Закрепление изученного по теме «Второстепенные члены предложения».
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Цели и задачи урока:   учебно-развивающая

– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Второстепенные члены предложения»;

- отработать навык определения второстепенных членов предложения;

- выработать потребность самостоятельного добывания знаний на основе ранее изученного;

 воспитательная

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_melkumyan_s.r..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление изученного по теме «Второстепенные члены предложения».

Цели и задачи урока:   учебно-развивающая 

– обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Второстепенные члены предложения»;

- отработать навык определения второстепенных членов предложения;

- выработать потребность самостоятельного добывания знаний на основе ранее изученного;

 воспитательная

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, дидактические материалы, мультимедиа, карточки, учебник, репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1 – 5. 

Учитель: сегодня целью нашего урока будет повторить и привести в систему знания о второстепенных членах предложения, выработать потребность самостоятельно добывать знание на основе ранее изученного.

Материал к уроку подбирался таким образом, чтобы мы еще раз увидели и почувствовали, как прекрасна природа нашей Родины, края, и поняли, что мы являемся хранителями этой красоты. А помогать нам будут бессмертные строки русских поэтов и писателей и репродукции картин известных художников. 

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Выписать  из стихотворений кубанских поэтов 5 предложений, сделать их синтаксический разбор, начертить схемы.

У доски учащийся чертит схемы предложений и иллюстрирует их примерами из домашней работы.

  1. Устно составьте предложения, соответствующие схемам:  Слайд 6-9.

а) Х, │           │, …

б) Х, │           │, …

III.       Лингвистическая разминка.    Слайд 10 – 11.

На доске записано предложение. Устно проведите синтаксический разбор, а письменно морфологический, морфемный и словообразовательный разборы указанных слов.

Мне еще мерещится3 олень,

Полный силы и весенней2 неги,

Умеющий увидеть в зимний день

Сквозь белый снег зеленые побеги4.

                                          (М. Дудин)

(Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленными определениями)

 Весенний ← весна + енн ─ ий

Мерещится – глагол, т.к. обозначает действие предмета

I. Начальная форма – мерещится

II.Постоянные признаки: несовершенный вид, переходный, II. спряжения;

Непостоянные признаки: употреблен в форме изъявительного наклонения, единственного    числа, настоящего времени, 3 лица, мужского рода.

III.Олень (Что делает?) мерещится.

  1. Творческая работа (по вариантам).   Слайд 12.

Вставить орфограммы, графически объяснить их, найти: 1 вариант – дополнения, 2 вариант – определения, 3 вариант – обстоятельства.

Белоногие березы заплетают солнце в косы. (И. А. Швец)

Уж (не) будут листвою крылатой (надо) мною звенеть тополя. (С.А Есенин)

Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной. (С. АЕсенин)

(Из) под куста мне ландыш(?) серебристый приветливо кивает головой. (М.Ю. Лермонтов)

  1. Проверочная работа с использованием перфокарт.

Цель: проверить правильность написание раздельного и дефисного написания приложений со словами.

  1. Не услышишь с косогора дружный гам людской, не почуяв рев мотора над Москвой-рекой. (С. А. Васильев)
  2. Откуда эта пушка-громобой? (С. А. Васильев)
  3. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (К.Г Паустовский)
  4. Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночу от птичьих голосов. (И. А. Швец)
  5. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)
  6. Чародейкою-зимою околдован лес стоит. (Ф.И. Тютчев)
  7. Щеки розовые утра гладит Дед Мороз рукой. (В. Морозова)

Правописание

1

2

3

4

5

6

7

Есть дефис

.

.

.

.

Нет дефиса

 - Что такое приложение?

 - Когда приложения пишутся через дефис?

 - В каких случаях приложения пишутся без дефиса?

  1. Работа со словарем.   Слайд 13, 14.

Запишите слово «репродукция».

Как вы понимаете это слово?

А вот какое толкование дается этому слову в толковом словаре С.И. Ожегова:

Репродукция – воспроизведение рисунка, картины или фотографии типографским или фотографическим способом, а также воспроизведенные таким образом рисунки, картины, фотографии.

Составьте, пожалуйста, с этим словом предложение.

  1. Работа по развитию речи. Слайд 15.

Перед нами репродукция картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Задание для 1 группы: напишите сочинение-миниатюру. Задание для 2 группы: составьте и запишите 8 предложений по картине, подчеркните определения.

Обратите внимание на то, как природа помогает раскрыть общее настроение картины.

Дети зачитывают свои работы.

Вопросы классу

  1. Попробуйте дать описание репродукции без определений, дополнений, обстоятельств. Каким будет ваше описание?

- Описание будет сухим, не красочным

  1. Для чего нам нужны второстепенные члены?

- Они помогают нам сделать описание ярким, красочным.

Несмотря на то, что на репродукции мы видим безысходность, горе, протест против угнетения одного человека другим, мы также видим ширь, красоту царицы русских рек – Волги. Перед нами природа нашей Родины, которую мы должны любить и беречь.

  1. Подведение итогов урока. Слайд 16 - 20.

Давайте еще раз вспомним и обобщим то, о чем мы с вами говорили на уроке.

- Какие вам известны второстепенные члены предложения?

- Что такое дополнение? Определение? Обстоятельство?

- Какую роль они играют в предложении?

Я думаю, итогом нашего разговора о красоте родной природе могут стать слова М.М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о природе родного края с использованием причастных и деепричастных оборотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Второстепенные члены предложения"

Проверочная работа по теме«Второстепенные члены предложения». 8 классI. Подчеркните грамматические основы предложений,  укажите какой частью речи они выражены. Определите значение обстоятел...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения"

Данный урок позволит создать ситуацию успеха для всех категорий детей, так как все задания разноуровневые. Интерес к уроку не будет ослабевать, так как здесь часть урока проходит в форме деловой игры...