Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку

Успешное обучение в школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chit._gramotnosti.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом.

Читать написанное  дети умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания.

Успешное обучение в школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности. Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой.

Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

        На своих уроках формирую следующие читательские умения, которые необходимы для работы с текстами: осмысливать и оценивать содержание и форму текста; находить, извлекать и использовать информацию; интегрировать и интерпретировать информацию. Стараюсь разнообразить приемы работы с использованием всевозможных ресурсов.

        При работе с текстом такие приемы, как озаглавить прочитанный текст; найти основную мысль текста; восстановить текст, используя слова для справок; предугадать продолжение сюжетной линии проверяют умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Также можно предложить дополнить предложения, используя информацию, содержащуюся в тексте. Подобные задания проверяют умения интегрировать и интерпретировать информацию. Задания на определение типа речи, восстановление пропущенных слов, ответы на вопросы по содержанию теста проверяют умение учащихся осмысливать текст и оценивать его содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...