Материал к уроку по теме "Фразеологизмы"
план-конспект по русскому языку

Кирякова Юлия Николаевна

Материал к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnyy_material_k_uroku_po_teme.docx229.18 КБ

Предварительный просмотр:

              Дополнительный материал к уроку по теме «Фразеологизмы».

                        Когда не следует употреблять фразеологизмы.

Отдохнув и подкрепившись, туристы спели свою лебединую песню…

         Конечно, с туристами ничего не случится, они благополучно вернутся из похода. А слово лебединая здесь означает «любимая». Но так, разумеется, говорить нельзя, потому что у фразеологизма есть только одно образное значение. В данном случае оно связано с легендой о том, что лебедь поет свою единственную песню, погибая, так что лебединая песня – значит прощальная, последняя.

         Фразеологизмы нужно понимать в переносном смысле: намылить шею – наказать, сидеть на шее – быть на иждивении у кого-то (быть в тягость кому-то) и т.д.

         Если у фразеологизмов есть внешние омонимы, то из контекста должно быть ясно, что имеется в виду. Например: Надо малышу хорошенько намылить шею, чтобы смыть всю грязь.

         Из-за неправильного понимания фразеологизмов могут возникнуть комические ситуации. Так, К.И.Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал смешную историю. Маленькая девочка, которую родители взяли с собой в гости, смотрела, смотрела на хозяина дома и вдруг спросила: «А почему дядя Вася сидит на стуле, мама же говорила, что он сидит на шее у тети Лены?» 

         В этом случае фразеологизм утратил свое образное значение: девочка поняла это выражение буквально.

        Такую же ошибку допустила и ученица, которая написала в сочинении: Помещица Ларина сама брила лбы своим крестьянам, употребив фразеологизм в значении «стригла наголо», в то время как это выражение означало «отдавать в рекруты», т.е. посылать крестьян на военную службу (а она в то время была очень долгой и тяжелой).

Задание:

Объясните, в чем заключаются ошибки при употреблении фразеологизмов в следующих предложениях.

1.Бандиты связали солдата по рукам и ногам и бросили в подвал.

2.Приступая к работе на станции, размещенной на дрейфующей льдине, люди вначале еще не чувствовали почвы под ногами.

3.На этой замечательной выставке цветов хочется поблагодарить ее устроителей: они смогли организовать прекрасное путешествие в мир иной, где отдыхаешь душой.

4.На празднике «Последнего звонка» Алексей сказал: «Мы сегодня собрались, чтобы проводить в последний путь своих старших товарищей».

5.Изящно и просто фигуристы решили эту проблему и поставили на ней крест.

6.У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах.

7.Когда ученики ставили преподавателя в тупик, он ставил их в угол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Дидактический и демонстрационный материал к уроку контроля знаний по разделу «Морфология. Имя числительное»

Презентация снабжена дидактическим и демонстрационным материалом познавательного характера (серия «Знаете ли вы?») для проведения контрольного урока в 6 классе по разделу «Морфология. Имя числительное...

Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе

Недалеко от города Нестеров  Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

Научно-методическая разработка урока: «Цветовое решение проблемы зрительного восприятия учащимися орфографического материала на уроках карачаевского языка и литературы»

Весьма важным условием успеха любого дела является интерес к работе. Известно, с какой продуктивностью работают школьники в классе и дома, когда они выполняют интересные задания, и как быстро и прочно...

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...