Главные вкладки

    Методическая разработка. Игра "Колесо истории. Усердней с каждым днём гляжу в словарь..."
    методическая разработка (7 класс) по теме

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия  адресована учителям русского языка и литературы. Учащиеся в игровой форме знакомятся со "Словарём живого великорусского языка" В.И.Даля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл userdney_s_kazhdym_dnyom.docx26.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий игры «Колесо истории. Усердней с каждым днём гляжу в словарь… »

    Цель: 1. Прививать любовь и интерес к русскому языку.

                2. Развивать интеллектуальные способности обучающихся.

                3. Совершенствовать навыки коллективной работы.

      Ведущий.    Сегодня  мы вместе с вами отправимся в путешествие по страницам словарей. Как говорил Анатоль Франц, «словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

        Приглашаем  вас на игру КОЛЕСО ИСТОРИИ. Правила игры таковы: участвуют четыре команды. Им будут предложены вопросы. Ответы команда записывает на путевых листах. Оценивает ответы наше жюри. За каждый правильный ответ команда получает 10 вёрст. Выигрывает та команда, которая первой проедет все 100 вёрст.

      Звучит  музыка. Танец «Калинка-малинка».  На сцене появляются четыре девушки в народных костюмах, танцуют, вынося изображение кибитки, коляски, дрожек и возка. Показывают свои картинки.

    Ведущий.  Вопрос  1. Эти транспортные средства использовались в 19 веке.  Предлагаю вам отрывки из произведений А.С.Пушкина. Прочитайте, пожалуйста, свой отрывок выразительно вслух  и найдите это средство передвижения на картинке. Тот, кто ответит верно – первым отправится в путь и проедет свои первые десять вёрст. Время пошло.

    Отъезда день давно просрочен,

    Проходит и последний срок.

    Осмотрен, вновь обит, упрочен

    Забвенью преданный возок.

                  ++++++

    Мы лучше поспешим на бал,

    Куда, стремглав в ямской карете

    Уж мой Онегин поскакал.

                  ++++++

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая.

    Ямщик сидит на облучке

    В кафтане, в красном кушаке.

               ++++++

    Долго ль мне гулять на свете

    То в коляске, то верхом,

    То в кибитке, то в карете,

    То в телеге, то пешком.

    Жюри проверяет ответы

    Возок – это зимняя крытая повозка на полозьях с дверцами и окнами. Карета – это закрытый со всех сторон четырёхколёсный экипаж с дверцами и окнами.

    Кибитка – это крытая зимняя повозка на полозьях.

    Коляска – это экипаж на четырёх колёсах с откидным верхом.

    Ведущий.  Итак, мы определили, на чём будет передвигаться каждая из команд.  А вот двухместный открытый экипаж назывался беговые дрожки. Кажется, я слышу их приближение.  Музыкальная заставка – топот лошадей.

    Инсценировка.

    Станционный смотритель:

    Тпрру, милая, приехали!  Из-за ширмы выходит станционный смотритель. Снимает пальто и фуражку, отряхивается. Читает.

     Ни огня. Ни чёрной хаты.

     Глушь и снег навстречу мне

     Только вёрсты полосаты

      Попадаются одне.

        Позвольте представиться: начальник почтовой станции или, как говорится – станционный смотритель  Иван Иванович. Продолжим мерить наш путь вёрстами. Вон вдоль дороги столбы стоят. Каждый дорожный столб и есть верста. Садится.

    Ведущий. Вопрос 2.  Действительно, дорожный столб, именуемый верстой, отмечал отрезки длины, которые были чуть больше километра. Команды, на ваших путевых листах напишите, на сколько метров верста длиннее километра. Кто ближе всех окажется к истине, то первым тронется в путь.  Время пошло.

    Пока жюри совещается, послушаем басню в исполнении ученицы первого класса ……………. 

    Верста устаревшая мера длины, равная 1 км 60 м.

    Жюри подводит второй итог…

    Ведущий. Вопрос 3. Язык – явление живое. Одни слова уходят, а другие появляются. Вопрос командам: как называются слова возок, кибитка, карета? Время пошло.

    Устаревшие.

    Жюри совещается. Это 3 вопрос.

    На сколько же вёрст продвинулись наши команды?

    Ведущий.  А вот понять значение устаревших слов нам поможет словарь Владимира Ивановича Даля.  Учился Даль в Морском кадетском корпусе, где он подружился с Павлом Нахимовым.  И здесь же у  Владимира Ивановича впервые проявился интерес к языку. Он составил словарь кадетского жаргона из тридцати четырёх слов.

    Танец мальчиков – солдат. Сценка.

    Даль. Весело у вас тут служивые.

    1. А что, Владимир Иванович, тяжело лекарем-то быть?

    Даль.  Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом ведь тоже быть не сладко, а братцы?

    2. Да чего там. Солдатская доля – весёлое горе.

    3. Солдатская голова, как под дождичком трава.

    4. Солдат шилом бреется, дымом греется.

    1. Солдат солдату родной брат.

    2. Солдатам, что малым ребятам – и барабан в потеху.

    3. Где коза прошла, там и солдат пройдёт.

    4. Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.

    Даль:  Ну, спасибо, братцы. Недаром говорят: солдат близко – кланяйся ему низко.

    1. А что это вы, Владимир Иванович, всё записываете? Если не операции да перевязки делаете, то всё с карандашиком ходите?

    Даль. Есть  у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные. Загадки.

    2. Зачем это вам?

    Даль.  Понимаете, слово – это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать.

    Уходят.

    Ведущий. Вопрос 4. Первое слово, которое Даль записал в свой словарь, имело значение:  небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.  Какое это слово? Время пошло.

    Ответ: замолаживает.

    Жюри совещается.

    Ведущий.  Наша игра называется «Колесо истории».  Давайте перенесёмся на урок словесности в древнерусской школе. Представьте, как бы себя чувствовал там наш современник, ваш ровесник. Выступление 7 класса. Музыкальная инсценировка.

    Приглашаем команды на сцену.

    Подведение итогов 4 вопроса.

    Ведущий. Послушаем стихотворение  в исполнении ученика 9 класса.

    Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

    В его столбцах мерцают искры чувства.

    В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

    Держа в руке свой потайной фонарь.

    На всех словах – события печать.

    Они дались не даром человеку.

    Читаю: «Век. От века. Вековать.

    Век доживать. Бог сыну не дал веку.

    Век заедать, век зашивать чужой…».

    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

    Нет, не словарь лежит передо мной,

    А древняя рассыпанная повесть.

                                                     С.Я.Маршак.

     Вопрос 5.  В этом стихотворении использованы устойчивые сочетания слов. К какому словарю вы обратитесь, чтобы определить их значение? Время пошло.

    Ответ: фразеологический словарь

    Подведение итогов жюри.

    Ведущий.  Вопрос 6.  Сейчас вы можете сразу  продвинуться вперёд на 40 вёрст. Ученики младшей школы попытались изобразить  фразеологизмы. Посмотрите внимательно. Можете сделать пометки, а затем угадать и записать отгаданные вами  фразеологические обороты. Время пошло.

     Сесть в калошу.

    Язык до Киева доведёт.

    Водить за нос.

    У страха глаза велики.

    Куры денег не клюют

    Делать из мухи слова

    Галопом по Европам

    Язык чешется

    Делить шкуру неубитого медведя.

    Итоги жюри.

    Ведущий.  Как всякий ровесник века Сергей Иванович Ожегов родился 23 сентября 1900 года. Юность его совпала с драматическим революционным периодом в жизни России. Сергей Иванович очень рано определился с выбором профессии. Поступил на филологический факультет Петроградского университета. В 1941 году, не попав на фронт, т.к. как крупный учёный он подлежал «бронированию», Ожегов становится директором Института языка и письменности АН СССР. При свете керосиновой лампы под грохот бомбёжек учёный сидел за своим старым столом и работал над словарём. Всю войну учёный мужественно переносил неизбежные трудности. Первое издание словаря вышло в 1949 году. Всего было 24 издания словаря. Учёный как никто другой понимал, что язык – явление живое, меняющееся, и больше всего удовольствия доставляли ему наблюдения за этими переменами. 

    Вопрос 7. В четырёхтомном «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более 200 тысяч слов, в 11-томном словаре современного русского языка Академии наук – 120 480 слов.  Как вы думаете, сколько слов в однотомном словаре под редакцией С.И.Ожегова? Кто будет ближе всех к истине, тот получает ещё сто вёрст? Время пошло.

    Около 80 000 слов.

    Задания  (дополнительные)

    1. Что скрыто в имени твоём? Где можно найти сведения о происхождении и значении любого имени?  ( Ведина Т.Ф. Словарь личных имён)

    2. Баловать или баловать, звонит или звонит, новорожденный или новорождённый? Какой словарь даст ответ на этот вопрос? (орфоэпический)

    3. Кто назовёт больше фразеологизмов со словом взять?

    Взять быка за рога, верх, в оборот, в руки, в толк, в шоры, голыми руками, за душу, за горло, грех на душу, под стражу.

     Подведение итогов игры.

    Ведущий.  Закончить нашу игру мне хотелось бы вновь словами Анатоля Франца: «Словарь – это книга книг»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

    Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....

    Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

    В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

    Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

    Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

    Методическая разработка классного часа" Выиграть может каждый"

    Тема конфликтов необъятна как сама жизнь и стоит на острие проблемы. Вот и моих  воспитанников волнует  проблема конфликтов.Это я поняла , читая рефлексию ребя после погружения "Давай общать...

    «Усердней с каждым днем гляжу в словарь», посвящённого В.И.Далю

    Единый урок русского языка, посвящённый жизни и творчеству В.И.Даля, рекомендован к проведению Министерством образования Московской области. Урок проводится среди групп 1 и 2 курса...

    Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

    В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...