Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложносочиненные предложения. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Хакимова Гульчехра Алимжановна

Конспект урока русского языка "Сложносочиненные предложения. Обобщение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для 9 класса

«Сложносочинённое предложение. Обобщение»

Цели:

Обучающая: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях, отработать умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами

Развивающая: развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях  ОГЭ

Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к русскому языку.

  1. Организационный момент.
  2. Чтение эпиграфа на слайде «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

                                                                                 К.Паустовский.

     3. Объявление темы урока и поставленных задач:

  • повторение теоретических сведений о ССП;
  • повторение пунктуации в ССП;
  • нахождение ССП в тексте, отличие их от ПП с однородными членами;
  • выполнение заданий ОГЭ;
  1. Работа с текстом по слайду:
  1. Из предложений № 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
  2. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) из предложения №3 и укажите их количество.
  1. Вторые сутки мы были в море. (2)На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который прикрыл горизонт.(3) Задымились мачты, и медленно спустился туман, сливаясь с серым небом. (4)Была зима, но все последние дни стояла оттепель.(5) На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными испарениями. (6)И вот ранним сумрачным утром машина внезапно затихла, а пассажиры, разбуженные этой неожиданной остановкой, один за другим стали появляться у рубки. (7)Шёл беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползли по пароходу.
  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:


1 фрагмент: Ребята ушли,(1) и в доме стало подчеркнуто тихо. А баба Настасья вернулась к столу,(2) села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть. Когда много лет назад письмо пришло с фронта,(4) все бабы завидовали ей.

2 фрагмент: Тогда я опустил глаза и подскочил! У подножья стены, (1) подняв голову к Маленькому Принцу, (2) свернулась жёлтая змейка. Нащупывая в кармане револьвер,(3) я бросился к ней, (4) но при звуке шагов змейка тихо заструилась по песку.

3 фрагмент: В саду необыкновенно светло, (1) золотисто. Лето сухое, (2) деревья поредели и подсохли. Громко трещат кузнечики, (3) и от этого треска исходит золотистый свет.

  1. - Итак, мы подошли к теме нашего урока «Сложносочиненное предложение. Обобщение».                                                                      

     Просмотр видеоролика по данной теме на портале РЭШ, русский язык, 9 класс.

  1. Фронтальный опрос:

- На какие три группы делятся сочинительные союзы?

- Какими сочинительными союзами определяются такие смысловые отношения, как одновременность, последовательность, причина?

- Какими сочинительными союзами определяются такие смысловые отношения, как чередование, взаимоисключение?

- Какими сочинительными союзами определяются такие смысловые отношения, как  сопоставление, противопоставление?

- Что из себя представляет ССП?

- Равноправны ли части (т.е. простые предложения в ССП) по отношению друг к другу?

7. Выполнение тренировочных заданий на портале РЭШ по данной теме:

1) Какое значение вносит союз «и» в предложение?

Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.

Чередование

Последовательность

Одновременность явлений

Противопоставление

2) Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении.

Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

Последовательность действий

Сопоставление

Одновременность

Причинно-следственные

3) Установите соответствие между предложением и названием смысловых отношений в ССП.

А) Дверь отворилась, но никто не вошёл.

Б)Дождь лил как из ведра, и ветер стучал в окно.

В)Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера.

Г)Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду.

                      1.  Последовательность действий

                      2. Взаимоисключение действий

                      3. Противопоставление событий

                      4.  Одновременность событий

8. Физминутка. Гимнастика для глаз.

9. Работа над предыдущими предложениями из пункта 4.3 – построение схем ССП учащимися у доски.

10. Орфоэпическая минутка. Перепишите слова и поставьте ударения:

   Корысть, жалюзи,  иксы,  квартал, договор, еретик, краны, диспансер,  молящий, кровоточащий, сливовый, позвонит, понявший, балованный, начавший.

Взаимопроверка по слайду, выявление ошибок. Чтение по очереди учащимися данных слов с соблюдением правильного ударения.

11. Постановка запятой в ССП при общем второстепенном члене предложения в ССП.

- Когда запятая не ставится в ССП?

- Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения:

 Сейчас [брызнет майский дождь] и [начнётся гроза]…

Тренировочное задание для данного пункта на слайде: найдите предложение (-я) с общим второстепенным членом  (знаки препинания не расставлены).

  1. Ночью долго бушевала гроза и лил дождь .
  2. А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину.
  3. Скоро из земли по корням поступят первые капли сока и деревья выбросят зелёную листву.

12. Тестирование по пройденному материалу.( 5 вопросов)

       1) Укажите неверное утверждение.

1. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзом

3. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

      2) Найдите ССП. (Знаки препинания не расставлены)

1. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

2. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

3. Утром гости не спешили вставать да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

       3) Найдите  «четвертое лишнее»:

1. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.

2. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

3. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

4. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

         4) Какое из предложений является сложносочиненным?

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

2. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.

3. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

4. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

        5) Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

1. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

2. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

3. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

Ответы: 1.3

               2.3

               3.3

                4.1

                5.2

Взаимопроверка.

13. Рефлексия:

С лёгкостью я справился с заданием..…..

Самым сложным для меня было…..

Сегодняшний урок мне показался…..

Что нового я сегодня узнал….

14. Домашнее задание: найти 5 ССП из изучаемых стихотворений А.Пушкина, сделать синтаксический разбор.

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставные предложения".

Презентация  урока русского языка и  с использованием многофункциональных возможностей  интерактивной  доски  CMART- board....

Урок русского языка в 8 классе "Обобщение темы "Однородные члены предложения"

Урок построен на частичном  анализе текстов, подобранных и выполенных самими учащимися. Содержит небольшую проверочную тестовую работу. ...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обобщение по теме: "Обособленные члены предложения"

Данная презентация к уроку в 8 классе Обобщение по теме "Обособленные члены предложения" позволяет учащимся повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. Формирует орфографи...

Разработка урока русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставное предложение".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока каждый учащийся имеет возможность показать свои знания по теме "Односоставное предложение" в полном объеме. Урок предусматривает работу...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...