Разработка урока "Второстепенные члены предложения.Определение."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

В данная разработка даёт учащимся возможность более подробно ознакомиться с этим второстепенным членом,способами выражения и ролью в выразительности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Определение".

Учитель :Оказова Альбина Владимировна

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др

М.: Просвещение 2023г

4. Тема урока: "Определение".

5. Тип урока: Урок общеметодической  направленности.

6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

7. Задачи урока:

Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения,  роль определения в усилении выразительности художественного описания;

должны уметь

находить определения в предложениях;  верно обозначать определения как член предложения,  распространять предложения определениями,

использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

10. Межпредметные связи: литература, музыка

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1.Организацион

ный момент

1. Приветствие учащихся

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

1 мин

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные  умение работать в

коллективе

 2.Мотивация к учебной

деятельности

1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование

презентации слайд 1)  Набор слов: Собирается, по, знание, капле.

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

Ребята, всем понятно ,что без знания русского языка ,невозможно правильно выражать свои мысли , говорить красиво. Поэтому  должны по крупицам собирать эти знания.Сегодня мы покажем то ,что уже знаем и познакомимся с чем-то новым.
3-й слайд: I. Проверка домашнего задания.  На доске

http://festival.1september.ru/articles/526852/img.gif

- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.

- Что вы знаете о дополнении?

Фронтальный опрос по вопросам таблицы

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

 

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

 

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

 

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

 

 

Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

грамматическую

основу

Знание собирается по капле. (СЛАЙД 2)

 

Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

2мин

3мин

-личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: планирование своих

действий в диалоге с учителем

-познавательные (осознают познавательную

задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения

3.Актуализация знаний

Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)

I вариант.

II вариант.

Наступила осень.

На краю села виден дом.

Стоят деревья.

В нём проживает человек.

Кружатся листья.

Он рассказывает истории.

- Прочитайте предложения ученика.

-Они вам понравились?

-Чего не хватает?

-Как сделать эти предложения более красивыми? Вот этому  мы сегодня и  научимся.

Показ презентации (Приложение)

(см. Приложение. Слайд 1)

 Ребята, послушаем мастеров русского слова. Давайте вспомним стихотворение П.С.Пушкина «Зимняя дорога»:

             Сквозь волнистые туманы

             Пробирается луна,

             На печальные поляны

             Льёт печально свет она.

              По дороге зимней, скучной

              Тройка борзая бежит,

              Колокольчик однозвучный

              Утомительно гремит.

(см. Приложение. Слайд 4)

- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений)

(см. Приложение. Слайд 5)

- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?

 (см. Приложение. Слайд 6)

- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа и настроение поэта?

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)

-Ребята, давайте запишем и выучим небольшое четверостишье:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

(см. Приложение. Слайд 7)

- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.

Дополним нашу таблицу

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От глагола

От существительного

 

2. Что обозначает?

Предмет, с которым связано действие или признак

Признак предмета

 

3. На какие вопросы отвечает?

На вопросы косвенных падежей

Какой?
Чей?

 

4. Какой частью речи выражен?

Чаще существительным или местоимением

Прилагательным

 

(см. Приложение. Слайд 8)

Рассуждения и ответы учащихся

Работа с учебником – чтение определения

Заполнение таблицы, сравнение с учебником

10 мин

- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное  фор мулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

4. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево )

Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться)

Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)

2 мин

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- коммуникативные: выполнение

упражнений вместе,

5.Целеполагание и

мотивирование

6. Применение нового знания в стандартной ситуации

Теперь давайте попробуем потренировать свою речь, используя приобретённые знания. Подберите к изображениям слова-определения.  (см. Приложение. Слайд 9-13)

(см. Приложение. Слайд 14)

В следующем задании дополните предложения определениями: Зима.Бор. Кругом снег.

(см. Приложение. Слайд 15)

- Итак ,друзья,для чего нам нужны определения?(Чтобы сделать нашу речь образной ,поэтичной,богатой).

Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).

- Теперь вернёмся к началу нашего урока .Дополните данные предложения, чтобы у вас получился красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)

Вывод о важности    использования в речи   определения

На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения.

Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы

одноклассников.

 Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись

5 мин

1 мин

- личностные: положительное отношение к обучению:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения

другого.

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в

7. Самостоятельная

работа в парах

Изображение мальчика и девочки: работа в парах.

1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения  С.Есенина(текст распечатан).

Стихотворение списать, раскрывая скобки, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.

            Отг…ворила роща з…л…тая

            Берёзовым, в…сёлым языком,

            И журавли, печально прол…тая,

            Уж (не) жалеют больше (ни) о ком.


- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».

-  Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?

   Настроения, навеянные осенью,  великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.

Выполняют задания предложенного материала.

Словесное рисование картины по прослушанной музыке.

8 мин

- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

- регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;

-познавательные: способность понять

информацию;

- коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения

8. Письменная работа

Применение нового

знания в нестандартной ситуации

(вторая мини-физкультминутка)

Известно, что осень была любимым временем года многих творческих личностей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него очень много стихов на эту тему. Давайте вспомним одно из них:

Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Попробуйте впечатления от этих строк передать в мини-сочинении  «Вид из окна».

Задание.  Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения.

Зачитать 1-2 работы.

8 мин

- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану;

- познавательные: использует полученную информацию в действии;

- коммуникативные: учится искать свою позицию

9. Подведение итогов

Что узнали на уроке?

От какого слова зависит определение?

Что обозначает определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Какой частью речи выражено определение?

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

2 мин

- личностные: критическая оценка своих  знаний;

- коммуникативные: умение слушать друг  друга

10. Рефлексия

Оценить  уровень понимания данной  темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Оценивание своей

работы, возвращение к эпиграфу и

толкование

1 мин

коммуникативные (оценка своей

работы),

- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной

позиции

11. Домашнее задание

Предлагает проверить полученные знания

Упр. 186 или 187 (по выбору)

1 мин

личностные: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.

 

Приложения:

Работа в группах.

1 группа

У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:

1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.

2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.

Инструкция для работы на карточке.

 Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья  облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Какие?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья  облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.

2 группа .

. На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?

Ответ: Распространенные и нераспостраненные.

Давайте проверим, как мы это умеем делать.

Диктант Код: Р – распространенные ; Н - нераспространенные

  1. Взошло солнце.
  2. Начался новый день.
  3. Ребята пошли в школу.
  4. Звенит звонок.
  5. Начинается первый урок.
  6. Ученики решают задачи.
  7. Дети пишут и читают.
  8. Дети учатся с удовольствием.
  9. Урок закончился.
  10. Все бегут на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок - презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п...

Второстепенные члены предложения. Определение

Урок русского языка  Второстепенные члены предложения .  Определение. Русский язык. 8 класс...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

                                              Ход урока  I.Организационны...

Второстепенные члены предложения.( Определение).

Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди»....

Второстепенные члены предложения. Определение.

Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение"...

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс

Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно...