Специфика урока в системе коллективного обучения учащихся
статья по русскому языку (9 класс)

Князев Максим Николаевич

В статье рассказывается, что такое коллективная система обучения и как она используется в классе в настоящее время для обучения современных детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Князев М.Н.

СПЕЦИФИКА УРОКА В СИСТЕМЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Технология коллективного обучения - такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Это технология взаимообучения. У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы методом поабзацной проработки текстов в парах сменного состава [1], однако именно сейчас с увеличением числа учащихся в классах, учащихся с разным уровнем подготовки технология коллективного обучения становится актуальной. Причина проста: учителя не хватает на всех учеников, поэтому для решения проблемы задействованы внутренние резервы самого коллектива. Кроме того, большая часть организационной работы лежит на учителе, ученик в большой степени зависим от учителя в рамках построения своей образовательной траектории. Есть ещё одна проблема: не всегда удаётся удерживать внимание обучаемых в процессе изучения материала на уроке, проблема в эффективном контроле понимания этого материала. Учащиеся привыкли быть «сами за себя» - не всегда слушают ответы друг друга и, следовательно, свой ответ не могут построить логично и правильно. Решение проблемы видится в технологии коллективного обучения.

Члену коллектива, коль скоро он находится в коллективе, не должна быть безразлична судьба своего товарища. Он должен развиваться и учиться сам и может учить, развивать весь коллектив в целом.

Обратимся к ФГОС НОО и ФГОС СОО. Действительно, среди личностных метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в стандартах указывается на необходимость развивать «готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения <...>, навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности» [2], [3].

На практике в настоящее время учителя используют разные методики коллективных учебных занятий, которые отличаются друг от друга по реализуемым дидактическим задачам, по процедурам запуска, особенностям управления и учёта деятельности учащихся, по сочетанию различных организационных форм обучения.

В настоящей статье мы расскажем, какие приёмы взаимодействия с учащимися и учащихся между собой в рамках технологии коллективного обучения используем мы на уроках русского языка в 5 – 9 классах, а также расскажем о результатах этого взаимодействия.

Итак, на своих уроках особое внимание уделяем повторению, закреплению учебного материала, используем методику взаимотренажа и взаимопроверки выполняемых заданий. Коллектив берёт на себя и значительную часть организационной работы. Каждый учащийся, по сути, знает свою роль в коллективе и может самостоятельно выполнять свои функции на уроке. Текст как объект изучения и средство обучения мы понимаем в широком смысле этого слова: это не только текст написанный, но и произнесённый вслух, текст, который нужно понимать и адекватно воспринимать.

Урок по традиции начинается с оргмомента, на котором один учащийся подготавливает доску, мел, тряпки к уроку, пишет число, «классная работа», тему урока из электронного журнала, отмечает отсутствующих в классе, подаёт списки учителю.

Запуск технологического процесса начинается уже на следующем этапе урока - повторение пройденного материала. В это время учитель фронтально проводит орфографическую, пунктуационную или лексическую разминку либо учащийся объясняет выполненное домашнее задание.  

Следует этап текущего контроля и самоконтроля. Учитель произвольно формирует пары учащихся: один учащийся пересказывает объяснение первого и при необходимости третий учащийся помогает второму дополнить объяснение первого, затем второй повторяет сказанное третьим. Получается что-то вроде игры в «сломанный телефон». Дети, слушающие ответ этих учеников, могут корректировать ответ. Очень важно научиться слушать и слышать (понимать) друг друга, критически относиться к высказываниям, вступать в учебный диалог.

Далее следует этап изучения нового. На этом этапе учитель объясняет классу новую тему, однако может проходить и управляемая коллективная работа – запись под диктовку учителя, чтение текста учебника по цепочке, выполнение упражнений учащимися на доске под контролем учителя, если цель данного урока – отработка ранее усвоенного алгоритма. Временные рамки этого этапа достаточно подвижны и зависят, так сказать, от складывающихся на уроке обстоятельств, в которых протекает обучение. Он может длиться продолжительное время, но может закончиться, едва начавшись. При снижении внимания в коллективе, при нерабочем шуме учащиеся начинают самостоятельно овладевать новым материалом. Этап контроля и самоконтроля следует вновь: учитель в произвольном порядке формирует пары. Один учащийся пересказывает объяснение первого и при необходимости третий учащийся помогает второму дополнить объяснение первого, затем второй повторяет сказанное третьим. Дети, слушающие ответ этих учеников, могут корректировать ответ. В то же время один из учащихся выборочно собирает учителю тетради на проверку результатов усвоения нового.

Значительная часть урока включает в себя этап закрепления материала, самостоятельной отработки алгоритма, взаимоконтроля в парах, самоконтроля. Все учащиеся должны быть заняты работой. Мы формируем динамические пары на местах - рассаживаем учащихся по принципу «слабый – сильный», «внимательный - невнимательный», - в которых происходит выполнение аналогичных упражнений, взаимоконтроль и взаимокоррекция, взаимоопрос, поиск в словаре, в учебнике значений новых слов, миниисследовательская работа. Само собой разумеется, что при формировании динамических пар, т.е. пар временных, на один урок, с целью реализации определённых учебных задач, должно учитываться желание учащихся работать в паре и обучать друг друга, возможно их темперамент, склонности и другие субъективные факторы. Словом, учитель, применяя на уроке систему коллективного обучения, должен знать своих учеников достаточно хорошо. Одновременно с этим учащиеся по два - три человека работают на доске, выполнять аналогичные упражнения. Учитель назначает проверяющего ученика-«эксперта», который помогает выполнить упражнение правильно.

И всё-таки ученик не учитель: даже самый продвинутый ученик может ошибаться. В этом случае мы берём на себя функции «итогового контроля»: каждый урок заканчивается рефлексией, когда весь коллектив может сверить, верифицировать свою «знаниевую составляющую».

Есть ученик, который отмечает учащихся, работающих в динамических парах, пишет на доске домашнее задание из электронного журнала, в конце урока собирает тетради у одноклассников на проверку.

Дидактическая составляющая технологии коллективного обучения может меняться по параллели и от класса к классу. Например, в пятых классах не следует требовать от учащихся в рамках самостоятельной работы проводить аналитические исследования, в рамках этапа объяснения нового не следует учителю проводить продолжительное время монологическую речь, а дать возможность учащимся поработать большее время самостоятельно в парах, в группах, на доске, т.е. больше вводить деятельностный подход.

Итог применения в классе технологии коллективного обучения очевиден. Он касается достижения как предметных, так и метапредметных результатов.

Каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя не возникает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Кроме этого, среди позитивных результатов подобных уроков при непроизвольном многократном и многостороннем повторении материала можно выделить развитие у учащихся аудиальных способностей, развитие навыков связного устного монологического высказывания, развитие навыка сжатия прослушанного текста и выделения главной мысли в речи собеседника, происходит развитие навыка самостоятельной работы с новым материалом, развитие умения сотрудничать, работать в паре. Постепенно сокращается количество неуспевающих в классе.

Может ли учитель на своём уроке однажды сказать детям: «Ребята, теперь вы все стали умнее и развили навыки общения друг с другом, учиться стали лучше. На этом всё. Коллективное обучение закончено. Всем спасибо»? Если учитель в одном и том же классе из года в год применяет систему коллективного обучения, дети привыкают к подобной манере учиться и начинают понимать учителя с полуслова. Со временем в старших классах направляющая роль учителя ослабевает: дети запоминают свои роли и самостоятельно включаются в работу без указания учителя. Наверное, это и есть видимый результат внедрения коллективного обучения в отдельно взятом классе.

Можно ли совсем отказаться от этой системы? Наверное, нет, пока будут условия (предпосылки) введения коллективного обучения: большое число учащихся, движение (приход - уход учащихся) в классе.

Литература

1. Эпштейн М.М. Метод Ривина. История развития идеи и практики применения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.paarschool.com/Rassylki/po/po-101125.php

2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-soo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Урок в технологии коллективного взаимообучения - КСО (коллективные способы обучения)

Автором данного способа обучения является В.К.Дьяченко. Дидактической основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяя обеспечить взаимообучение и взаимоконт...

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....

Урок- практикум по алгебре в 11 классе в форме коллективного обучения учащихся по группам Тема: « Логарифм и его свойства»

Урок- практикум по алгебре  в 11 классе в форме коллективного  обучения учащихся по группам Тема:    « Логарифм и его свойства»...

Статья на тему: "Специфика обучения учащихся с ЗПР в специальной коррекционной школе"

Материал на тему: "Специфика обучения учащихся с ЗПР в специальной коррекционной школе"...

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...