Разработка урока русского языка в 8 классе "Обобщение по теме "Односоставное предложение".
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Сапронова Лидия Николаевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока каждый учащийся имеет возможность показать свои знания по теме "Односоставное предложение" в полном объеме. Урок предусматривает работу учащихся в группах, используется занимательный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_russkomu_yazyku.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект повторительно-обобщающего урока с учетом требований государственного стандарта второго поколения.

                                                       

                                                       Работу выполнила:

                                                       Сапронова Лидия Николаевна

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                       МБОУ Рябовской СОШ

                                                       х. Рябовский Алексеевского района

                                                       Волгоградской области

                                                      (I квалификационная категория)

                                                       

Тема урока: Обобщение по теме «Односоставное предложение»

 (8 класс)

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Цели урока: 

Цели урока:

- опознавать односоставные предложения; определять их вид и морфологические способы выражения главного члена;

- уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений;

-уметь проводить устный и письменный разбор односоставного предложения; моделировать односоставные предложения разных типов;

включать неопределенно-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме «Односоставные предложения». Кроме того, вы покажете на уроке свои умения находить односоставные предложения в тексте и определять их вид, мы поговорим о сфере употребления этих предложений.

 Но, прежде всего, мы вспомним правописание слов-терминов, которые мы использовали для характеристики предложений по строению его грамматической основы.

  1. Словарно-орфографическая работа

(1 ученик записывает на  доске).

Односоставное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное.

(познавательные УУД)

  1. Лингвистическая разминка.

- Дома вы повторили все определения, записанные на доске.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета.

(на экран проецируются стихи) :

1) Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора.

  1. Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

      3)   Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(  1) определенно-личное, назывные, 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное, 3) назывные.)

(Познавательные УУД:  общеучебные, логические.)

 4.Работа в группах (дифференцированные задания)

I группа

Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.

Как тихо…  Каждый звук и шорох слышу я.  Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. На небе ни клочка лазури.  Как жить мне хочется до нового свиданья! И снова мне легко.

            

                                                                                    (А.А.Фет)

II группа

Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.

III группа

Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!

Познавательные УУД: общеучебные.

Коммуникативные УУД: коммуникативное сотрудничество и взаимодействие.

  1. Работа с текстом.

Сейчас мы обратимся к тексту, где встретимся с разными видами односоставных предложений.

(Каждый ученик получает текст на листочке, на доске – фрагмент текста с пропущенными буквами и знаками препинания. Один учащийся работает с текстом  у доски).

      Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории.

Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

     Вспомните то уд…вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы  охватывающей вас как только вы попадаете  в л…са из душных городских домов.

    Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.

    Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл…ждаемся  жизнью.                      

                               (К.Паустовский)

Задания к тексту:

Выразительно прочитайте текст.

О чем текст?

Какова основная мысль?

Как вы понимаете значение слова «исполинский»? Подберите синоним к этому слову.

Почему автор использует именно это слово из синонимического ряда?

Определите стиль данного текста.

Как вы могли бы озаглавить текст? ( Сравнить заголовки детей с заголовком автора «Лес – источник жизни»).

Найдите в тексте односоставные предложения (с главным членом подлежащим, с главным членом  сказуемым). Выпишите одно

из них, выделите грамматическую основу предложения.

Какова роль этих предложений?

(Познавательные УУД : общеучебные /структурирование знаний/.)

6.Лингвистическая игра «Четвертый лишний».

- Вам предстоит провести непростую исследовательскую работу, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных. В каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.

А.  Иду по улице нарядной. В доме шумят. Меня задержали на работе на час. Травы скашивают рано утром.

Б. С утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.

В.  Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду-еду в чистом поле. Брожу вдоль берега реки.

Г. Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить громко. Раннее утро.

(Познавательные УУД: общеучебные /поиск и выделение необходимой   информации/.)

7.Конкурс «Продолжи строчку»

- Односоставные предложения употребляются в разных стилях – публицистическом, деловом.

А какую роль эти предложения играют в художественном стиле?

Вспомним прекрасные строчки великих мастеров слова.

Продолжите строчки и назовите автора:

- Люблю грозу…(в начале мая) Ф.Тютчев

- Шепот,…(робкое дыханье, трели соловья) А.Фет

- Смотри, как роща…(зеленеет, Палящим солнцем облита) Ф.Тютчев

-Дни поздней осени…(бранят обыкновенно) А.Пушкин

Какова же роль односоставных предложений в этих прекрасных стихах?

(познавательные УУД)

Учащиеся делают вывод: Поэты рисуют яркие , живописные картины природы, показывают свою любовь , бережное отношение к ней.

Учитель : Прослушайте следующие строчки  и определите основную мысль.

Ты, человек, люби природу.

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она- твой давний, добрый лекарь,

Она- союзница души.

Не жги ее напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Действительно, наша задача - любить природу, беречь, охранять.

Давайте составим памятку «Как вести себя в лесу», включив в нее односоставные предложения.

(Познавательные УУД: логические .)

8.Составление памятки «Как вести себя в лесу»

(Учащиеся делятся на две группы. Одна группа составляет памятку, используя глаголы в форме повелительного наклонения единственного числа, другая группа использует глаголы в неопределенной форме. Предварительно обсуждается,  какие положения должны стать пунктами памятки)

1.Не разводи костер в лесу.

2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.

3. Не разоряй гнезда птиц.

4. Не рви цветов в лесу и на лугу.

5.Не повреждай кору деревьев.

(Делают вывод, какой вариант получился более требовательным и категоричным?)

(Коммуникативные УУД: участие в  коллективном обсуждении проблемы, интеграция в группу сверстников, продуктивное взаимодействие.)

9. Итог урока.

(Повторяем все типы односоставных предложений ещё раз, выставляются оценки)

-Что повторили сегодня?

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какой этап урока показался самым интересным?

-Что было трудно?

 Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру по одной из тем: «Лесные сокровища», «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений

Оценка метапредметных и предметных результатов по теме «Односоставные предложения».

    В результате изучения темы «Односоставные предложения» учащиеся

проявили в достаточной степени владение  всеми видами речевой деятельности;

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

овладели приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

подтвердили способность определять цели  предстоящей учебной деятельности, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

показали способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Умеют коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.

     Предметные результаты:

имеют представление о русском языке как языке русского народа, о роли родного языка в жизни человека и общества,

адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (цели, тема, основная и дополнительная информация, владеют разными видами чтения текстов разных стилей и жанров, адекватно воспринимают на слух тексты разных стилей и жанров, умеют воспроизводить в устной и письменной форме прочитанный или прослушанный текст,

умеют правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме,

умеют создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей,

соблюдают в практике речевого общения  основные орфоэпические , лексические, грамматические нормы современного русского  литературного языка, соблюдают в практике письма основные правила  орфографии и пунктуации,

способны участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, способны осуществлять речевой самоконтроль, оценивая свою речь с точки зрения ее содержания    языкового оформления                                                          и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач.

 

Метапредметными  результатами изучения темы являются:

 учащиеся владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

определяют  цели  предстоящей учебной деятельности, свободно, правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме;

     умеют коммуникативно целесообразно взаимодействовать с    

      окружающими людьми в процессе речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"

Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении,  формировании способности определять сложное предложение....

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...