Технологическая карта урока русского языка по теме «Определение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цели: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме «Определение»; развитие умений находить определение в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей Задачи: Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно. Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание; способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО  в 5 классе

по теме «Определение»

Выполнила:  Таранова О.В., учитель русского языка и литературы  

                       МКОУ «Дерезовская  СОШ имени Героя  Советского Союза Василия Прокатова»   

          (По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой)

Дата

Класс

5

Предмет

Русский язык

Тема

 Определение

Тип урока

 Урок открытия нового знания

Цели

 создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме «Определение»; развитие умений находить определение в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей

Задачи

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно;
Развивающие: развивать умения анализировать,  обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям,  развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения, роль определения в  усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи и высказывания.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Познавательные УУД: приобретать новые знания из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  его оценки и учета характера сделанных ошибок.

УМК

«Русский язык», 5 класс, М., «Просвещение», 2020 г. под ред.  Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой, Л.А. Тростенцовой   и др

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная

Этап урока

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мобилизующий этап

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте.

-Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

Настраиваются на работу.

.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

1 вариант (Мы идем в лес. Встает солнце. Кружатся листья.)

2 вариант (На опушке стоит избушка. Здесь живет охотник. Он покажет лес.)

-Прочитайте предложения и превратите их в выразительный текс.

-Какой член предложения помог вам сделать этот текст образным?

-Опираясь на все вышесказанное, определим тему урока.

-Исходя из темы урока, давайте сформулируем цели урока (давать определение понятию, находить определение в тексте).

-Подумайте, где мы можем встретить образец богатой и выразительной речи?

-Поучимся у мастеров художественного слова обогащать свою речь.

Ученик читает стихотворение С.Есенина «Белая береза».

Выполните работу в группах по предложенному плану:

1.Перечитайте стихотворение.

2.Понаблюдайте, при помощи каких слов автор описывает березу?

3.Прочитайте текст без определений, сравните и сделайте вывод о роли определений в тексте.

4. На основе наблюдений сформулируйте определение изучаемого понятия.

5. Проверьте себя по учебнику, обсудите в группе, все ли получилось.

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания.

Отвечают на вопросы.

Строят высказывания.

Р: самостоятельное формулирование темы и цели.

П: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа.

К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей, работают в  группах

3.Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в повести «Маленький принц» сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». И мы с вами ребята, в ответе за будущее и настоящее нашего дома, нашей планеты и всего живущего на ней.

-Перед нами макет земного шара, нашей планеты-глобус.

*Глобус какой по размеру? – маленький

*А земля наша? – большая.

*Какие цвета мы видим и что они обозначают? (голубой-океаны, моря; желтый- пустыни; зеленый-леса; синий-реки; коричневый-горы)

-Запишите в тетрадь несколько словосочетаний с прилагательными и определите главное слово.

Запись числа и темы урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Строят высказывания.

К: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей.

Р: оценивают свою работу.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Давайте потренируемся в совершенствовании своей речи. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов (на экране появляются изображения животных, растений).

Обучающиеся устно подбирают к ним определения,  составляют предложения, записывают их в тетрадь, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения.

5.Первичная проверка понимания.

-Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения определений в тексте.

-Помогут вам в этом текст и знания, полученные ранее.

-Что у нас получилось?

-Проверим алгоритм по эталону. Оцените свою работу.

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания. Строят алгоритм  выполнения действия.

Алгоритм нахождения определения в тексте:

1.Найду в предложении слова, которые отвечают _________

2.Поставлю от них вопросы__

3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

4. Есть, значит – это ____

5.Подчеркну определение___

6.Подпишу, какой частью речи выражено_______

Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма.

РП: учатся находить выход из проблемной ситуации, ищут разные пути решения.

Личностные : оценивают собственные знания и видеть перспективу работы.

П: уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма; проводить сравнение по заданным критериям.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

6. Первичное закрепление.

-А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Осенняя песнь».

-Составьте текст о том, какая осенняя картина представляется вашему воображению во время прослушивания музыкальной композиции. (6-8 предложений).

Вывод о важности использования в речи определения.

-Может ли речь существовать без определений?

-Как вы считаете, с какой целью мы используем определение в нашей речи?

Пишут творческую работу, затем читают ее в классе, оценивая  и рецензируя работы одноклассников.

К: формулируют свои собственные мысли, понимают точку зрения другого.

Р: самостоятельное решение поставленной задачи.

П: применение нового знания.

7. Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание.

С.86 № 187 или творческое задание:

Вообразите себя кусочком Вселенной-цветами. Почему цветами? Дети-цветы жизни. Пофантазируйте, какими цветами вы хотели бы себя изобразить. Почему? Каким цветом? Размером? Подумайте почему.

Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

7.Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р: оценивают свою работу.

К: строят небольшие монологические высказывания

Л: проверяют и оценивают свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС

Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой.  Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состо...

Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений"

Технологическая карта урока русского языка "Обособление определений"  в 8 классе с презентацией к уроку и самоанализом урока....