Технологическая карта урока "Полные и краткие имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»

Цели урока:

1. Деятельностная. – формирование УУД.

2. Предметно-дидактическая – знакомство обучающихся с полными и краткими именами прилагательными.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать представление у учащихся о полных и кратких именах прилагательных.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное,  анализировать факты, делать самостоятельные выводы, готовить сообщения и уметь выступать перед одноклассниками.

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon toropova_e_a_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

5 класс

УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова

Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»

Цели урока:

1. Деятельностная. – формирование УУД.

2. Предметно-дидактическая – знакомство обучающихся с полными и краткими именами прилагательными.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать представление у учащихся о полных и кратких именах прилагательных.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное,  анализировать факты, делать самостоятельные выводы, готовить сообщения и уметь выступать перед одноклассниками.

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре.

Формирование УУД

Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты; определять цель, проблемув учебной деятельности.

Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные УУД:развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Личностные:формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию, проявлять эмоциональную отзывчивость, воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, развивать критическое мышление.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Тип урока:

1.По ведущей дидактической цели – изучение и первичное закрепление знаний.

2.По способу организации – комбинированный.

3.По ведущему методу обучения – проблемный, частично поисковый.

Методы обучения:

1.Основной – проблемный/ частично-поисковый.

2. Дополнительные –словесный, возвращения к пройденному, обобщение, наглядный, игровой, парктический, проект и т.д

Межпредметные связи: литература (стихотворение Ф.Тютчева), музыка («Весна» А. Вивальди, фольклор (рассказ о народных  праздниках), физкультура ).

Средства обучения: учебник , 5 класс, тетрадь, компьютер, презентация, медиафайлы, карта, дидактический материал (карточки).

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Методы оценки/самооценки

учителя

ученика

1.Организационный.  

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Словесный, наглядный, повторение.

Приветствие учащихся.

Перед учащимися картины времена года и символы солнце,листик,звезда. Учащиеся выбирают время года и прикрепляют символ( уверенность,тревожности, готовности…)

- Сегодня мне хочется необычно начать урок. За окном еще кое-где лежит снег и холодно, но приближается весна. Можно ли услышать весну?Послушайте музыку венецианского(итальянского) композитора Антонио Вивальди «Весна».

Оценивать свою работу будем с помощью листочков и деревца.

- Приветствуют учителя, приветствуют друг друга.

- Читают пословицу. Высказывают своё мнение.

- Ответы детей

- Слушают

Личностные:

- проявлять эмоциональную отзывчивость

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Приветствуют учителя, приветствуют друг друга

- Самопроверка.

2.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Словесный, повторение.

- Ребята, послушайте строчки из известного вам стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (слайд)

- Исправьте орфографические ошибки в тексте.

- Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословицы? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? - Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в тексте?(слайд)

- Читают стихотворение

- Находят и исправляют  слова с ошибками.

- Ответы детей.

- Делают свои предположения.

Познавательные:

- выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- анализировать, строить логическое размышление

- умение логически рассуждать на грамматическую тему.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

- Фронтальный

3. Введение в тему урока.

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнения заданий

Словесный, наглядный,проект, проблемный.

Составьте небольшой текст, используя прилагательные, отражающие состояние природы.

Прошли …..дни. Наступила …………весна.      ……лучи солнца ласкают землю. По небу плывут …….облака. По дорожкам и тропинкам побежали … ручейки. Из земли показалась …….травка. Потянулись с юга …… птицы. Все рады весне!

Прилагательные: холодные, зимние, долгожданная, дружная, ранняя, яркие, тёплые, лёгкие, волшебные, белые, пушистые, белоснежные ,шумные, быстрые, резвые, весёлые, молодая, зелёная, первая, перелётные

Представление проекта «Я рисую Прилагательное»

- Дети составляют в группах тексты, выбирают имена прилагательные.

- Рассказывают о работе. Картина «Мир Прилагательного»

Познавательные:

закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи.

Личностные:

- развивают умение сотрудничать при выполнении упражнений

Регулятивные:

- умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

Фронтальный, групповой.

4. Целеполагание. Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Наглядный,  проблемный

- Послушайте загадку (слайд):

Я - часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет -

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

- Почему слова выделены  курсивом?

Что нового вы ещё узнали о кратких формах из учебника?

- Сформулируйте тему урока.

- «Полные и краткие имена прилагательные».

- Попробуем определить цель и задачи нашего урока.

- Выполняют упражнение устно, сравнивая полные и краткие имена прилагательные.

- Делают вывод.

.

- Отвечают на вопрос

- Знакомятся с теоретическим материалом, сверяют свои предположения с учебником.

Ответы учеников.

- определяют цель и задачи урока

Познавательные:

- анализировать, строить логическое размышление;

- делать выводы

Личностные:

- воспитание уважительного отношения к мнению собеседника - развивать критическое мышление.

Регулятивные:

- определять цель, проблемув учебной деятельности;умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты

Индивидуальный, фронтальный, самопроверка.

5. Изучение нового материала.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

Практический;

Наглядный.

- Сравним прилагательные, результаты занесем в таблицу.

Произносит фразу: «Я рада, что вы хорошо справились  с этим заданием. Теперь вы и дальше должны справляться с заданиями в упражнениях.»

Обращает внимание на слова «рада», «должны», которые употребляются, как правило, только в краткой форме.

В сказках, песнях встречаются изменяемая форма краткого прилагательного сыра земля-сыру землю

Орфоэпические нормы: как правильно-зелена, зелёна, зелена?

21  марта по старинному русскому обычаю выпускают на волю певчих птиц и с этого дня начинается месяц птиц. Ребята развешивают на деревьях домики-скворечники, дуплянки, связывают кусты для гнездования птиц. Из теплых стран прилетают 40 разных птиц и первым- жаворонок. А ещё в этот день  пекут жаворонки»- булочки  с носиком и изюминками вместо глаз.

Дети закликали весну :

Жаворонки, прилетите,

студену зиму унесите.

Теплу весну принесите

зима нам надоела.

весь хлеб у нас поела.

- Скажите, у нас урок хорош? Ответьте на вопрос письменно.

- Как вы записали слово «хорош»? Найдите, есть ли правило в учебнике. Если есть, то о чём оно нам говорит?

- Ученики заполняют таблицу.

- Высказывают свои предположения.

Отвечают. Анализируют, корректируют.

Обращают внимание на словастудену зиму Теплу весну

- Дети записывают свой ответ в тетрадь.

- Отвечают. Анализируют, корректируют.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводыЛичностные:

- проявлять эмоциональную отзывчивость, воспитание уважительного отношения к мнению собеседника.

Регулятивные:

-  умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

Фронтальный, взаимопроверка, индивидуальный.

6. Физминутка.  Цель: сменить вид деятельности.

Игровой

- Выполняем зарядку.

В лес весенний мы вошли

много там чудес нашли!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

Учащиеся в занимательной форме при помощи инструктора проводят физминутку.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

7. Закрепление изученного материала.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного

Наглядный, словесный, проблемный.

- Любите ли вы бывать в весеннем лесу?

- Маркером разного цвета выделите прилагательные краткой формы и прилагательные полной формы.

- Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.

Черен лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и полны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

Отгадайте.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Путь дорожку до зари

Освещают фонари;

На больших столбах подряд

Лампы белые висят(……………………..)

- Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке.

- Славянская легенда о ландыше.(слайд)

Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова.

Однажды,  гуляя  поздно по  лесу, увидела    она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была   свидетельницей, как  из  ее  глаз  катились чистые  девичьи  слезы,  и,  упав  на  землю, превращались в нежные ландыши.

- Предлагаю подобрать краткие прилагательные к слову ландыш , письменно с последующей взаимопроверкой.

- Образуйте краткую форму прилагательных.

Бор дремуч, пар горяч, ветер свеж, перец жгуч,,день пригож, борщ хорош, дуб могуч, шиповник колюч.

- Найдите предложения   с грамматической ошибкой.

Коридор в школе светлый и широк. Спортсмены нашей школы быстрые и ловки. Класс был неуютный и пуст.

Лицом он был пригожий и румян.

Река быстра и широка.

Река быстрая и широкая.

Река быстра и широкая.

- Ответы детей.

- Образуют краткие формы имён прилагательных, записывая при этом их вместе с существительными, обозначая грамматическую основу.

- Ответы детей.

- Слушают легенду.

- Подбирают краткие прилагательные к слову ландыш , письменно с последующей взаимопроверкой.

Образуют краткую форму прилагательных.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные:

-  формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие

Регулятивные:

- выдвигать версии,  умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей.

Взаимопроверка, самопроверка,  индивидуальная работа.

8. Итог урока.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Обобщение

- Что нового вы узнали на уроке?

Прилагательные

Краткие и полные

Дополняют, украшают, уточняют

Без них скучно!

Эпитеты

Из материалов . используемых  на уроке, составьте колонку в газету. Первой колонкой станет ваше «зелено» деревцо знаний и стих Тютчева» Еще в полях белеет снег»

- Какова была цель урока?

- Удалось ли ее достигнуть?

- Какой этап показался наиболее интересным?

Предлагает заполнить картинкой  с изображением Солнца, зонтика, дороги. Распустилось ли ваше дерево?

- Выставляем оценки.

- Ответы детей.

- Выполняют задание.

- Ответы детей

Познавательные:

- делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи

Личностные:

проявлять эмоциональную отзывчивость,

Регулятивные:

- выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

Самопроверка, самопроверка, взаимопроверка, выставление оценок

9. Рефлексия.

Цель: Определить, как учащиеся     усвоили материал урока.

Ребята, а теперь продолжите предложение:

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, А Я ЗНАЮ…

- Первая начну я ! Никто не знает, а я знаю, что такое имя прилагательное!

- Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы.

- Ответы детей по очереди.

Личностные:

-  формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие

Индивидуальный

10. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание, которое видите на слайде на выбор:

написать текст «Весенняя примета» или упр 619.

пасибо за урок!

- Записывают домашнее задание по выбору.

Личностные:

проявлять эмоциональную отзывчивость,

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

"Краткие имена прилагательные"

конспект урока для 5 класса...

Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....

Технологическая карта по русскому языку.Имена прилагательные и эпитеты

Урок-исследование. Учащимся предлагаются виды работ, при выполнении которых они учатся отличать прилагательные от эпитетов....