Памятка для написания сочинения ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Далада Оксана Валерьевна

Памятка для написания сочинения ГИА поможет выпускникам 9-х классов успешно подготовиться к сочинению на лингвистическую тему в форме ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_napisaniyu_sochineniya_gia.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Инструкция по написанию сочинения

С 2 ГИА

Шаг 1.

  1. Знакомимся с высказыванием.
  2. Внимательно прочитайте высказывание о языке.
  3. Задание. Осмыслите его.

Шаг 2.  

  1. Определяем основную мысль высказывания.
  2. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  1. о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  2. о средствах выражения мыслей;
  3. о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  4. о взаимосвязи лексики и грамматики;
  5. о роли синтаксиса в человеческом общении;
  6. о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
  7. о роли фразеологизмов в речи и т.д.

Шаг 3.

Оформляем вступление (2-3 предложения)

Во вступлении необходимо:

  1. сформулировать позицию автора высказывания;
  2. выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

Автор

  1. анализирует
  2. характеризует
  3. рассуждает
  4. отмечает
  5. доказывает
  6. сравнивает
  7. называет
  8. описывает
  9. разбирает
  10. останавливается на ...
  11. раскрывает содержание
  12. отмечает важность
  13. формулирует
  14. касается
  15. утверждает
  16. считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  1. действительно
  2. на самом деле
  3. не могу не согласиться с автором высказывания
  4. я полностью согласен с ...
  5. вынужден согласиться с ...
  6. я разделяю точку зрения автора высказывания
  7. я поддерживаю мнение автора
  8. бесспорно мнение автора о том, что ...

Варианты вступлений

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.

Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Высказывание К.В.Паустовского  я понимаю так: нет предмета во вселенной,  для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Шаг 4.

Пишем основную часть

  1. Основную часть можно начать следующими фразами:
  2. Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
  3. Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
  4. Докажем эту мысль на примерах из текста...
  5. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

  1. примеров должно быть 2;
  2. примеры должны быть из указанного текста;
  3. приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Аргумент 1.

Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр.2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Аргумент 2.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему  мальчик именно такой видит Зеленую гриву.

P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5.

Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

  1. Таким образом, ...
  2. Итак, ...
  3. Следовательно, ...
  4. В итоге можно прийти к такому выводу: ...
  5. В заключение можно сказать, что ...
  6. Мы убеждаемся в том, что ...
  7. Обобщая сказанное, ...
  8. Из этого следует, что ...

Примеры заключений:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Схема 1

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

  1. Каждую часть начинаем с красной строки.  
  2. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
  3. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Схема 2

  1. Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
  2. Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике).
  3. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  4. Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике).
  5. Пример грамматического явления в тексте, его роль.
  6. Вывод.

Схема 3

  1. Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
  2. Пример лексического явления в тексте, его роль.
  3. Пример грамматического  явления в тексте, его роль.
  4. Вывод (авторское высказывание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для написания сочинения в 11 классе

Памятка поможет четко и ясно выполнить все требования к творческой части ЕГЭ....

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)

Памятка по написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (ГИА по русскому языку)....

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему...

Памятки по написанию сочинений-рассуждений и изложений

Памятки помогут учащимся в работе над сочинением и изложением...

Памятка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ (11 класс)

Материал содержит рекомендации к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ в 11 классе. Основные этапы работы, содержание, структуру и вспомогательные элементы сочинения-рассуждеия...

памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)

примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...

памятка по написанию сочинения на ОГЭ

Памятка по написанию сочинения на ОГЭ...