Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения.

Тип урока:  урок развития речи.

Дидактический материал: притча В.Катаева «Пень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г.Егорьевска

Попова Галина Юрьевна

Урок русского языка  в  5  классе

Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения.

Тип урока:  урок развития речи.

Дидактический материал: притча В.Катаева «Пень».

Цели урока:

  • учить приёмам компрессии текста с сохранением авторского стиля;
  • развивать речь, память, мышление;
  • оформлять устную речь в письменном виде.
  • показать систему языковых средств, использованных в тексте;
  • обогатить язык учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами языка;
  • развивать творческие возможности учащихся;
  • научить понимать и ценить красоту русского языка.

Оборудование: школьная доска, учебник русского языка 5 класс под ред. М.Т.Баранова  и Т.Ф. Ладыженской,  мульти-медийный проектор, экран, презентация к уроку.

Приёмы и методы:

  1. Постановка проблемного вопроса.
  2. Беседа.
  3. Демонстрация презентации.
  4. Работа в группах.

Результат работы:  написание варианта сжатого изложения по исходному тексту.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Введение в тему.

    Учитель: - Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас с вами урок развития речи. Мы будем работать с текстом, наблюдать за языком текста, его особенностями. А затем нам предстоит передать содержание текста.

2. Постановка задач урока. Беседа о форме предстоящей работы.

- Недавно мы писали изложение. Подробно или сжато мы с вами излагали текст? (Подробно.)

- Да, мы стремились как можно более точно пересказать текст. Сегодня мы будем готовиться к сжатому изложению. Что значит сжать текст, пересказать или изложить его сжато? ( Кратко пересказать; пересказать самое основное, без подробностей, но так, чтобы всё было ясно.)

- Когда это бывает нужно в жизни – кратко, сжато передать  исходный текст? (Если мало времени, например, если тебе дали в телевизионной передаче одну-две минуты, а ты должен передать, о чём автор написал в большом рассказе; или дали в журнале несколько строчек и т.п.)

- Итак, в жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать исходный текст, как бы сжимая его. Но ведь нам важно, чтобы автор текста не обиделся… Что же мы будем делать? Как  можно сокращать текст, чтобы не обидеть автора? (Мы перескажем самое главное, но авторские слова оставим, самые главные слова оставим.  Можно не передавать подробности и мелочи.)

- Вот сегодня мы и будем учиться писать сжатое изложение.

3. Знакомство с исходным текстом.

- Давайте, ребята познакомимся с текстом. Чтение текста.  (Интонация повествования, притчи.)

Пень

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие  девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше. Возгордился старый пень и говорит деревьям:

 - Видите, даже люди – и те кланяются мне. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

 - Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая  быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся  на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

(В.Катаев)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Постановка коммуникативной задачи, описание речевой ситуации.

- В этом тексте – сказочной истории – 174 слова. Давайте представим, что у нас вами есть рукописный журнал,  нам  выделили в нём небольшое количество строк, поэтому исходный текст надо сократить почти вдвое, до 90-95 слов.

- С чего мы  начнём нашу работу? ( С обдумывания текста.) Для этого нам нужно ещё раз внимательно ознакомиться с ним. Давайте откроем учебник, стр.58,  упр137

 - Сейчас вам нужно объединиться в группы, чтобы мы могли продолжить работу. Дети объединяются в четыре-пять групп. Каждой группе раздаются  вопросные листы.

  1. Групповая работа по тексту.

Содержание вопросного листа:

  1. Прочитайте внимательно текст.
  2. Определите, с какой интонацией нужно его читать, к какому типу речи он относится.
  3. Определите, о чём говорится в тексте.
  4. Как иначе можно его озаглавить?
  5. Как вы думаете, для чего автор рассказал эту сказочную историю?
  6. Выделите основные части текста.  О чём в них рассказывается?
  7. Можно ли пропустить первое предложение?

Когда учащиеся готовы отвечать на вопросы, учитель сам определяет, ученика, который озвучивает выводы, сделанные группой.

  1. Беседа по тексту.

- Давайте прочитаем дальше первый  и второй абзацы. В каком из них подробно говориться, кто приходил и кланялся пню, а в каком об этом же говориться обобщённо?

 - Автор сам обобщённо и кратко – как бы специально для нас, для нашего сжатого изложения написал: «Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше».  Годится ли такое предложение для нашего изложения?

 - Теперь прочитайте третий абзац. О чём в нём говориться? (Как возгордился старый пень.) Найдите в этом абзаце подробное и обобщённое изложение одной и той же мысли.

 - Чего же захотел старый пень? Почему ему пришлось кричать?

 - Что самое главное сказала синичка? Что она пыталась растолковать расшумевшемуся пню?

7. Работа со «словарём» текста. Собирание «опорных конструкций».

 - Ребята, а какие слова, словосочетания или предложения вам хотелось бы сохранить, чтобы  не нарушить стиль автора, передать красоту авторского слова? Выпишите в тетрадь эти слова и словосочетания.

- Объясните смысл  слов и выражений: кузовок, кряхтя поклонился, стало быть, обобрали опёнки.

  1. Создание устного сжатого изложения.

Ребята, давайте попытаемся вместе  создать тот текст, который у нас в итоге должен получиться.

Вот его примерное содержание:

В лесу стоял большой старый пень. Весь день в лес приходили разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям: «Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Я здесь в лесу у вас самый главный, и вы тоже мне кланяйтесь».

Но деревья гордо стояли вокруг и кланяться не стали.

 Рассердился старый пень и ну кричать: «Кланяйтесь мне! Я ваш царь!»

Тут прилетела синичка и весело защебетала:  «Ничего ты не царь... И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех найти не могут. Давно уже все обобрали». (97 слов)

 

  1. Вопросы для обсуждения устного изложения.

- Передано ли основное содержание устного изложения?

- Удалось передать стиль притчи?

- Поймут ли читатели смысл притчи в нашем сокращении?

- Надо ли так буквально следовать за текстом, чтобы передать смысл притчи?

  1.  Самостоятельная письменная работа.

- А теперь перед вами стоит задача самостоятельно оформить в тетрадях работу, написав сжатое изложение по притче В.Катаева «Пень». Дети самостоятельно пишут сжатое изложение по исходному тексту.

  1.  Подведение итогов.

Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно активными были  (называем учащихся, хорошо справившихся с работой)

 - Чему мы сегодня учились на уроке?

- Какой способ сжатия исходного текста мы  использовали в своей работе?

      - Чему ещё нам предстоит научиться при написании сжатого изложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...