Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 9 г. Улан-Удэ»

Алексеева Людмила Батоевна, учитель русского языка и литературы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы.

1. Способы выявления у обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и литературы.

   В своей работе для развития у обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди которых:

-использование современных педагогических технологий (дифференциации и индивидуализации обучения, частично-поисковых, проблемных, проектных).

-равные возможности для всех обучающихся;

- создание ситуации успешности:

- мотивация обучающихся;

- взаимодействие с семьёй.

   Урок был и остаётся основной формой работы с обучающимися. Помимо урока уделяю большую часть внеурочного времени индивидуальной работе.

Одними из форм организации внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели, интеллектуальные олимпиады, викторины с межпредметным содержанием, конкурсы творческих работ, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов.

Очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности.

Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Являясь учителем такого сложного предмета, как русский язык, я стараюсь разнообразить уроки, сделать их более интересными, а самое главное, каждое новое понятие связать с жизнью.

2.Способы развития способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой деятельности на уроках русского языка и чтения.

  В своей педагогической деятельности я использую систему коррекционно-развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать мыслительные умения учащихся.

Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.

1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

2. В ряде случаев уместны корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки. Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.

3. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов.

4. Сказкотерапия«Сказочный» дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя «сухие» правила учебника.

5.Индивидуальная работа над ошибкамиРяд учащихся делает ошибки в определенных местах, в определенных словах, причем нередко это объясняют невнимательностью, что не всегда справедливо. Обнаруженные у некоторых вполне внимательных учеников традиционные ошибки требуют индивидуальной работы.

6.Толкование языковых терминов.

7.Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке.

Уроки развития речи:

1. Сочинение, изложение, творческие диктанты.

2.Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала.

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.

1.Игра как свободное проявление личностного начала ребят давно привлекала моё внимание. Игровые приемы дают простор творческому развитию.

2. Загадки как средство коррекции и развития познавательных процессов детей с ОВЗ.

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).

2.Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета.

3.Творческое чтение.

4.Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому.

5.Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие.

6.Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства.

     Считаю очень важным вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, а также их участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и чтению, а также по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Роль учителя в развитии творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"...

«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы...