Разработка урока русского языка в 11 кл "Публицистический стиль".
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Этот урок пригодится при подготовке к ЕГЭ (3 задание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publitsisticheskiy_stil.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Публицистический стиль»  (11 класс)

Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний;

Технология: урок-диалог.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемый результат:

· обучающиеся получат полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях;

· разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки работы в группах.

· научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи;

· научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике.

Оборудование к уроку:

· папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;

·  раздаточный материал.

Цели

образовательная:

· обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи;

· углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи;

· научиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль;

· научиться доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста.

развивающая:

— способствовать развитию устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища, умения работать в группе;

воспитательная:

— формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя:

Учитель: Сегодня мы проведем урок повторения, закрепления знаний, полученных в основной школе,  каждый сможет получить, проверить и оценить свои знания.

Сегодня мы традиционно проведём орфоэпическую разминку, контроль знаний, полученных на прошлом уроке, рассмотрим новую тему, отработаем её на заданиях экзаменационного тренажёра.

3.  Актуализация опорных знаний.

 «Орфоэпическая разминка». На партах лежат листочки со словами, в которых нужно поставить ударение. Кадеты проводят взаимопроверку.

1 Агрономия

2 Досуг

3 Апостроф

4 Асимметрия

5 Балованный

6 Эксперт

7 Вероисповедание

8 Включишь

9 Втридорога

10 Газировать

11 Газированный

12 Завидно

13 Загнутый

14 Задолго

15 Закупорить

16 Пломбировать

17 Пломбированный

18 Иконопись

19 Индустрия

20 Каталог

В каких словах допустили ошибку? Проговариваем слова вслух.

4.  Проверка домашнего задания.

Цифровой диктант

1. Какой минимальный объём слов рекомендован в сочинении?

2. Сколько нужно сформулировать проблем, поставленных автором текста?

3. Сколько примеров-иллюстраций необходимо включить в комментарии проблемы?

4. Сколько абзацев должно быть в сочинении?

5. Какой максимальный первичный балл можно получить за сочинение?

6. Какой максимальный балл за сочинение будет вторичным?

7. Сколько примеров из литературы или из жизненного опыта нужно привести для обоснования своего отношения к позиции автора?

8. Сколько баллов поставят эксперты за сочинение, которое представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст?

9. В каком абзаце мы формулируем позицию автора (рассказчика)?

Взаимопроверка.

Обсуждение сочинений ДЗ (27 задание)

5  Объяснение новой темы

П У Б Л И К А. Образуйте от него прилагательное и попробуйте сформулировать тему урока. «Публицистический стиль. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи». Подберите однокоренные слова к слову «публика» (публичный, опубликовать, публицист, публицистический).

Вывод: именно от слова «публика» (лат. – общественный) произошло название еще одного книжного стиля – публицистического.

Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, народу.

Мы сегодня будем говорить не просто об особенностях публицистического стиля. Некоторая информация нам уже известна об этом стиле речи.

Наша задача: увидеть особенности этого стиля, средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Главное – научиться видеть в произведениях публицистического стиля лексические и синтаксические особенности.

Эти знания нам нужны для выполнения заданий ЕГЭ.

Задание 22 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание 23 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи.

Задание 26 – Анализ средств выразительности.

Задание 27 – Сочинение по прочитанному тексту.

Но и ещё одна задача:

— на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию.

Наша задача – научиться красиво говорить, правильно писать, умело используя лексические богатства языка, композиционно строить своё сочинение, это важно, в сочинении вам нужно будет умело доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Давайте посмотрим и вспомним, что мы уже знаем о публицистическом стиле (видеофрагмент).

https://russkiiyazyk.ru/stilistika/publitsisticheskiy-stil-rechi.html

Цель стиля - воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения — информирование — воздействие — убеждение — побуждение

6. Закрепление материала. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы, работают с текстом (раздаточный материал)

1гр.:  Определить композицию текста;

2 гр.: Выявить лексические особенности текста;

3 гр.: Определить синтаксические особенности текста.

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

 

(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

 

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

 

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

 

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.

 

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

 

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

 

(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

 

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

 

(30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)

 

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.

По завершении работы с текстом каждая группа знакомит с основными особенностями текста.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме: "Стили речи"

Повторение, подготовка к ГИА. Урок комплексного применения знаний,умений и навыков....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" 6 класс

Урок русского языка "Официальн деловой стиль" 6 класс...

Конспект урока русского языка «Характеристика художественного стиля речи»

Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;повторение понятия «художественный стиль речи»;отработка умений и навыков практического примен...