Урок русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Шаповалова Елена Николаевна

Данный урок позволит создать ситуацию успеха для всех категорий детей, так как все задания разноуровневые. Интерес к уроку не будет ослабевать, так как здесь часть урока проходит в форме деловой игры  и учащиеся "отправляются в творческую командировку", в конце урока дети создают мини- проект - газету "Осенний этюд". Рефлексия такая же яркая, так как дети "создают" картину "Лесное озеро".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»                             

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к                  

            учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                    

            учащихся.

          2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и  первичному   закреплению  знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

         3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои      

           мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

         4.Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах,        

           чувство взаимопомощи.

                                       

Ход урока:

(Слайд  1) 1.Оргмомент.Рапорт дежурных.

 У.Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я слушаю дежурных…Спасибо. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2.Вывод темы (Слайд с лингвистической задачей)2

 У.Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам поможет игра « Знайка». Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

У. Ребята, мы можем её решить? Совершенно верно. Нет, так как мы ещё не изучили обстоятельство, определение и дополнение. А одним словом они называются второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

 3. Актуализация темы

У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?

-Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.

У. Молодцы,  эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.

4.Цели, задачи для учащихся

У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова. Как вы думаете, что нам предстоит сделать на этом уроке?

Задачи:

  • Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство.
  • Научиться  находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении
  • Тренироваться употреблять  дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.

(Слайд-цели)3У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.

5. Ознакомление с новым материалом (Работа в группах)

 У.: Чтобы реализовать 1 задачу,(организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

 3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

5.Выберите выступающего. 

У.:У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

Карточка №1

  1. Прочитайте правило на станице 68.
  2. Ответьте  на вопросы о дополнении по плану:

      - Что обозначает?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражен?

      -Как подчёркивается?

      -Приведите пример.

  1.  Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  2. Выберите выступающего для передачи материала классу.

Карточка №2

  1. Прочитайте правило на станице 71.
  2. Ответьте  на вопросы об определении по плану:

      - Что обозначает?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражен?

      -Как подчёркивается?

      -Приведите пример.

  1.  Оформите теоретический материал об определении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  2. Выберите выступающего для передачи материала классу

Карточка №3

  1. Прочитайте правило на станице 72.
  2. Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:

      - Что обозначает?

      - На какие вопросы отвечает?

      - Какой частью речи выражен?

      -Как подчёркивается?

      -Приведите пример.

  1.  Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
  2. Выберите выступающего для передачи материала классу

  1. Выступления групп

У. А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (Слайд-таблица)4. Молодцы.

6.Закрепление материала

У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд- проверочное задание)5

Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно

  1. записать  предложения, предназначенные для вашей группы,
  2. 2 вставить  пропущенные буквы,
  3.  выделить основу предложения,
  4. укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
  5.   сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (

(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.

1 группа (Сильная)

Дикие гуси г…товились к отлёту.

Деревья постепенно обл…тают.

В  небе в…сят  белые облака.

2 группа(Средняя)

Свежий в…терок играет листьями.

Пошёл ре…кий дождь.

Облака плывут на восток.

3 группа(Слабая)

(Откуда?) Из-за туч)выглянуло солнышко

Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.

(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.

У. Попробуйте сделать вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.

У. А теперь давайте вернёмся к нашей лингвистической задачке. (Слайд-лингвистическая задачка)6 Давайте ёё решим вместе. 3 группа работает с 4 заданием, 2группа –с 5, а1группа – с 6заданием.

1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее

2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство

3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое

4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение

5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

А. Смотрим, что получилось (Ученик записывает на доску)  (Слайд-Предложение) 7

Совершено верно. Молодцы. Хорошо справились с работой.

Я осторожно шагнула на лесную тропинку…

7.Творческая работа(Деловая игра)

У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы ёщё не до конца решили задачу. А  чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд-деловая игра)8 Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания. Найдите на столе лист жёлтого  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

8. Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд- осенняя командировка)9 . Задания группам.Инструкция для работы у вас на листах.

3 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

 Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

2 группа

У.:  Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:

1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.

2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

Наступление весны.

Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок.  На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

1 группа

У.:А ваше задание - самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны  написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами.  Я осторожно шагнула на лесную тропинку… Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина. Инструкция для работы на карточке.

У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад,  вы будете работать под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На выполнение этой работы вам даётся 3-4 мин.

8. Выступления групп. (открыть название газеты)

Выступает 3 группа. (Слайд10)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)

2. Прочитайте исходный текст.

 3.Прочитайте  получившийся текст.

4.  Вывод: сравните исходный  текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.

Приблизительный вариант

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

(Работу повесить на доску)

Выступает 2 группа. . (Слайд11)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)

2. Прочитайте исходный текст текст.

 3.Прочитайте  получившийся текст.

4.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)

Выступает 1 группа. (Слайд12)

Алгоритм ответа.

1.Прочитайте задание.

(Написать мини-сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными членами.)

2.Прочитайте  получившийся текст.

3.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте

(Работу повесить на доску)

У.: А хотите послушать, что получилось у меня?

Я шагнула на усыпанную листьями тропинку и замерла от восхищения. Меня обступали разноцветные деревья, словно раскрашенные волшебницей-осенью. Вот золотоволосая красавица берёзка, изящная, стройная в своём чёрно- белом сарафане. Над ней шелестит своими ветвями дуб, как будто защищая берёзку от ветра. Ярко-зелёная ель раскинула мягкие пушистые лапы – под ними так и хочется спрятаться. Осенний лес удивительно прекрасен.

8. Подведение итогов

 У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:

Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

9. Оценки

У.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал? (Выставить оценки)

10. Домашнее задание

У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1. Упр. 185 (по заданию)

2. Нарисовать осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени.

3. Попытайтесь написать стихотворение об осени.

У.: А чтобы вы работали без затруднений, я хочу раздать вам таблички-определители второстепенных членов предложения. Вложите их в учебник и пользуйтесь, пока полностью не запомните.

11. Рефлексия

У.: Посмотрите, наша газета немного не закончена.В ней есть статьи, но нет ни одного рисунка. И сейчас мы  создадим осеннюю картину. У вас на столах есть различные картинки, выберите ту, которая  вам понравилось и, выходя из класса, прикрепите магнитом на доску, чтобы у нас получилась общая картинка «Лесное озеро».   Прикрепляйте всё аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой .3 группа оформляет территорию вокруг озера.  2 группа – лес,  а 3группа - небо. Старайтесь прикреплять аккуратно, чтобы картина наша получилась красивой . Мне сегодня очень понравилось с вами работать, и я хочу начать составление картинки с озера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Лингвистическая задача Из предложений : Я вышла на улицу. ( возьмите подлежащее ) Я шагнула вперёд. ( возьмите сказуемое ) Котёнок осторожно подошёл ко мне ( возьмите обстоятельство ) На лесную полянку вышел лось. ( возьмите определение) Я увидела тропинку.( возьмите дополнение ) Составьте новое предложение

Слайд 3

Тема урока: Второстепенные члены предложения

Слайд 4

Задачи: Узнать , что такое дополнение, определение и обстоятельство Научиться находить второстепенные члены в предложении Тренирова ться в употреблении дополнений, определений, обстоятельств в устной и письменной речи

Слайд 5

Дополнение Определение Обстоятельство Обозначает предмет Обозначает признак предмета Обозначает место, время, способ действия Отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) Отвечает на вопросы какой? чей? Отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? зачем? почему? Обычно в ыражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже Выражаются обычно прилагательными Выражаются обычно наречиями или существительными в косвенных падежах _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ . _ . _ . _ . _ . _ , _ . _ . _ Буря сломала осину Мелькает жёлтый лист Тропинка спустилась вниз

Слайд 6

1.Запишите предложения, 2.вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, 3. Выделите основу предложения (подлежащее и сказуемое), 4. укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово. 1 группа 2 группа 3 группа Дикие гуси г… товились к отлёту Свежий в…терок играет листьями. ( Откуда?) Из-за туч выглянуло солнышко. Деревья постепенно обл…тают. Прошёл ре…кий дождь Листочек оторвался (от чего?) от дер… ва В синем небе в… сят белые облака Облака плывут на восток (На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов

Слайд 7

Лингвистическая задача Из предложений : Я вышла на улицу. ( возьмите подлежащее ) Я шагнула вперёд. ( возьмите сказуемое ) Котёнок осторожно подошёл ко мне ( возьмите обстоятельство ) На лесную полянку вышел лось. ( возьмите определение) Я увидела тропинку.( возьмите дополнение ) Составьте новое предложение

Слайд 8

Я шагнула осторожно на лесную тропинку…

Слайд 9

Деловая игра «Юные корреспонденты»

Слайд 10

Осенняя командировка

Слайд 11

3 группа Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. Деревья в лесу (как?) облетели. Только берёзки сохранили(какие?) листочки.(Как?) лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.

Слайд 12

2 группа Наступление весны. Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.

Слайд 13

Я шагнула осторожно на лесную тропинку…

Слайд 14

Домашнее задание 1. Выполните упр. 185 (по заданию) 2. Нарисуйте осенний пейзаж и подобрать к нему четверостишие из понравившегося стихотворения об осени. 3. Напишите стихотворение об осени или опишите любое дерево осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....