Правописание не с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Фаррахутдинова Зиля Назимовна

Разработка поможет при изучении нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Правописание не с существительными.

Цель урока: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными; уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать  выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения  наличия противопоставления.

 Задачи урока:

- обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ  с существительными.

  -развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса.

- воспитательные: воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе.

Тип урок: изучение нового материала

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная под руководством учителя, индивидуальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор, учебник, раздаточный материал.

                      Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Приветствуем партнёра по лицу, приветствуем партнёра по плечу.

В клок баддисе (в часах) записываем партнёров с которыми вы будете встречаться в 3, 6, 9, 12 часов

II. Опрос.

- С какой частью речи мы с вами  работаем на последних уроках?

- Какие признаки имеет имя существительное?

(Структура стё зе класс и таймд пэа шэа)

Учитель: записывайте как можно больше ответов в течение одной минуты  и прочертите линию после своего последнего ответа, подойдите к паре, которую вы выбрали для встречи в 6 часов, прочитайте то, что вы написали( в течение 30 секунд), другой дополняет свои записи. Читает 2  участник, дополняет свои записи первый.  Подойдите к паре, которую вы выбрали для встречи в 12 часов  и повторяйте действие.

А теперь садимся за столы и слушаем ваши ответы. Отвечает участник №   стола №       (Прослушиваются ответы разных столов)

Обратим внимание на экран и сравним ответы (Слайд № 1    )

- Обозначает предмет.

- Отвечает на вопрос кто? что?

- Имеет роды.

- Изменяется по числам.

- Склоняется. (имеет склонения)

- Бывают собственными и нарицательными.

- Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

- В предложении обычно является подлежащим или дополнением.

III.Объяснение нового материала.(Структура Эй ар гайд)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.

-А сейчас открываем тетради и записываем

                                        Двадцатое декабря.

                                        Классная работа.

                                       Правописание не с именами существительными.

- Обратим внимание на экран.(Слайд № 2  ) Перед вами на столах тоже такие карточки с предложениями. Слева пишем слова нет, если не пишется раздельно, пишем да, если не пишется слитно.

            До

Предложения

           После

1.Разыгралась (не)погода.

2.Это (не)правда, а ложь.

3.Таня – маленькая (не)ряха.

- А теперь определим цель нашего урока.  Чему мы должны научиться?

(Слайд № 3    )

Учащиеся: Научиться понимать, когда не с существительными пишется раздельно, а когда слитно.

Учитель: Обратим внимание на экран. Что же вы должны знать, чтобы написать правильно? (Слайд № 4    )

- Не является частью корня ( слитно)

- Не является приставкой (слитно)

- Не является отрицательной частицей ( раздельно)

Как это узнать?

Учитель: Обратим внимание на алгоритм действия (Слайд №5      )

- А теперь в таблицах , в которых вы старались правильно написать не с существительными и в колонке «после»  отмечаем где пишется слитно, где – раздельно. Объясним, почему так пишется.

Проверим по экрану (Слайд №6       )

IV. Физкультминутка (Структура Микс-фриз-груп)

Ученики перемешиваются в классе под музыку. Учитель останавливает музыку, ученики замирают, учитель задаёт вопрос, ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос.

- Сколько у существительных родов?(3)

- Сколько падежей в русском языке?(6)

- Сколько склонений у существительных?(3)

- Сколько разносклоняемых существительных?(11)

V. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 331 по учебнику.

Заменить словосочетания существительными с не, определите их род.

2.Выполнение упражнения 332 по учебнику.

Подберите синонимы к словам и запишите.

3.Работа над текстом (Слайд № 7    )

   Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

   По-настоящему сильный  и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Сильный человек силён своим благородством и великодушием, а не грубостью.

  Наша речь – важнейшая часть нашего поведения, ума и души.

                                                                                  (По Д. С. Лихачёву)

Словарная работа.(Слайд № 8      )

Уравновешенный –

Благородство –

Великодушие –

Учитель:

- Определите тему текста.

Ученики:

- Речь, язык, культура речи.

Учитель:

- Определите, как связаны 1, 2 предложение 1 абзаца.

Ученики:

- С помощью местоимения это.

Учитель:

- Как связаны 1, 2 предложение 2 абзаца?

Ученики:

- Повтором слов сильный человек.

Учитель:

 - Определите тип речи.

Ученики:

 - Рассуждение.

Учитель:

- Что хотел сказать автор?

Ученики:

- Чтобы быть сильным человеком, надо обратить внимание на свою речь, быть вежливыми, благородными, великодушными.

Учитель:

- Найдите существительные с не и объясните правописание.

Ученики:

- неряшливость, незащищённости,  не о силе, невоспитанности, не грубостью.

4. Работа над тестами (Слайд №9     )

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

1)(НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.

2)Передо мной был (не)враг, а друг.

3)(Не)известности уже не было.

4)Мы остановились в (не)доумении

Ответ: 2)

А2 НЕ пишется слитно:

1)Это (не)правда, а откровенная ложь.

2)(Не)правду я не потерплю.

3)Это надо считать (не)удачей, а случайностью.

4)(Не)терпение, а раздражительность мешали разговору

Ответ: 2)

А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

1)Удивила (не)зависимость и резкость.

2)Появилась (не)решительность и какая-то застенчивость.

3)С (не)ряхой мало кто общается.

4)(Не)счастье, а горе постигло нас.

Ответ:4)

VI. Итоги урока (Слайд №10   )

  • Что новое узнали на уроке?
  •  Как пишется НЕ с существительными?
  •  От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
  •  Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

VII. Домашнее задание.

Выучит правило на странице 125, упражнение 333(по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями

Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...

Правописание не с именами существительными. 6 класс.

Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, ...

Правописание Не с именами существительным

Конспект урока русского языка  в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской....

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....