Памятка для написания сочинения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Тащеева Наталия Владимировна

Памятка для написания сочинения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_napisaniya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ

СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ТЕКСТУ

СТРУКТУРА

СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

  1. Вступление.
  2. Формулировка проблемы.
  3. Комментарий к проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргументация собственного мнения:

а) литературный аргумент;

б) аргумент из жизни.

     7. Заключение-вывод.

ВСТУПЛЕНИЕ

Главная задача вступления - подвести читателя к проблеме.

Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному.

Вступление не должно быть слишком большим, достаточно 2-3 предложений.

Виды вступления к сочинению-рассуждению:

-Вопросно-ответное единство.

-Цепочка вопросных критериев.

-Риторический вопрос.

-Цитата.

-Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

-Размышление о заглавии.

-Связь с современностью.

-Диалог с воображаемым собеседником.

-Сравнение (прошлое и настоящее).

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема текста –  вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья.

Основная проблема – это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Для формулировки проблемы исходного текста:

  1. В предложенном для анализа тексте (указываем автора) поднимает (затрагивает) проблему…
  2. В данном тексте  (указываем автора) волнует проблема…
  3. Данный текст посвящен проблеме…
  4. В тексте представлена точка зрения (указываем автора) на проблему…

В тексте обычно бывает несколько проблем, но проблема, которую ты выбираешь, должна быть одна!

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

Комментарий – это рассуждения, замечания по поводу чего- либо.

Комментарий проблемы – это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.

В комментарии не должно быть:

  • пересказа исходного текста;
  • рассуждения по поводу всех проблем текста;
  • общих рассуждений о тексте.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Для комментирования проблемы:

1) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная) (указываем автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что….

2) Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. ( Ссылаясь на текст, объясняем, в чем это проявляется)

3) Вопрос о …(обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. (Объясняем почему)

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Для отражения позиции автора:

  1. Позиция автора заключается в том, что….
  2. Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно четко. Она заключается в следующем….
  3. По мнению автора, …
  4. Писатель (публицист) считает, что…
  5. Автор убеждает нас в том, что…
  6. В тексте доказывается мысль о том, что…
  7. Слова автора «…» отражают основную идею. Автор призывает нас к …
  8. В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, «…»

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Надо высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись  с автором.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Для выражения своего мнения:

  1. Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему…
  2. Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему….,что и автор.
  3. Я согласна(согласен) (не согласна(не согласен)) с автором в том, что…
  4. Трудно не согласиться с автором текста в том, что…
  5. Мне близка позиция автора тем, что…
  6. Я согласен(согласна) с автором данного текста и тоже считаю, что…(далее идет формулировка важного тезиса).
  7. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….

АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Для аргументации собственной позиции:

- из читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической литературы:

1) Данная проблема волновала многих русских писателей, в частности…

2)Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях…

Для аргументации собственной позиции:

-с использованием жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) Разве не стали обычными (нормой жизни)такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал за собой, не оказывался свидетелем) того, как…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста.

Важно завершить мысль!

Виды заключения

-Обобщение основных мыслей автора

-Вопросительное предложение , (риторический вопрос)

-Призыв, обращение к читателю

-Цитата

-Прогноз событий, предположение

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

- Проблема, затронутая автором текста, очень актуальна…

-Хочется надеяться, что…

-Итак, мы попытались определить проблему…

-Таким образом,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для написания сочинения ГИА

Памятка для написания сочинения ГИА поможет выпускникам 9-х классов успешно подготовиться к сочинению на лингвистическую тему в форме ГИА...

Памятка для написания сочинения в 11 классе

Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)

Памятка по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)....

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему...

Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений

Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...

Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)

Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...

памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)

примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...