Материалы к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

16 задание В упражнениях использованы материалы А.Г.Нарушевич.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_k_16_zadaniyu.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 16. ТЕОРИЯ. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

В ЕГЭ по русскому языку все задания по пунктуации являются узкоспециализированными: каждое посвящено определённым темам. И запятые в каждом конкретном задании требуется поставить лишь те, которые относятся к данному правилу. Поэтому работать следует по алгоритму, не привнося от себя ничего лишнего. Задание 16 из ЕГЭ по русскому языку посвящено знакам препинания в сложносочинённых предложениях (ССП) и в предложениях с однородными членами.

ЧТО НЕОБХОДИМО НАЙТИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ?

1) Грамматические основы (подлежащее и сказуемое). 2) Все союзы. 3) Все однородные.  

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ССП.

1) Нашли две основы — перед нами ССП.

2) Смотрим в начало (ищем обстоятельство времени/места).

3) Смотрим в начало второй части (ищем обстоятельство времени/места).

1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением. 

В некоторых предложениях все действия выполняет один субъект, но выражен он при помощи двух подлежащих, которые относятся к разным частям. Проще говоря: будьте внимательны и не пропускайте личные местоимения. Иначе Вы можете принять ССП за простое предложение. Запятая перед союзом нужна.

СТАРИК мечтал поймать большую рыбу, и ОН упорно шёл к своей цели.

2) ССП. Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна. 

Пожилой джентльмен задумчиво сидел в кресле, и разговоры гостей не отвлекали его от размышлений.

3) ССП с общим второстепенным.

Если у обеих частей ССП есть общий зависимый член предложения, то запятую перед союзом ставить не нужно (кроме союзов НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА=НО — перед ними запятая нужна всегда). Чаще всего общим второстепенным бывает обстоятельство (времени или места). И стоит оно в начале предложения. Запятая перед союзом не нужна.

В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку и бабушка испекла пирожки.

4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места.
Иногда Вам может показаться, что в ССП есть общий второстепенный член (обстоятельство времени или места в начале предложения). Тут следует проявить внимательность. Во второй части предложения может быть своё, новое обстоятельство времени/места. В таком случае, безусловно, общего зависимого члена у предложений не будет. Запятая нужна. Важно помнить: обстоятельству времени должно соответствовать обстоятельство времени, а обстоятельству места — обстоятельство места.

В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку, и В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ бабушка испекла пирожки.
5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна.

НА ОКНЕ лежат сливы, и мальчик грустно смотрит на них.

6) ССП, в котором одна часть — безличное предложение. Запятая перед союзом нужна.
Мы выносим такие предложения в отдельный тип, т.к. в них часто допускают ошибки. Следует научиться узнавать безличные предложения и не путать их с обстоятельствами.                                 Темнело, и одинокие путники спешили домой.  

Упражнение 4. Укажите, где нужно поставить недостающие знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Впишите номера предложений в соответствующие строки.

а) Запятую перед и: ________________________________________

б) запятую после и: ________________________________________

в) запятую перед и после и: _________________________________

г) знаки поставлены верно: _________________________________

Вариант 1

1. Круто остановилась лошадь у самого костра и уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша.

2. В поле пахло весной и дул теплый ласковый ветер.

3. Намело сугробы выше окон и даже через дорогу приходилось иногда переходить на лыжах.

4. Но вот по овсяному полю пробежала первая волна, и в воздухе закружилась пыль.

5. Шум, доносившийся с судна, заставил их насторожиться и обнюхав воздух, звери стали удаляться.

6. Впереди были люди, и следовательно, бояться мне было нечего.

7. Не осталось в руках силы, и топор затупился.

8. Пахло талым снегом, землей и солнце светило застенчиво и робко.

9. Туманы тают. Сырость легкая и ежась, вздрагивает сад.

10. Небо надолго заволокло тучами и дождю конца не предвидится.

Вариант 2

1. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.

2. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.

3. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.

4. Пробилась зелень полевая навстречу свету и теплу, и настежь окна открывая, весна проходит по селу.

5. К рассвету хлынул дождь, и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.

6. По кустам, деревьям на все лады распевали птицы и словно передразнивая их, в ближайшем болоте весело урчали лягушки.

7. В косых лучах заходящего солнца ярко блестят каменные здания портового города и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря.

8. Было тихо, светло и чуть подмораживало.

9. Осень и листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.

10. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.

Упражнение 6. Укажите вид простых односоставных предложений в составе сложносочиненных (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.

а) Неопределенно-личное: _________________________________

б) определенно-личное: ___________________________________

в) безличное: ____________________________________________

г) назывное: _____________________________________________

Вариант 1

1. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.

2. Плавно неслись навстречу машине весенние поля и не было им ни конца ни края.

3. На берегу горел костер и на дорогу наносило дым.

4. Всуньте руку в дупло и ваша рука увязнет в черном меду.

5. Брожу по улицам и лужам а осенний день пуглив и дик.

6. Но дождя не было и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками.

7. Темно было и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть глотая людей и деревья заступали дорогу могучей стеной.

8. Читай дальше я тоже послушаю.

9. В комнате было тихо в доме тоже не начиналось движение.

10. Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

Вариант 2

1. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

2. После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

3. Грибы сошли но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

4. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

5. Послали его с донесением да время очень тревожное.

6. Глухая ночь сгущает краски и поневоле страшно нам.

7. Минута и за горизонтом появилось бледное зарево.

8. Встретишь березку в хвойном лесу и будто это букет цветов на окно.

9. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

10. Редко здесь ходили но все же ходили и дорожка во мху обозначилась явственно.

Упражнение 7. Укажите, чем осложнена одна из частей сложносочиненного предложения (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.

а) Обособленным определением: _________________________________

б) обособленным обстоятельством: _______________________________

в) однородными членами: _______________________________________

г) вводными конструкциями: ____________________________________

Вариант 1

1. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.

2. Бабушки должно быть все очень хорошие у нас тоже хорошая была.

3. Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала одна кукушка перемещаясь всякий раз.

4. Год проходит за годом а следы войны словно осколки застрявшие в теле раненого всякий раз напоминают о себе.

5. То тут то там изредка вспорхнет вспуганная нами птица или зацокает белка.

6. Скромно вошла зима в березовую рощу и сразу все вокруг заискрилось побелело.

7. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна открывая весна приходит.

8. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь нелегко одолевал я встречавшиеся преграды.

9. Иногда вспорхнет стайка перелетных птиц задержавшаяся покормиться или где-то в стороне послышится внезапный треск.

Вариант 2

1. Ты теперь не так уж будешь биться сердце тронутое холодком и страна березового ситца не заманит шляться босиком.

2. Должно быть за постоянную болтовню прозвали меня в первом классе гимназии «римский оратор» и кличка эта держалась долго.

3. Лес стоял безмолвно и только река все бормотала ворчала сердясь на мешавшую ей корягу.

4. В лесах лазурно светился расходился и таял душистый туман а за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор.

5. В общем вскоре организм взял свое и я снова стал поправляться.

6. По морю шла волна и пена облизывая борта парохода тотчас таяла.

7. Пахло талым снегом землей и солнце светило застенчиво.

8. Иногда наоборот в поле поднималась метель или поземка гнала снег по дороге.

9. Льется свет через множество сит и пылая холодным пожаром медно-красное солнце висит над гогочущим зимним базаром.

10. Может быть снова грянут морозы и затрещат от них закоченевшие сады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к зачетам по русскому языку

Данные материалы представляют собой формулировки правил и алгоритмы правописания и  предназначены для учащихся среднего звена в качестве рекомендуемых при подготовке к зачетным и контрольным рабо...

Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.

Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая  начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практич...

Использование материалов краеведения на уроках русского языка

Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...

Материалы досрочного экзамена по русскому языку -2014

Материал поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ...

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе

Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...