игра по словарям
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Осипова Марина Александровна

Игру можно проводить в рамках недели русского языка. 6-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osipova_ma_zlatoust.docx23.39 КБ
Файл igra_osipova_ma_zlatoust.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

«Страна Словария»

Автор: Осипова Марина Александровна,

МАОУ  «СОШ № 3» г.Златоуста

учитель русского языка и литературы

г.Златоуст, 2022

Пояснительная записка

Тема урока: «Страна Словария».

Целевая аудитория внеурочного занятия: 6-7 класс.

Роль и место внеурочного занятия в системе работы: данное занятие целесообразно использовать в рамках внеурочной деятельности по направлению «Тайны русского языка». Также его можно включить в цикл занятий в рамках недели русского языка или недели славянской письменности.

Цель: создать условия для формирования интереса к работе со словарями.

Задачи:

– формировать умение работать с разными видами словарей;

– учиться находить, извлекать и перерабатывать информацию, как в обычных, так и в электронных словарях;

– обогатить словарный запас, использовать в речи фразеологизмы, синонимы, антонимы, иностранные слова.

Планируемые результаты.

Личностные: уважать родной язык, понимать необходимость сохранения языка как ценности.

Регулятивные: понимать и принимать цель учебной деятельности, использовать при выполнении заданий справочную литературу и ИКТ, находить практическое применение полученным знаниям.

Познавательные: отбирать необходимые источники информации, сопоставлять информацию, систематизировать ее, перерабатывать информацию для составления сборника.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сотрудничать в совместном решении задачи, аргументировать свою точку зрения.

Форма проведения: внеурочное занятие.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы.

В данном занятии применяются элементы таких технологий, как игровая технология, ИКТ. Данные технологии реализуются следующими методами и приемами: создание игровых ситуаций, совместная деятельность, работа в группах, задание на развитие общеинтеллектуальных умений (сравнение,систематизация, обобщение и др.), работа с ПК.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного

занятия.

толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, орфографический словарь, словарь фразеологизмов; презентация, компьютер, проектор.

Основная часть

Данное занятие можно  проводить как в кабинете информатики, так и в обычном классе.

Оптимальное количество участников – 10-20 человек.

В зависимости от количества участников необходимо подготовить комплекты словарей: один комплект на 3 человека. В комплект должны входить: орфографический словарь, толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический словарь.

Ход занятия.

1. Организационный момент, распределение участников по группам. Инструктаж по правилам поведения в классе во время игры.

2. Мотивация познавательной деятельности.

– Добрый день, мои дорогие ребята, сегодня у нас с вами очень  необычное занятие. Каждый из вас сегодня познакомится с тайнами словарей и окунется в мир Словарии. В конце урока мы с вами пополним наш рюкзачок необходимыми знаниями о словарях(заранее подготовить импровизированный бумажный рюкзак, в который каждая команда будет складывать свои баллы)

- Давайте начнем наше увлекательное путешествие под названием «Страна Словария» !

(Вся игра строится на основе презентации, смотри Приложение)

-  Команды, на старт! Вам необходимо придумать название команды и ваш логотип, используя предложенные материалы. (бумага, фломастеры либо ноутбук и программу, в которой можно рисовать) На все у вас есть 5 минут. По истечении времени мы готовы будем увидеть представление вашей команды. Не забывайте, что ваш лозунг и логотип должны быть связаны с темой нашей игры. Время пошло!

- Уважаемые команды предлагаем вам выступить с презентацией (команды показывают и защищают свой логотип)

- Теперь приступим к игре!.

Первый тур. Капитан команды, называйте номер ячейки. (каждая команда выбирает номер, ведущий открывает ячейку и команде дается 2-3 минуты на выполнение задания) Если команда не справляется с заданием право ответа переходит к сопернику.

 Всего в игре 1-го тура  10 заданий:

  1. Разгадай слова, в которых перепутаны буквы
  2. На онлайн доске представлена статья из словаря, необходимо заполнить пропущенные слова
  3. Сделай морфемный разбор предложенных слов, используя словообразовательный словарь
  4. Пользуясь словарем, замени слово или словосочетание на иностранное
  5. Реши ребус
  6. Убери лишнее
  7. Используя словарь фразеологизмов, ответь на вопрос
  8. Используя словарь фразеологизмов, ответь на вопрос
  9. Используя словарь синонимов, выполни задание
  10. Используя словарь синонимов, выполни задание

2 тур.

-Команды, используя предложенный материал, вам необходимо переоблачиться в  римского оратора и подготовить хвалебную речь Словарю, как самому прекрасному и великому, что есть на этом свете! (ребятам предлагается ткань для одеяния, вместо сандалий – бинты, из которых можно соорудить обувь, бумага и тп). На подготовку  у вас 7 минут. За выступление команды могут получить до 15 дополнительных баллов. Учитываются следующие моменты:

- оригинальность представленной одежды и обуви

- оригинальность речи

- правильность

- неординарность

- Приглашаем участников на защиту хвалебной речи.

-Дорогие участники, пока жюри подводит итоги,   предлагаю вам насладиться песней молодого, но очень талантливого исполнителя Шамана. Его песня «Я русский!!!»

Подведение итогов. Команде победителей лучшим подарком станет вручение небольших словарей.

Заключение

Данное мероприятие в 7 классе прошло успешно, на мой взгляд. Ребята с удовольствием соревновались, отгадывали, воплощали свои самые лучшие задумки в речи и в создании одежды.

В данном занятии продумана работа с разными видами словарей, если нет бумажного варианта, то всегда можно воспользоваться ссылками на онлайн-словари, предварительно подготовив для ребят ссылки на ноутбуки. Задания способствуют развитию умений находить информацию, извлекать ее.  Задания носят творческий характер, способствуют развитию интереса работы со словарями. Работав группах способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Список источников

1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст]:

практический справочник: около 11 000 синонимических рядов /

З.Е. Александрова. – 17-е изд., стер. – М.: Дрофа : Рус. яз. Медиа, 2010. –

561 с. ISBN 978-5-358-08922-8.

2. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4

томах. – М.: Русский язык, 19 8.

2. Лопатин, В.В. Учебный орфографический словарь русского языка

[Текст] : свыше 100 000 слов и словосочетаний / В.В. Лопатин, О.Е. Иванова,

Ю.А. Сафонова ; Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. –

М.: Эксмо, 2012. – 1176 с. ISBN 978-5-699-41923-4.

3. Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка: 3200 антоним. пар /

М.Р. Львов; Под ред. Л.А. Новикова. – 7. изд., испр. и доп. – М.: АСТ-Пресс,

2001. – 588 с. ISBN 5-7805-0625-6.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: около 100

000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ.

ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование: ОНИКС,

2012. – 1375 с. ISBN 978-5-94666-657-2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

игра «Страна Словария » Разработано учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №3» г.Златоуст Осиповой М.А.

Слайд 2

Каждый играет за себя Ответы записываются в тетради За правильно решенное задание – 1 балл Задания выбираете по очереди Выигрывает тот, кто набрал больше всего баллов . Правила игры

Слайд 3

10 заданий + 13 сюрпризов Содержание игры

Слайд 4

1 12 1 9 * 3 4 * 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16 17 1 8 2 0 2 1 2 2 5 2

Слайд 5

Доп . ход + 1 б. - 1 б. Зигзаг УДАЧИ

Слайд 6

- 1 б. Доп . ход + 1 б. Зигзаг УДАЧИ

Слайд 7

+ 2 б. - 1 б. Доп . ход Зигзаг УДАЧИ

Слайд 8

Доп . ход - 1 б. + 1 б. Зигзаг УДАЧИ

Слайд 9

+ 1 б. Доп . ход - 1 б. Зигзаг УДАЧИ

Слайд 10

Отдыхаем!!! А тот, кто выбрал этот номер … получает ПРИЗ!

Слайд 11

Отдыхаем!!! А тот, кто выбрал этот номер … тоже отдыхает

Слайд 12

Отдыхаем!!! А тот, кто выбрал этот номер … отдает СВОЙ балл (кому???)

Слайд 13

Задание №1 https:// etreniki.ru/23RD3WSWF6 Проиди по ссылке и выполни задание.

Слайд 14

Задание №2 Лексикографы составляют словари, помоги нашим ученым составить словарную статью в толковый словарь, используя предложенный материал. Пройди по ссылке и выполни задание https:// padlet.com/nastenka061005/qwmjkjc6q642w5ek/wish/2317399570

Слайд 15

Задание №3 https:// etreniki.ru/4Y7ZRV92RV Пройди по ссылке и помоги морфемикам решить задание

Слайд 16

Задание №4 Пользуясь словарем замени русское словосочетание или слово одним иностранным словом В моем городе есть место, где можно пострелять. Сегодня во время игры вратарь показал класс!

Слайд 17

Задание №5 https:// padlet.com/nastenka061005/qwmjkjc6q642w5ek/wish/2317449795 Реши ребус

Слайд 18

Задание №6 https:// etreniki.ru/8L2JD5VVWF Пройди по ссылке и открой для себя тайны этимологии

Слайд 19

Задание №7 Используя словарь фразеологизмов, ответь на вопрос : -Как говорят о человеке, когда он плохо работает?

Слайд 20

Задание №8 Используя словарь фразеологизмов, ответь на вопрос : Как говорят , когда нужно запомнить очень хорошо что-то

Слайд 21

Задание №9 Используя словарь синонимов, выполни задание : Джем – подбери 3 синонима

Слайд 22

Задание №10 Используя словарь антонимов , выполни задание : Лень – подбери 3 антонима

Слайд 23

Проверим ответы и подведём итоги 7).спустя рукава 8). Зарубить на носу 9). Повидло,варенье , желе 10).труд, деятельность, воля 1).автоматически проверяется 2). счастье,Ожегов 3 ). автоматически проверяется 4). Тир, голкипер 5 ). фразеологизм 6 ). автоматически проверяется

Слайд 24

Используемые ресурсы Автор шаблона игры : с просторов интернета Автор материала Осипова Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра " В гостях у словарей"

Урок - игра " В гостях у словарей" после изучения раздела "Лексика"...

Игра "Мы путешествуем с друзьями по словарям"

Игра  "Мы путешествуем с друзьями по словарям" очень понравилась детям. Они узнали очень много интересного о словарях....

Методическая разработка. Игра "Колесо истории. Усердней с каждым днём гляжу в словарь..."

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия  адресована учителям русского языка и литературы. Учащиеся в игровой форме знакомятся со "Словарём живого великорусского языка" В.И.Даля....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Методическая разработка "Игры для развития активного словаря ребенка дошкольного возраста".

Если вы не знаете, чем развлечь ребенка на прогулке, в очереди, в поликлинике, да еще и с пользой для малыша, то эти игры для вас, родители! Они не требуют подготовки и дополнительного времени, но спо...

Использование учебной игры «Символы Рождества» для знакомства учащихся со структурой словарной статьи и приемами работы с толковым словарем на английском языке.

Перед  Рождеством в группах учащихся 6-х классов была проведена учебная  игра, посвященная символам этого замечательного праздника. Опытом этой работы мне бы хотелось поделиться. Целью игров...