаш, 2022

Оглавление

Актуальность изучения азбуки                                                                    3

Гипотеза                                                                                                         3

Основная часть                                                                                              3

Заключение                                                                                                    6

Список литературы                                                                                       7

Актуальность изучения азбуки трудно переоценить. Если хочешь понять сложное, начни с азов, то есть с самого простого. Когда дети учатся читать, они сначала изучают буквы.

Гипотеза: азбука не просто набор букв.

Всё началось случайно. Я прочитала книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Секреты орфографии». Её первая часть называется «Дорога к письменности». Сначала я рассмотрела иллюстрации. Меня заинтересовала фотография клинописи. Какие-то удивительные знаки. Мне стало интересно. Как же люди общались в древности? Писали ли они письма друг другу?

Оказалось, что все начиналось с знаков. Пиктограммы, иероглифы, буквы. С появлением печатного станка появились книги. Ценились они на вес золота. Удивительно, какими редкими они были! Создание книги требовало огромного труда.

Но для создания любой книги нужны буквы. Именно буквы – начало всех начал. С них начинается познание азов.

У меня появились вопросы.

Кем была создана славянская азбука, которой мы пользуемся сейчас?

В каком году была создана кириллица?
Когда возникла письменная речь?
Сколько букв было в славянской азбуке?
Какие буквы безвозвратно исчезли?
Почему эти буквы исчезли?

Сейчас и русский народ, и славянские народы имеют свои» письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далекие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности.

К нам письменность пришла в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием. Солунские братья - гордость всего славянского народа - Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность читать и писать на своем языке [Граник, 1991: 30].

Прочитав некоторые сведения о создателях азбуки, я узнала, что каждая буква имеет своё название, а вместе они складываются в послание славянам.

Аз – я

Буки – Бог, буквы

Веди – ведать, знать

Глагол – говорить, передавать мудрость

Добро – добро, развитие, достаток, накопление

Есть – суть, содержание, бытие

Живете – жизнь

Зело – сверх, весьма, очень, неизведанное, превышающее, сильное

Земля – земля, почва

И – и

Како – как

Люди – люди

Мыслете – мыслить, думать

Наш – наш

Он – он

Покой – покой, бытие, жизнь

Рцы – говорить (сравни: речь, изречение)

Слово – слово

Твёрдо – твёрдо

Ук - основа

Ферт – оплодотворяет

Цы – точи, проникай, вникай

Ять – постичь, иметь

Таким образом, послание звучит примерно так.

Я знаю буквы (Бога). Говори доброе, хорошее. Живите землёй. И как люди думают, такова их жизнь. Говори слово твёрдо, внятно, отчётливо. Знание – дар божий. Точи, вникай, постигай сущность мира.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в азбуке, действительно, есть мудрость, которую при внимательном изучении можно познать и постичь.

Заключение

Наше исследование подтвердило гипотезу: действительно, в азбуке зашифрована мудрость предков. Изучая её, мы постигаем сущность мира, учимся беречь, ценить язык. А это основа сохранения языка. Сохраним язык для потомков! Передадим мудрость потомкам!

Литература

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии». М.: «Просвещение», 1991.

В.Я. Кеслер «Азбука: Послание к славянам», 2009.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в страну славянской азбуки Самигуллина Зарина, ученица 7 класса

Слайд 4

Кем была создана славянская азбука, которой мы пользуемся сейчас? В каком году была создана кириллица? Когда возникла письменная речь? Сколько букв было в славянской азбуке? Какие буквы безвозвратно исчезли? Почему эти буквы исчезли?

Слайд 5

Послание к славянам Аз – я Буки – Бог, буквы Веди – ведать, знать Глагол – говорить, передавать мудрость Добро – добро, развитие, достаток, накопление Есть – суть, содержание, бытие Живете – жизнь Зело – сверх, весьма, очень, неизведанное, превышающее , сильное Земля – земля, почва И – и Како – как Люди – люди

Слайд 6

Послание к славянам Мыслете – мыслить, думать Наш – наш Он – он Покой – покой, бытие, жизнь Рцы – говорить (сравни: речь, изречение) Слово – слово Твёрдо – твёрдо Ук - основа Ферт – оплодотворяет Цы – точи, проникай, вникай Ять – постичь, иметь

Слайд 7

Послание к славянам Я знаю буквы (Бога). Говори доброе, хорошее. Живите землёй. И как люди думают, такова их жизнь. Говори слово твёрдо, внятно, отчётливо . Знание – дар Божий. Дерзай, точи, человек, вникай, чтобы свет сущего постичь.

Слайд 8

Фразеологизмы. Стоять фертом. Знать на ять. Прописать ижицу. Дать добро. От аза до ижицы. Начинать с азов.

Слайд 9

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Секреты мудрости хокку»

Содержание и модель исследовательского проекта«Секреты мудрости хокку» в рамках объединения внеурочной деятельности...

Образовательная программа детского объединения "Ступеньки мудрости"

Дети – наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем. Эта программа поможет сделать будущее хоть чуточку светлее и добрее. Она предназначена для учителей, заинтересованных в нравственном воспит...

Внеклассное мероприятие "Пословица - к народной мудрости ступенька"

внеклассное мероприятие  "пословица к народной мудрости ступенька"...

презентация к внеклассному мероприятию "Пословица - к народной мудрости ступенька"

презентация к внеклассному мероприятию "Пословица - к народной мудрости ступенька"...

Урок-лекция ко Дню славянской письменности и культуры по теме: "Азбука - к мудрости ступенька" (6 класс)

Цель урока - представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.Задачи - продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающ...

Проект "Пословица - к мудрости ступенька".

Проект позволяет соприкоснуться с фольклорными источниками, и через их понимание, знание русских народных традиций создать условия для патриотического воспитания и  развития творечских способност...

Конспект логопедического занятия «Азбука-к мудрости ступенька»

Познакомить с профессиями людей, создающих книгу;воспитывать бережное отношение к книге;развитие психических процессов, мелкой моторики....