КОНСПЕКТ УРОКА ПРО НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Серикпаева Радмира Анатолиевна

Тема: Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор?»

Цель: постижение смысла понятия «нравственный выбор» как необходимое условие для формирования нравственных ценностей.

Планируемые достижения ( результаты):

Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.

Метапредметные:

Познавательные: выявлять дефициты информации , данных, необходимых для решения поставленнойучебной задачи (БЛД)

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам  проведенного наблюдения, исследования текста (БИД)

Интерпретировать и литературную и другую информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)

 Регулятивные: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, в группе), делать выбор и брать ответственность за решение, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы или иного текста, признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать  суждения, выражать эмоции в  соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различия и сходство позиций, формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализировать и интерпретировать тексты в соответствии с учебной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе. Серикпаева Р.А.

Тема: Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое нравственный выбор?»

Цель: постижение смысла понятия «нравственный выбор» как необходимое условие для формирования нравственных ценностей.

Планируемые достижения ( результаты):

Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.

Метапредметные:

Познавательные: выявлять дефициты информации , данных, необходимых для решения поставленнойучебной задачи (БЛД)

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам  проведенного наблюдения, исследования текста (БИД)

Интерпретировать и литературную и другую информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)

 Регулятивные: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, в группе), делать выбор и брать ответственность за решение, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы или иного текста, признавать свое право на ошибку и такое же право другого.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать  суждения, выражать эмоции в  соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников, обнаруживать различия и сходство позиций, формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализировать и интерпретировать тексты в соответствии с учебной задачей.

Предметные: 

Знать:критерии оценивания сочинения в формате ОГЭ, знать и отличать понятия: выбор, нравственность, нравственный выбор.

Уметь: работать с  информацией ( словари, справочники, эл.носители),создавать письменное вызказывание в формате сочинения-рассуждения не менее 70 слов.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок развития речи)

Методика гуманной педагогики.

Оборудование: мультипроектор, карточки с заданиями, тексты,листы оценивания сочинения,  толковые словари.


Структура урока

Этапы урока. Цель

Деят.обуч-ся

Деят.учителя

Задания для обуч.

Планируемые результаты

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся на личностно-значимом уровне

Проходят психолологический тренинг (повторяют слова за учителем), должна возникнуть положительная и осознанная мотивация

Проводит психологическую установку на урок

Слова для аутотренинга:

«Мы учимся не для школы, а для себя»

- я в школе на уроке

-сейчас я начну учиться

-я рад этому

-внимание мое растет

- я многое смогу

- я хочу учиться

-я очень хочу учиться

-я готов к работе

 -я работаю

выражают эмоции в соответствии с условиями и целями общения

Формулируют свой ответ на вопрос внука, выдвигают гипотезы, отвечают на поставленные вопросы.

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, что  ответил дед своему внуку?

- Согласны ли вы с ответом деда, что побеждает тот волк , кого ты кормишь?

-Может ли человек всю жизнь кормить лишь одного волка?

-Чему учит нас притча?

Притча о двух волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В кажом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- !!!!!

(Побеждает тот волк , кого ты кормишь!)

воспринимают и формулировать  суждения

  1. Формирование темы урока, постановка цели

Составляют кластер «добро» (1 группа), «зло» (2 группа)

Проходят рубрику «Вспоминаем, что знаем!

Формулируют цель урока (развивать навыки написания   сочинения на заданную тему)

Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока  через слова

( вы, от, выбор, и, же, нравственный, как, что, всякий, такое)

Использует прием кластер для систематизации выделенных  понятий из притчи, предлагает обобщить данные понятия одним словом или словосочетанием, используя терминологический минимум (прием «всплывающее окно»)

-Какая группа выделенных слов подходит в понятию НРАВСТВЕННОСТЬ, а какая БЕЗНРАСТВЕННОСТЬ?

-Всегда ли вы могли определить , что значит нравственность или нравственный поступок?

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? (будем писать сочинение про нравственность)

- А теперь обратите свое внимание на листы критерии оценивания сочинения, всем  вам они знакомы.

-Скажите,чему мы сможем сегодня еще научиться?(оценивать сочинение по критериям)

 

Предлагает сформулировать тему сочинения, используя прием «герменевтики (искусство толкования) Букатова» (через сквозное чтение)

(Что такое нравственный выбор?)

Слайды (2,3 терминология и понятия)

выявляют дефициты информации , данных, необходимых для решения поставленнойучебной задачи (БЛД)

  1. Открытие нового знания

Работают с информацией из различных источников (используют словари, справочники, эл.носители)

Обучающиеся работают по алгоритму в 2-х группах.

Алгоритм работы экспертной группы:

1.Анализирует исходный  текст.

2. Знакомится с  сочинением.

3. Проводит первичный анализ

4. Заполняет лист оценивания сочинения.

5. Аргументирует выставленные баллы.

Приступают к выполнению первого аргумента.

(обсуждают вопросы в группе, приходят к выводу, что не все люди осознают последствия своего решения, сказанных слов, своего выбора, безнравственного поступка)

Приступают к выполнению 2, 3, 4 пункта алгоритма. Анализируют в группах сочинение по предложенным критериям, заполняют бланк оценивания. Выявляют слабые и сильные места в сочинении.

Приступают к выполнению 5 пункта алгоритма (аргументируют выставленные баллы)

- Скажите, где мы можем узнать точное и емкое определение того, что такое нравственный выбор?

- Запишите определение нравственного выбора, которое вам нравится.

Использует методологию гуманной педагогики (ученик в роли учителя, в данном случае эксперта по проверке сочинений)

-Мы все уже знаем как писать формат  сочинения ОГЭ. Предлагаю вам побыть в качестве экспертов по проверке сочинения.Нужно  в группах проанализировать сочинение на тему «Что такое нравственный выбор?» Задания распределены в зависимости от критериев оценивания сочинения (с критериями оценивания ознакомлены заранее)

1 группа – С3К1, – С3К3.

2 группа – С3К2, С3К4 (приложение№1)

- Знакомит с алгоритмом работы экспертной группы (экперта).

Учитель предлагает прослушать исходный текст. Использует прием «надстрочного перевода» (расскрытия понятийного смысла завуалированного в тексте) для анализа текста.

Учитель в роли ученика подсаживается к группе и задает вопрос: «Как вы понимаете последнюю фразу из текста «человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят?»

Учитель создает условия для комфортного выступления обучающихся, заполняет экран  общего протокола по итогам проверок.

С3К1

 

С3К3.

С3К2

С3К4

Исходный текст (приложение №2)

Карточка 1. Какие понятия из кластера или другие слова расскрывают скрытый смысл в тексте.

Безнравственность: зависть, ревность, безжалостность, эгоизм, амбиции, ложь.

Нравственность : мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, сожаление.

(например, «Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я»- эгоизм.

«Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку»- сожаление)

«Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали... Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета- (осознание своей ошибки)

Сочинение ученика (см.приложение №3)

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам  проведенного наблюдения, исследования текста (БИД)

ставят себя на место другого человека, понимают мотивы и намерения другого через анализ худ.произведения

ориентируются в различных подходах принятия решений (индивидуальное, в группе), делают выбор и берут ответственность за решение

сопоставляют свои суждения с суждениями других участников, обнаруживают различия и сходство позиций

4.Закрепление нового

-Как вы думаете, почему ученик не набрал максимальный балл за сочинение?

-Чего не хватило в сочинении?

формируется осознанное и произвольное построение речевого высказывания, учатся анализировать и интерпретировать тексты в соответствии с учебной задачей

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (что я уже умею)

Переходят к индивидуальной работе, написанию сочинения по данной структуре (первый абзац, первый  аргумент, вывод)

А) оценивает свое сочинение, проставляет баллы по критериям.

Б) взаимопроверка работ, выставление второго балла

Использует методологию гуманной педагогики (ученик в роли корректора, редактора)

Предлагает провести корекцию данной работы (сочинения) по предложенной структуре.

анализируя примеры из художественной литературы или иного текста, научатся признавать свое право на ошибку и такое же право другого

6.Включение в систему знаний и повторение

формируют осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Организует выступление 1-3 корректоров, используя прием «открытого микрофона». При этом предлагает провести ролевую игру «оценка спорной работы», при которой мнение третьего эксперта является окончательным. Предлагает школу перевода баллов на оценку.

«5»

«4»

«3»

8-7б

(другие работы сдаются учителю, третьему эксперту, для оценивания, результаты будут объявлены к след.уроку)

7.Рефлекция учебной деятельности на уроке

- Чему научились вы на этом уроке?

-Что вас удивило?

-Что для вас показалось важным?

-Какое понятие вы постигли на уроке?

-Как вы теперь оцениваете свои возможности на экзамене?

8.Домашнее задание

Написать полное сочинение в формате ОГЭ на выбранную тему «Что такое нравственный выбр?» по тексту Дроганова В.

Предлагает привести пример из жизненного и читательского опыта.

Учатся интерпретировать и литературную и другую информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)





Приложение 2

Обучающее сочинение

Нравственный выбор – это выбор, от которого зависит исход какой-либо ситуации. Такой выбор нам приходится совершать на каждом шагу.

Нравственный выбор доказывается в тексте по В.Железникову в предложениях 10-12. В этих предложениях говорится о том, что мальчик сделал выбор: дарить девочке Лене Поповой цветы или нет.

Для меня примером нравственного выбора является один сюжет из фильма «Марсианин». Космонавту пришлось сделать выбор: либо ждать помощи, когда ее спасут, либо самому спасать себя. И он начал спасать себя, выращивая еду на Марсе. И хотя это было невозможно, но придумал, как это сделать. Так ему удалось на целых три года продлить себе жизнь тем, что выращивал еду.

Нравственный выбор – это показатель твоих душевных качеств.

Приложение 1

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Баллы

С3К1.Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.2

 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.1

 Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует.0

С3К2. Наличие примеров-аргументов

 Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.3

 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.2

 Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта.1

 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.0

С3К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста.2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.1

 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.0

С3К4.Композиционная стройность

 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.2

 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.1

 В работе допущено две и более ошибки в построении текста.0

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (18)Спасибо за подарок!

– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

 

(По В. Дроганову) *

В. Дроганов — современный российский писатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

Конспект урока "Мой профессиональный выбор"

Данный материал можно использовать  в 10 классе в ходе изучения  обществознания, также на  внеурочном занятии  для правильного выбора профессиональной деятельности...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

Презентация к интегрированному уроку "Проблема нравственного выбора в годы гражданской войны и в пьесе М.Булгакова "Дни Турбиных""

Не один десяток лет я провожу интегрированные уроки литература-философия, обществознание- философия, история и литература. Мною составленна карта межпредметныз связей которую я защищала на Всероссийск...

План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»

План – конспект урока на тему: «Выборы в Еравне – это выбор молодых?»...