"Причастие как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Технологическая карта урока

по русскому языку в 8 а классе  по теме««Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №1 им. Д. Хугаева с. Ногир » Ортабаевой Ф.Х.

Тема: «Причастие как часть речи».

Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Задачи урока:        

Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

-- формировать умение  отличать  причастие  от  других  частей  речи

- обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

- развитие внимания;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- формирование логических умений;

- развитие умения формулировать проблему;

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие  коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- получение  новых знаний о  причастии;

- работа с   текстом.

Метапредметные:

- формирование ценностного отношения к русскому языку,

- формирование нравственных ценностей.

Личностные:

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.

Оборудование:- карточки с текстами.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Универсальные учебные действия

Действия учителя

Действия ученика

1. Оргмомент (цель:  мотивация к действиям на уроке, целеполагание)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приглашение ребят к плодотворной и интересной работе.

- Ребята, вчера прочитала стихотворение об осени и поняла, что не могу определить части речи всех слов. Может быть, вы сможете мне помочь. Вот это стихотворение.

Пожелтел на старый сад.

Листья жёлтые летят.

Пожелтевших клёнов ряд…

Это осени наряд.

Я в желтеющем саду лета больше не найду.

- Ребята, что помогает автору создать образ осени?

- Сможем ли мы  легко определить части речи всех этих слов.

- А слова «пожелтевших» и «в желтеющем»?

- Давайте попробуем сделать морфемный разбор всех однокорекнных слов.

- Ребята, у нас проблема. Мы не знаем, какой частью речи являются эти слова, мы поняли лишь, что они каким-то образом причастны к прилагательным и глаголам,но это не прилагательные и не глаголы,так как имеют различие в значении и морфемном составе. Какую цель мы себе поставим?

Учащиеся читают стихотворение

- Повторы. В тексте много однокоренных слов.

 Учащиеся отвечают, что  слово «пожелтел» - глагол, т.к ообозначает действие и отвечает на вопрос  «что сделал?»; слово «жёлтые» - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какие?».

- Похожи на прилагательные, т.к. отвечают на вопрос «какой?», но  показывают, что клёны пожелтели,  сад желтеет,т.е. произошло действие, а действие обозначают глаголы.

 Учащиеся разбирают слова и замечают, что что в словах «пожелтевших» и «желтеющем» есть суффиксы, с которыми они раньше не сталкивались.

- Возможно, это какая-то новая часть речи?

- Исследовать подобные слова, узнать, какая это часть речи, научиться находить её в тексте.

Принцип психологической комфортности.

УУД:

- личностные,  коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений их использовать)

- Ребята, как вы думаете, знание морфологических признаков каких уже известных нам частей речи необходимо вспомнить?

- Тогда давайте выполним морфологические разборы слов  «пожелтел» и жёлтые».

 Работа выполняется по вариантам. Два человека выпоняют её у доски.

Прилагательного и глагола, так как мы уже выяснили, что новые слова причастны именно к этим частям речи.

Ученики выполняют морфологический разбор предложеннных слов, называют морфологические признаки глагола и прилагательного.

 Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала

3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)

-Итак, вы показали, что хорошо знаете глаголы и прилагательные.

 А что вы хотите узнать о словах новой части речи?

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Что имеют общего с прилагательным и глаголом?

- Какие имют морфологические признаки?

- Какова  синтаксическая роль подобных слов?

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

4.Наблюдение над фактами (родного языка, химии,  географии, физики, математики и т.п.) (цель: при помощи сравнения и сопоставле-ния фактов выделить существенные признаки предметного понятия (или правила)

- Ну что ж, приступим к исследованию. Обратим внимание на слова «пожелтевший» и «желтеющий».  Обозначают ли они признак предмета?

- Постоянный ли это признак? Всегда ли эти клёны и сад были жёлтыми?

 

- Итак, мы выяснили общее значение слов данной части речи. Эти слова мы нашли в тексте. Можем ли мы судить об их синтаксической роли?

 

- Что ж, давайте продолжим сопоставлять новые слова с прилагательными. Что мы для этого будем делать?

- Давайте попробуем просклонять прилагательное и новое слово.

Составляется таблица. Два ученика вызываются к доске, один склоняет прилагательное другой причастие, выделяют окончания

- А изменяются ли они по числам?

- А по родам?

(всё записывается на доске, окончания выделяются)

- Мы увидели, что у слов новой части речи много общего с прилагательными. Но мы с вами уже отмечали сходство этих слов и с глаголами. Давайте сопоставим два новых слова «пожелтевший» и «жёлтеющший». Что они означают?

Учитель замечает только, что формы будущего времени у этих слов нет.

 Да, жёлтый цвет, они отвечает на вопрос «какой», как прилагательное.

-Нет, клёны  пожелтели в какое-то время, сад сейчас желтеет.

Значит, если прилагательные обозначают постоянный признак, то эти слова признак, проявлящийся в какое-то время.

- Конечно. Давайте определим, какими членами предложения они являются.

Учащиеся подчёркивают слова «пожелтевших и желтеющем». Делают вывод о том, что, подобно прилагательному, в предложении слова новой части речи являются определением.

- Раз прилагательные изменяются по родам числам и падежам, давайте проверим, есть ли эти признаки у слов новой части речи?

падеж

прилагательное

причастие

И.п.

жёлтый лист

желтеющий сад

Р.п

жёлтого листа

желтеющего сада

Д.п.

жёлтому листу

желтеющему саду

и т.д.

Давайте проверим.

Жёлтый лист – жёлтые листья

Желтеющий сад – желтеющие сады

- Да, изменяются.

- Проверим.

Желтеющий сад – желтеющая роща – желтеющее поле.

Учащиеся делают вывод, что новые слова изменяются по родам, числам и падежам, как и прилагательные, и имеют сходные окончания.

- Пожелтевший – значит уже пожелтел, действие завершилось в прошлом.

Желтеющий – сейчас желтеет, действие длится в настоящем.

Значит, эти слова, как и глагол, моут иметь время и вид.

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

5.Обобщение структур-ных и семантических признаков понятия /правила (Цель: научить обобщать, делать выводы)

- Ребята, мы много наблюдали, сопоставляли. Кто сможет обобщить наши наблюдения и сделать вывод о том, какими призгнакаи обладают исследуемые нами слова?

- Молодцы. Ребята, мы не случайно весь урок говорили о том, что новые слова причастны к прилагательому и глаголу. Эта часть речи так и называется – причастие. Давайте посмотрим, какое определение причастия предложено в учебнике.  Все ли выводы мы сделали правильно?

Учитель уточняет, что авторы учебника (Баранов, Ладыженская) относят причастие к самостоятельным частям речи, а некоторые лингвисты считают его особой формой глагола, о чём тоже можно подумать.

А В.И. Даль дал такое яркое определение этой части речи:  "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

-  Это часть речи, которая отвечает на вопрос «какой», обозначает признак предмета, проявляющийся во времени. Как и глаголы, причастия имеют форму вида и времени (настоящего и прошедшего), как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. В предложения обычно бывают определениями.

Читают определение  по учебнику, видят, что все выводы они сделали правильно

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

6.Применение понятия (или  правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила)

- Ребята, что ещё нам необходжимо сделать, чтобы окончательно убедиться в справедливости наших выводов.

- Хорошо. Прочитайте отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» о прекрасном юноше Данко и о его подвиге во имя людей. Выпишите из текста причастия и укажите их морфологические признаки, подчеркните их как члены предложения.

   И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.  

   Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

   - Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на прежнее место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

- Нужно проверить всё это на новом тексте.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем осуществляется проверка.

Принцип деятельности.

УУД:

-коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

-регулятивные:

(ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;

пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;

проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности)

-познавательные:

(умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления)

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания

7. Итог урока 

Рефлексия

(цель: сформулировать новое знание: ЧТО –  предметное содержание –  и КАК – способ действий, алгоритм познавательной деятельности)

- Ребята, мы достигли своей цели?

-  А как мы всё это узнали, что мы для этого делали?

- Да, узнали,  что есть новая часть речи – причастие, определили, какие она имеет морфологическиу признаки, какую роль играет в предложении.

- Мы прочитали текст и поняли, что не можем определить часть речи некоторых слов.

- Выполняли морфемный разбор и увидели, что в составе причастий есть неизвестные нам суффиксы.

- Выполняли синтаксический разбор предложения, чтобы выявить синтаксическую роль причастий.

-Мы исследоваои  морфологические признаки причастия(склоняли, изменяли по числоам и родам,опредеяли вид и время),сопоствляли причастия с прилагательными и глаголами, искали, что у них общего.

Принцип деятельности, умение осознавать пройденное, отвечать на вопрос о достижении цели, давать оценку своей деятельности

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

- Ребята,  а какие умения вы будете тренировать дома?

- Хорошо. Выполните дома упр. 76, где вы сможете потренироваться в определении морфологических признаков  причастий  или найдите  причастия в тексте из учебника физики, запишите предложения с причастиями, укажите их морфологические признаки, подчеркните как члены предложения.

- Умение отличать причастие от других частий речи.

- Умение определять род, число и падеж причастий.

- Умение определять вид и время причастий

-Умение определять синтаксическую роль причастий.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие как часть речи (открытый урок).

Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...

Причастие как часть речи

Урок-презентация по теме "Причастие" в 7 классе с использованием ЭОР....

Причастие как часть речи

разработка урока по программе М.М. Разумовской. Личностно-ориентированный урок с использованием презентации....

Причастие. Причастие как часть речи (презентация).

В этой прзентации я  обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....

Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...

Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"

Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...