Памятка для написания сочинения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Сергеева Ольга Владимировна

Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_pamyatka_dlya_sochineniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как написать сочинение-рассуждение

  1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
  2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.

Как начать сочинение

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:

1)  Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.

2)  Не начинайте сочинение с местоименной фразы этом тексте говорится...).

Приведем удачные, на наш взгляд, примеры из экзаменационных работ:

1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.

2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Г. Смирнова.

Речевые клише:

В данном тексте

 - анализируется  проблема

      - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему

     - автор размышляет над проблемой

- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

- излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…

- исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…

- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- характеризуется – состояние, сущность…

- рассматривается – вопрос, пример…

4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию. (Обратите внимание на верные утверждения задания A 29.)

5. Прокомментируйте авторскую позицию.

Речевые клише:

Автор

        – убедительно доказывает, что…

- обращает внимание на то, что…

- даёт оценку…

- выражает тревогу…

- выявляет сущность…

- разграничивает понятия …

- верно (тонко) замечает…

- по мнению автора, главное значение имеет…

6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции.

Речевые клише:

- с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…

- автор абсолютно прав, утверждая, что…

- трудно не согласиться с автором в том, что…

- по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…

- мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…

- не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…

- представляется спорным утверждение автора о том, что…

7. Приведите 2 аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста.

Виды аргументов

I. Логические (рациональные) аргументы.

1). Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3). Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4). Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5). Законы природы.

6). Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.

7). Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8). Данные экспериментов и экспертиз.

9). Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:

– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;

– цитата из авторитетного источника;

– мнение специалиста, эксперта;

– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

– мнение очевидцев;

– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

8. Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.

Речевые клише:

- итак, можно сделать вывод, что…

- таким образом, всё вышесказанное         - убеждает читателя в том, что…

- позволяет утверждать, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для написания сочинения ГИА

Памятка для написания сочинения ГИА поможет выпускникам 9-х классов успешно подготовиться к сочинению на лингвистическую тему в форме ГИА...

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)

Памятка по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)....

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему...

Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений

Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...

Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)

Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...

памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)

примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...

памятка для написания сочинения с речевыми клише егэ 11 класс

используя памятку с речевыми клише, выпускники быстро приобретают навыки написания сочинения по русскому языку для успешной сдачи единого государственного экзамена...