Методическая разработка Тема: «Второстепенные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

План проведения урока по русскому языку в 5 классе Тема: «Второстепенные члены предложения» (УМК под ред. В.В.Бабайцевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_kso.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения урока

по русскому языку в 5 классе

Тема: «Второстепенные члены предложения»

(УМК под ред. В.В.Бабайцевой)

Урок разработан

учителем ГБОУ СОШ № 12

Поповой А.Ф.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: коллективный способ обучения (КСО).

Цель урока: развивать умение ученика самостоятельно добывать знания для решения практических задач и творческих заданий во взаимодействии с другими учащимися.

Задачи урока:

  • познакомить с видами второстепенных членов и их особенностями;
  • учить работать с текстом, выделяя главное в тексте;
  • учить работать в парах и малых группах;
  • развивать умение самостоятельно добывать новые знания;
  • развивать умение применять теоретический материал при решении практических задач;
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомиться с видами второстепенных членов;
  • рассмотреть и выделить их особенности и отличия;
  • учиться применять полученные знания на практике.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы и потребность в этом;
  • осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы;
  • проявлять положительное отношение к участникам учебного процесса, их чувствам и готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:

познавательные:

  • осуществлять поиск информации в соответствии с целью и учебным заданием,
  • структурировать информацию,
  • аргументировать ответ при решении практических заданий,
  • правильно формулировать уточняющие вопросы по теме;

регулятивные:

  • четко определять свою роль при выполнении учебного задания, работая а диалоге,
  • адекватно оценивать свои возможности и действия по выполнению задания,
  • вносить необходимые дополнения при выполнении задания в группе;

коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию собеседнику,
  • работать в паре и группе,
  • внимательно слушать и слышать партнёра,
  • корректно взаимодействовать с товарищами,
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, участвовать в диалоге.

Оборудование урока: карточки для работы в ПСС;

алгоритм работы;

дополнительный материал по теме

Этап урока технологии КСО

Этап урока по ФГОС

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

I Подготовка к выполнению задания в диалоге.

1 Орг. Момент

1 Орг. Момент

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивн.

2 Повторение пройденного

2 Актуализация знаний

Ставит вопросы, обобщающие изученный материал.

Что такое предложение?

Что является основой предложения?

Что такое подлежащее и сказуемое?

Как найти?

Дают ответы на вопросы, приводят примеры из д/з

Предметн.

3 Постановка познавательной задачи или создание проблемой ситуации; инструктаж

3 Самоопределение к деятельности

Диктует предложения, даёт задание найти основу.

Наш город прекрасен в пору белых ночей.

Клён и дуб — лиственные растения средней полосы.

Девочки моего класса остались отдохнуть.

Отец просит сына приехать.

Записывают предложения, находят основу (один уч-ся - на доске, остальные — в тетради).

Предметн.

Познават.

Регулятивн.

Личностн.

Коммуникат.

Задаёт вопросы, даёт задание.

Есть ли в предложениях другие члены? Кто знает, как они называются?

Попробуйте определить их вид.

Формулируют тему урока.

Выполняют задание самостоятельно.

Решение выполняют на доске желающие (несколько вариантов).

Обращает внимание на разное решение.

Организует диалог, предлагает определить цель и задачи своей деятельности.

Учащиеся определяют задачи своей деятельности на уроке.

Знакомит с алгоритмом работы(приложение 1), раздаёт 4 вида карточек (приложение 2).

Уточняют временные рамки, условия объединения в малые группы, вспоминают правила сотрудничества (приложение 3).

II Работа в диалоге.

1 Работа в ПСС

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Оказывает в случае крайней необходимости помощь отдельным учащимся.

Работают в ПСС (каждый должен отработать 4 карточки).

Предметн.

Метапредметн.

2 Работа в малых группах

Раздаёт дополнительный материал к теме, даёт задание (приложение 4).

Составить план ответа. Привести свои примеры. Создать художественный образ.

Объединяются в малые группы (опора — карточка, которая остаётся на руках ученика).

Работа в малых группах. (Знакомятся с дополнительным материалом. Отбирают материал, соотв. карточке. Составляют план ответа. Подбирают свои примеры. Создают образ).

Личностн.

III Заключительная часть.

1 Сообщение о результате работы в группах

Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Устанавливает порядок выступления представителей групп.

Выступают представители от каждой группы (остальные записывают в тетради новое, дополнительный материал).

Уч-ся других групп задают уточняющие вопросы.

Предметн.

Личностн.

Метапредм.

2 Решение проблемы, поставленной в начале урока

Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения темы)

Обращает внимание на предложения, записанные в начале урока.

Определите второстепенные члены.

Выполняют в группах.

Демонстрируют выполнение на доске, доказывая. Решают проблему, возникшую в начале урока.

Предметн.

Личностн.

Метапредм

3 Творческое задание

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Знакомит с творческим заданием.

Составьте текст из 5-6 предложений, используя в построении предложений, кроме основы, разные виды второстепенных членов. Какую роль выполняют второстепенные члены? (темы и типы текстов на карточках, у каждой группы своё задание).

Составляют тексты в группах. Определяют роль второстепенных членов предложения в текстах разных типов речи.

Предметн.

Личностн.

Метапредм

4 Рефлексия

Рефлексия

Даёт д/з творческого характера.

Предлагает таблицу

определение

дополнение

обстоятельство

Запишите в таблицу по 1-2 слову, выразив своё ощущение от урока.

Учащиеся заполняют таблицу.

Озвучивают.

Личностн.

Регулятивн.

Приложение 1.

Алгоритм работы.

  1. Выполни карточку.
  2. Расскажи соседу первый пункт карточки.
  3. Ответь на вопросы соседа по первому пункту.
  4. Запиши соседу в тетрадь предложение из второго пункта. Рассуждая устно, покажи, как выполнить задание второго пункта.
  5. Выслушай рассказ соседа по первому пункту его карточки.
  6. Задай вопросы и выслушай ответы по первому пункту карточки соседа.
  7. Пусть сосед запишет в тетрадь своё предложение из второго пункта. Рассуждая устно, покажет, как выполнить задание второго пункта.
  8. Поменяйся карточкой с соседом. Каждый из вас должен выполнить задание под чертой.
  9. Сверься с соседом. Помоги, если нужно.
  10. Поблагодари.
  11. Найди другого партнёра.

Приложение 2.

КАРТОЧКА № 1.

Определение

1. Учебник «Теория», § 18:

  • прочитай об определении;
  • сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).

2. Пример и образец рассуждения.

        Мой дом примет вас.

                Устное рассуждение:

  • основа предложения: дом примет;
  • слово МОЙ зависит от подлежащего ДОМ и указывает на принадлежность предмета говорящему;
  • отвечает на вопрос ЧЕЙ?
  • МОЙ — притяжательное местоимение;
  • МОЙ — определение (~).

__________________________________________________________________________________________

Рассуждая, найди и подчеркни определение.

        Красивый дом стоит в зелёном саду.

        Мы поливаем наш сад.

        Хвост лисы далеко виден в лесу.

        Мой отец любит весеннюю пору.

КАРТОЧКА № 2.

Дополнение

1. Учебник «Теория», § 18:

  • прочитай об определении;
  • сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).

2. Пример и образец рассуждения.

        Я подошёл к учителю.

                Устное рассуждение:

  • основа предложения: я подошёл;
  • слово (К) УЧИТЕЛЮ зависит от сказуемого ПОДОШЁЛ и отвечает на вопрос К КОМУ? (вопрос косвенного падежа), обозначает предмет, на который направлено действие;
  • (К) УЧИТЕЛЮ — им. сущ. с предлогом в дательном падеже;
  • К УЧИТЕЛЮ — дополнение (---).

___________________________________________________________________________________________

Рассуждая, найди и подчеркни дополнение.

        Я поздно ушёл от друга.

        К делу относись серьёзно.

        Марина дружит с Леной.

        Папа забивает гвозди молотком.

КАРТОЧКА № 3.

Обстоятельство

1. Учебник «Теория», § 18:

  • прочитай об определении;
  • сделай запись в тетрадь из учебника (значение, вопросы, чем выражено, от чего зависит, как подчеркивают).

2. Пример и образец рассуждения.

        В лесу раздавалось пение птиц.

                Устное рассуждение:

основа предложения: пение раздавалось;

слово (В) ЛЕСУ зависит от сказуемого РАЗДАВАЛОСЬ, обозначает место действия и отвечает на вопрос ГДЕ?

(В) ЛЕСУ — им. сущ. с предлогом в предложном падеже;

В ЛЕСУ — обстоятельство (– ּ – ּ – ּ – ּ –)

_________________________________________________________________________________________________

Рассуждая, найди и подчеркни обстоятельство.

        Мама пришла поздно с работы.

        Я делаю уроки медленно.

        Мальчик пешком пошёл в школу.

        Очень красивая птичка сидит на дереве.

КАРТОЧКА № 4.

Распространенное и нераспространенное предложения

1. Учебник «Теория», § 18:

  • прочитай материал по теме;
  • сделай запись в тетрадь из учебника (о нераспространенном предложении, о распространенном предложении).

2. Пример и образец рассуждения.

Пришла зима.

                Устное рассуждение:

  • О чём говорится в предложении? (о зиме);
  • ЗИМА — предмет сообщения (подлежащее);
  • Что говорится о зиме? (что она пришла);
  • ПРИШЛА — сказуемое;
  • предложение состоит только из главных членов : оно нераспространенное.

Скоро пришла долгожданная зима.

                Устное рассуждение:

  • основа предложения: зима пришла;
  • кроме главных членов предложения, есть и второстепенные: предложение распространенное;
  • слово СКОРО зависит от сказуемого ПРИШЛА  и отвечает на вопрос КОГДА? (обстоятельство);
  • слово ДОЛГОЖДАННАЯ зависит от слова ЗИМА и отвечает на вопрос КАКАЯ? (определение).

___________________________________________________________________________________________________________

Рассуждая, определи вид предложения по наличию второстепенных членов и запиши термин в скобках.

        Мальчики и девочки весело идут в школу.

        Быстро бежит время.

        Мчатся машины, поезда, самолёты.

        Девочка читает и поёт.

Приложение 3.

Нормы (правила) сотрудничества (вырабатываются в совместной работе) /примерные/:

  1. соблюдать очерёдность высказываний и действий;
  2. чёткие форма и смысл вопроса (он должен быть задан кому-то, связан с темой);
  3. обязательна оценка (оценивается действие, а не личность);
  4. на первом плане — самооценка; а также — взаимооценка (объективная);
  5. соблюдение норм этикета:
  • смотреть в глаза;
  • слушать, что человек говорит, пока он не выскажет свою мысль;
  • обязательно высказывание кому-либо адресовано;
  • по-доброму, уважительно относитесь к партнёру;
  • благодарите партнёра (благодарность не зависит от результатов общения).

Приложение 4.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными, например: 1) У самой дороги вспорхнул стрепет (А. Чехов) — главные члены: вспорхнул стрепет; второстепенные члены, поясняющие главные члены: вспорхнул (где?) у самой дороги. 2) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу (В. Арсеньев) — второстепенный член полная поясняет подлежащее луна: луна (какая?) полная; второстепенный член по небу поясняет сказуемое плыла: плыла (где?) по небу; второстепенные члены предложения ясному и безоблачному поясняют второстепенный член предложения небу: (плыла) по небу (какому?) ясному, безоблачному

По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды:

Виды второстепенных членов предложения

Вопросы, на которые отвечают второстепенные члены предложения

Примеры

  1. Дополнение

тянулись (до чего?) до небосклона

Поля тянулись до самого небосклона (И. Тургенев).

  1. Определение

туча (к а к а я?) большая, тёмная

Большая, тёмная туча растёт за рекою (И. Соколов-Микитов).

3. Обстоятельство

падают (как?) грузно

Первые капли дождя грузно падают на дорогу (И. Соколов-Микитов)

Дополнение — это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Способы выражения дополнения

Часть речи

Вопросы

Примеры

1. Имя существительное

взялся (за что?) за ложку

Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи.(И. Тургенев).

2. Местоимение

дали (кому?) мне

Мне дали задание.

3. Имя числительное

делится (на что?) на пять

Десять делится на пять.

4. Наречие

не будет похоже(на что?) на сегодня

Завтра не будет похоже на сегодня.

5. Неопределённая форма глагола

прошу (о ч ё м?) говорить

Я прошу вас говорить по существу дела.

6. Имя прилагательное

вспоминали (о ч ё м?) о прошлом

Все вспоминали о прошлом.

        Дополнение может также выражаться неделимыми словосочетаниями, включающими существительные в косвенном падеже, например: На каникулы я поеду к отцу с матерью; Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань четыре баржи (М. Горький).

Значения дополнения

Грамматические значения

Вопросы

Примеры

1. Адресат действия

кому? — дат. п.

Победителю спартакиады был вручён приз.

2. Объект действия

что? — вин. п.

Ещё в школе я выбрал себе профессию.

3. Орудие действия

чем? — тв. п.

Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. Тургенев).

4. Предмет сравнения и др.

чего? — род. п.

ко го? - род. п.

Летом день длиннее ночи. Мой брат старше сестры.

Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Значения определения

Грамматические значения

Вопросы

Примеры

1. Различные признаки предметов

Какой? Какая? Какое? Какие?

Леса, луга поёмные, ручьи и реки русские весною хороши (Н. Некрасов). Нежная, красивая, была на закат ты розовый похожа (С. Есенин). Я всё ходил по улице; холодный мартовский дождь поливал меня (А. Чехов). Я к вам уже в третий раз прихожу (А. Чехов).

2. Признак по принадлежности

Чья? В чьём?

Изба лесника состояла из одной комнаты. Он жил в саду во флигеле, а я в старом барском доме (А. Чехов).

Способы выражения определения

Способ выражения

Вопросы

Примеры

1. Имя прилагательное (полное)

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Чей?

Здесь вижу двух озёр лазурные равнины (А. Пушкин). Был сияющий, радостный, великолепный день (А. Куприн); У него была стройная, худощавая фигура,  решительно-небрежные, быстрые,  точные и красивые движения и замечательное лицо (А. Куприн).

2. Числительное

На третий день пути лыжники вышли на широкую равнину.

3. Местоимения

Вижу твой жребий на светлом челе (А. Пушкин).

4. Имя существительное в форме косвенных падежей с предлогами или без предлогов

Охота с ружьём и собакой прекрасна сама по себе (И. Тургенев).

5. Синтаксически цельное словосочетание

Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи (И.Тургенев).

6. Наречие

Были поданы яйца всмятку.

7. Неопределённая форма глагола

Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности  летать по воздуху (М. Горький).

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

Способы выражения обстоятельств

Виды обстоятельств

Способ выражения

Вопросы

Примеры

1. Образ действия

Наречие, существительное в косвенных падежах

Как? Каким образом?

Люди работали (как?) спокойно, споро, молчаливо (А. Фадеев).

2. Места

Наречие, существительное в косвенных падежах

Где? Куда? Откуда?

Мы остановились (где?) перед воротами (И.Тургенев).

3. Времени

Наречие, существительное в косвенных падежах

Когда? Как долго? До каких пор?   С каких пор?

Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком (А.Пушкин).

4. Причины

Наречие, существительное в косвенных падежах

Почему? Отчего?

Он сделал ошибку (почему?) сгоряча.

5. Цели

Наречие, существительное в косвенных падежах, неопределенная форма глагола

Зачем? Для чего?

Здесь будет город заложён (зачем?) назло надменному соседу (А. Пушкин).

6. Условия

Существительное в косвенных падежах

При каком условии?

(При каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть.

7. Уступки

Существительное в косвенных падежах с предлогами

Несмотря на что?

Вопреки чему?

(Вопреки чем у?) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов).

Виды простых предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные простые предложения в своём составе имеют только главные члены. Например: Катятся ядра, свищут пули... (А.Пушкин) Вечереет. Ночь.

Распространенные простые предложения в своём составе имеют и главные, и второстепенные члены: Скучная картина! (А.Плещеев) Весело сияет месяц над селом. (И.Никитин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Второстепенные члены предложения"

Проверочная работа по теме«Второстепенные члены предложения». 8 классI. Подчеркните грамматические основы предложений,  укажите какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятел...

Закрепление изученного по теме «Второстепенные члены предложения».

Цели и задачи урока:   учебно-развивающая – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Второстепенные члены предложения»;- отработать навык определения второстепенных членов предл...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...

Разработка урока "Второстепенные члены предложения.Определение."

В данная разработка даёт учащимся возможность более подробно ознакомиться с этим второстепенным членом,способами выражения и ролью в выразительности речи....