Конспект урока в 5 классе Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хохлова Евгения Михайловна

Лексика. Вводный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_leksika.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представление о способах определения лексического значения слова, способность определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; показать важность изучения лексики.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование

личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения

находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием,

адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение.

Ресурсы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, словари, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики, карточки, кроссворд.

       

Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся 

                                                      Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуника

тивные

Познава

тельные  

1. Мотивация к учебной

деятельноси

(3 мин.)

Цель:

мотивировать

обучающихся научебную

деятельности через

создание

эмоциональной обстановки;

-осознанное

вхождение

обучающихся в учебную

деятельность;

-создание комфортной

обстановки на уроке.

эмоционально

- Здравствуйте, ребята! Какой светлый и ясный сегодня день. Надеюсь ваше настроение такое же ясное и замечательное. Поделитесь с нами своим настроением. Возьмите то смайлик, который соответствует вашему настроению и закрепите на

доске. (Перед учениками на парте по три смайлика).

- Как много светлых и радостных улыбок засветилось.

Спасибо!

- А это моё хорошее настроение вам. Я готова работать вместе с вами.

Желаю всем удачи.

- Откройте тетради, запишите число, Классная работа. Для разминки выполним фонетический разбор слова «ясный».

Ученик выполняет на доске

фонетический разбор слова.

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к

уроку, психологически

настраиваются на урок.

Выбирают смайлик,

соответствующий

настроению, и

закрепляют на доске.

Выполняют

фонетический разбор

(один ученик работает у

доски, остальные в

тетрадях).

Самоопределение

- осуществление

гражданской

идентификации

личности.

Целеполагание

Общение и

взаимодействие,

планирование

учебного

сотрудничества;

ориентировка на

позицию

партнера.

Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование

знаково-

символических

средств для

решения задач;

Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование

знаково-

символических

средств для

решения задач;

анализ объектов

с выделением

существенных и

несущественных

признаков

2.Определение

темы, цели и задач урока.

Актуализация

знаний, пробное учебное действие.

(10 мин.)

Цель:

актуализировать

учебное содержание,

необходимое для

изучения нового

материала;

актуализировать

мыслительные

операции:

сравнение, анализ,

обобщение;

зафиксировать

затруднения

обучающихся при

выполнении

пробного учебного

действия.

На доске запись предложения: «Яркое солнышко светит сквозь прозрачные занавески».

- Распределите слова по группам.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам

распределяли слова? (На доске:

яркой - прозрачные; солнышко - занавески).

-Что нужно знать, чтобы понять

смысл предложения?

А сейчас поднимите свои ручки.

Почему, когда я попросила

поднять ручки, вы подняли

ручки, а не карандаши?

Что нужно знать, чтобы правильно выполнить действие?

(Лексическое значение слова).

- Как думаете, какова тема урока?

(Какой термин есть для

определения смысла, значения

слов?)

-Откроем тетради и запишем

число и тему урока.

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

- С чего же начать «открытие

нового знания»? Чтобы ответить

на этот вопрос, предлагаю

разгадать кроссворд. (Ключевое

слово- «лексика»).

- Что такое лексика? (Чтение

определения стр.150).

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее? (Работа с

Упражнением 327)

Так сколько же слов в русском

языке?

Что такое лексическое значение

слова?

(На доске спроектированы слова:

школа, друг, учиться,

бесстрашный)

- Объясните лексическое

значение слов, указанных на

доске. Работаете в парах.

- Проанализируйте работу другой

пары, дополните её, исправьте

ошибки.

Выступает каждая группа.

- Оцените свою работу?

- Дайте лексическое значение

слов авеню, таймер, интерьер?

- Какие трудности возникли?

-Это слова, пришедшие к нам из

других языков.

- Нужно ли нам знать

лексическое значение слов? Что

нам это даёт?

Работа со словарями: упр. 329.

Работа с карточками: «Закончи

предложение»:

–словарный состав языка

называется... (лексика)

– словарный состав языка

изучает наука...(.лексикология)

Распределяют слова и

осуществляют

самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Работают в группе по

заданию

Рефлексия, вывод

Формулируют тему

урока (Слово и его

лексическое значение)

Формулируют цель

(узнать, что такое

лексическое значение

слова).

Определяют задачи:

(научиться определять

лексическое значение

слова).

Решают кроссворд.

Называют лексическое

значение слов.

Работа в парах.

Оценивают работы,

делают вывод.

Выполняют

упражнение: работают с

толковым словарём.

Работа в парах,

осуществляют

взаимопроверку.

Работают с карточками.

Формирование

позитивной

самооценки.

Формирование

картины мира

культуры как

порождения

предметно-

преобразующей

деятельности

человека.

Выполнение

пробного

учебного

действия;

фиксирование

индивидуального затруднения;

саморегуляция

в ситуации

затруднения

Выражение своих

мыслей;

аргументация

своего мнения;

учёт разных

мнений

Анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

подведение под

понятие;

целеполагание.

3. Закрепление

материала (10

мин.)

Цель: обеспечение

прочности и

систематизации

знаний изученного материала,

формирование

умения работать в

группе; привитие

чувства уважения к

общечеловеческим

ценностям

(социальная

компетенция).

Организация учебной

деятельности, консультация по

мере необходимости, контроль

выполнения задания; организация

индивидуальной работы и работы

в парах.

- Прочитайте лексическое значение слов. Запишите слова,

которые соответствуют этим

значениям.

1.Относится к кому

- нибудь, чему-нибудь с глубоким уважением и

любовью.

2.Старый, бывалый, опытный

воин.

3.Успех в битве, войне, полное

поражение противника. - Проверьте себя по словам для

справок и оцените свою работу. - Какой темой объединены эти

слова? Случайно ли такое

объединение? - Что для вас эта победа? - Выполнить морфологический

разбор слова «с уважением».

Выполняют задание в

парах

Проверяют и

оценивают.

Дают краткий ответ.

Работают

индивидуально и в парах

Оценивание

содержания

Контроль,

коррекция,

оценка

Точное и полное

выражение своих

мыслей;

формулирование и

аргументация

своего мнения;

учёт разных мнений.

Подведение под

понятие; анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

выдвижение гипотез и их

обоснование.

4.Динамическая

пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид

деятельности.

- Мы устали работать. Давайте

передохнем. Отгадайте загадки:

1. Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой. (ручка)

2. Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ).

3. Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь. (лук). - О каком явлении эти загадки?

(омонимии). Мотивация и координация

деятельности обучающихся,

контроль выполнения задания.

Обучающиеся

отгадывают загадки,

связанные с темой.

Установка на

здоровый образ

жизни и ее

реализация на

уроке.

5. Включение

изученного в

систему знаний.(15

мин.)

Цель:

-мотивировать

обучающихся к

деятельности;

-координировать их

деятельность;

-контролировать

выполнение заданий.

-Работаем в парах.

Игра «Угадай-ка»

- Первая пара даёт толкование

какого-нибудь слова, вторая

старается угадать это слово.

Можно пользоваться толковым

словарём. Но постарайтесь

сначала составить

самостоятельно.

Самостоятельно выполняют упр.334(записывают лексическое

значение слов по образцу).

Оценивают свою

работу.

Играют.

Работают с толковым

словарём.

Самостоятельно

работают с учебником.

Формирование

адекватной

позитивной

самооценки,

самоуважения и

самопринятия.

Контроль,

коррекция,

выделение и

осознание

усвоенного.

Осуществление пошагового

контроля;

адекватное

восприятие

оценки;

внесение

необходимых

корректив на

основе его

оценки и учета

характера

сделанных

ошибок.

учителя

Действовать с

учётом позиции

другого, уметь

согласовывать

свои действия;

практическое

освоение

морально-

этических и

психологических

принципов

общения и

сотрудничества.

Развитие

стратегий

смыслового

чтения и работе

с информацией.

6.Рефлексия.

(5 мин.)

Цель:

-оценить результаты

собственной

деятельности

-повторить способ

нового знания

- О чём мы говорили сегодня на

уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную

задачу?

- Чему вы сегодня научились?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые

знания?

- Оцените свою работу на уроке.

-Оцените себя (слайд на

интерактивной доске)

1.На уроке я работал

активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен/недоволен

3.Урок для меня показался

коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен/ не понятен.

Работу класса

- Выберите смайлик своего

настроения. Изменилось ли оно?

Почему?

Домашнее задание:

Упр. 336

Всем спасибо за урок. До

свидания.

Дают ответы на

вопросы

Анализируют работу

свою и одноклассников.

Записывают домашнее

задание.

Самооценка;

следование в

поведении

моральным

нормам и

этическим

требованиям

Осуществлять

выбор

эффективных

путей и средств

достижения

целей,

контролироват

ь и оценивать

свои действия,

корректировать

их выполнение.

Выражение своих

мыслей полно и

точно;

формулирование и

аргументация

своего мнения,

учёт разных

мнений.

Рефлексия

способов и

условий

действия;

контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.

Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...

Конспект урока. 5 класс. Русский язык.

Чередующиеся гласные в корне  рос – раст.Тип урока. Урок открытия новых знаний с опорой  на технологию деятельностного метода....

конспект урока 9 класс русский язык

ССП с несколькими придаточными и знаки препинания в них...

конспект урока 5 класс Русский язык

Тема: «Состав слова. Значимые части слова» Тип урока: обобщение знаний, повторение. Планируемые результаты:Личностные – устойчивый познавательный интерес к русскому языкуКо...

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....