Правописание не с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка поможет при изучении нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание не с именами существительными. | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Правописание не с существительными.
Цель урока: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными; уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.
Задачи урока:
- обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.
-развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса.
- воспитательные: воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе.
Тип урок: изучение нового материала
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная под руководством учителя, индивидуальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Приветствуем партнёра по лицу, приветствуем партнёра по плечу.
В клок баддисе (в часах) записываем партнёров с которыми вы будете встречаться в 3, 6, 9, 12 часов
II. Опрос.
- С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках?
- Какие признаки имеет имя существительное?
(Структура стё зе класс и таймд пэа шэа)
Учитель: записывайте как можно больше ответов в течение одной минуты и прочертите линию после своего последнего ответа, подойдите к паре, которую вы выбрали для встречи в 6 часов, прочитайте то, что вы написали( в течение 30 секунд), другой дополняет свои записи. Читает 2 участник, дополняет свои записи первый. Подойдите к паре, которую вы выбрали для встречи в 12 часов и повторяйте действие.
А теперь садимся за столы и слушаем ваши ответы. Отвечает участник № стола № (Прослушиваются ответы разных столов)
Обратим внимание на экран и сравним ответы (Слайд № 1 )
- Обозначает предмет.
- Отвечает на вопрос кто? что?
- Имеет роды.
- Изменяется по числам.
- Склоняется. (имеет склонения)
- Бывают собственными и нарицательными.
- Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
- В предложении обычно является подлежащим или дополнением.
III.Объяснение нового материала.(Структура Эй ар гайд)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.
-А сейчас открываем тетради и записываем
Двадцатое декабря.
Классная работа.
Правописание не с именами существительными.
- Обратим внимание на экран.(Слайд № 2 ) Перед вами на столах тоже такие карточки с предложениями. Слева пишем слова нет, если не пишется раздельно, пишем да, если не пишется слитно.
До | Предложения | После |
1.Разыгралась (не)погода. 2.Это (не)правда, а ложь. 3.Таня – маленькая (не)ряха. |
- А теперь определим цель нашего урока. Чему мы должны научиться?
(Слайд № 3 )
Учащиеся: Научиться понимать, когда не с существительными пишется раздельно, а когда слитно.
Учитель: Обратим внимание на экран. Что же вы должны знать, чтобы написать правильно? (Слайд № 4 )
- Не является частью корня ( слитно)
- Не является приставкой (слитно)
- Не является отрицательной частицей ( раздельно)
Как это узнать?
Учитель: Обратим внимание на алгоритм действия (Слайд №5 )
- А теперь в таблицах , в которых вы старались правильно написать не с существительными и в колонке «после» отмечаем где пишется слитно, где – раздельно. Объясним, почему так пишется.
Проверим по экрану (Слайд №6 )
IV. Физкультминутка (Структура Микс-фриз-груп)
Ученики перемешиваются в классе под музыку. Учитель останавливает музыку, ученики замирают, учитель задаёт вопрос, ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос.
- Сколько у существительных родов?(3)
- Сколько падежей в русском языке?(6)
- Сколько склонений у существительных?(3)
- Сколько разносклоняемых существительных?(11)
V. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 331 по учебнику.
Заменить словосочетания существительными с не, определите их род.
2.Выполнение упражнения 332 по учебнику.
Подберите синонимы к словам и запишите.
3.Работа над текстом (Слайд № 7 )
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Сильный человек силён своим благородством и великодушием, а не грубостью.
Наша речь – важнейшая часть нашего поведения, ума и души.
(По Д. С. Лихачёву)
Словарная работа.(Слайд № 8 )
Уравновешенный –
Благородство –
Великодушие –
Учитель:
- Определите тему текста.
Ученики:
- Речь, язык, культура речи.
Учитель:
- Определите, как связаны 1, 2 предложение 1 абзаца.
Ученики:
- С помощью местоимения это.
Учитель:
- Как связаны 1, 2 предложение 2 абзаца?
Ученики:
- Повтором слов сильный человек.
Учитель:
- Определите тип речи.
Ученики:
- Рассуждение.
Учитель:
- Что хотел сказать автор?
Ученики:
- Чтобы быть сильным человеком, надо обратить внимание на свою речь, быть вежливыми, благородными, великодушными.
Учитель:
- Найдите существительные с не и объясните правописание.
Ученики:
- неряшливость, незащищённости, не о силе, невоспитанности, не грубостью.
4. Работа над тестами (Слайд №9 )
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
1)(НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
2)Передо мной был (не)враг, а друг.
3)(Не)известности уже не было.
4)Мы остановились в (не)доумении
Ответ: 2)
А2 НЕ пишется слитно:
1)Это (не)правда, а откровенная ложь.
2)(Не)правду я не потерплю.
3)Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
4)(Не)терпение, а раздражительность мешали разговору
Ответ: 2)
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
1)Удивила (не)зависимость и резкость.
2)Появилась (не)решительность и какая-то застенчивость.
3)С (не)ряхой мало кто общается.
4)(Не)счастье, а горе постигло нас.
Ответ:4)
VI. Итоги урока (Слайд №10 )
- Что новое узнали на уроке?
- Как пишется НЕ с существительными?
- От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
- Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
VII. Домашнее задание.
Выучит правило на странице 125, упражнение 333(по заданию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"
Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...
Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями
Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...
Правописание не с именами существительными. 6 класс.
Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, ...
Правописание Не с именами существительным
Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской....
Правописание не с именами существительными
Презентация к уроку...
Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....