Разработка урока "Правописание з- и с- на конце приставок."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Елена Саввельевна Малгатаева

Методическая разработка  выполнена в соответствии ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Малгатаева Е.С. учитель русского языка

и литературы

МБОУ Покровская средняя общеобразовательная школа  

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

Тема урока

Правописание  з-  и  с-  на конце приставок.

Автор

Малгатаева Елена Саввельевна

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время реализации

40 минут

Содержательная цель

Сформировать систему новых понятий, связанных с изучением  орфограммы

Деятельностная цель

Формирование универсальных учебных действий, необходимых при изучении темы « Правописание  з-  и  с-  на конце приставок ».

Задачи

Образовательные : познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; различать группы приставок;      познакомить с написанием приставок на з- (с-) , научить находить слова с данными приставками.

Развивающие:  развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.

Воспитательные:   вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения,   умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Образовательные ресурсы, оборудование, материалы

Учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки), тесты, таблица, компьютер,   рабочие тетради по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык.5 класс». Электронное приложение к учебнику русского языка для 5 класса под редакцией М.М.Разумовской и  С.И. Львова

Использование педагогических технологий, методов и приемов

На уроке использовалась технология критического мышления, ИКТ и здоровьесберегающая технология.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия

 Приставка, глухие согласные звуки, звонкие согласные звуки

Планируемые результаты

Познавательные УУД: извлекают информацию из текстов, умеют структурировать её, строить на основании её устные и письменные высказывания; умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя учебник; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение;

Регулятивные УУД: умеют прогнозировать, определять и формулировать цель урока, оценивают уровень владения учебным действием;

Коммуникативные УУД: строят продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражают мысли и оценивают свою и чужую речь, умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: способны к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Технологическая карта урока  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок.

 Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок, записывают число.  

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

  1. Речевая разминка

Цель:  развитие артикуляции, обогащение словарного запаса, знание фразеологизмов.

 Учитель внимательно слушает, исправляет неточности в проговаривании фразеологизмов.

 Правильно проговаривают фразеологизмы.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

  1.  Работа с орфограммами

Цель: развитие орфографической зоркости, орфографического мышления

 На доске даны слова, нужно  объяснить орфограммы в словах.

 Ученики проговаривают орфограммы. Озвучивают правила написания.

Закрепление навыков правописания орфограмм у конкретных учащихся.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

  1. Объяснение нового материала

 

    Учитель создает проблемную ситуацию, предлагает учащимся поработать с словами, сделать морфемный разбор слов, понаблюдать за произношением и правописанием приставок, проанализировать примеры и самостоятельно сформулировать тему урока. Затем учитель предлагает результаты поиска сверить с материалами учебника.

 Делают морфемный разбор, анализируют примеры, отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют тему урока: «Правописания букв З и С в приставках». Ставят цель урока:

Ученики открывают учебник на странице 126 Один из учащихся читает вслух правило, объясняет графическое обозначение орфограммы.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

  1. Первичное закрепление знаний

 

 Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

Образовать от существительных с предлогом прилагательные

 Работают с карточками.  Правильно разбирая правописание з- и с-  в приставках. Определяют способ образования слова.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли.  

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  1.  Физ. минутка

 

 

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

  1.    Закрепление навыка правописания

самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся  работу с текстом.

Учащиеся делятся на 2 группы и  выполняют задание.

 Поиск слов с приставками на –з, -с, графическое обозначение орфограммы

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1.  Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся   выполнить тест.

Учащиеся   выполняют тест. Самопроверка

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

  1. Оценки за урок

Ученики   оценивает работу друг друга

  1. Домашнее задание

  Написать сочинение    на тему: «Зима», используя приставки на

  з-/с-.

             

Материалы к уроку

 

   3.        Работа с орфограммами  

 Не летать, не говорить, недомогать  

Предложить, полагаться, сложение

Жизнь, машина, душистый

 Причесывается, рассмеётся,   учиться  

Шов, шорох, крыжовник, чопорный

Низкий, лёгкий, гибкий

Чёрный, дешёвый, шёлк

Выросла,  растительность, выращенный

Лестница, праздник, солнце

Лесник, морской, ласкать

Морковь, лимон, ветеран

4.  Изучение нового материала. Тему нашего урока сформулируете Вы.  

-Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

-Приставка.

-В русском языке очень много приставок. Они делятся на 3 группы. Обратите внимание на таблица.

   -Обратите внимание на таблицу.  Приставки делятся на три группы. Какие?

- На доске я написала слова.  Сделайте морфемный разбор слов. 2  человека к доске.

 

Расхвалить                                        разбросать

расцвести                                          разглядеть

 исчерпать                                         избежать

бестолковый                                     безжалостный

вспомогательный                                взломать

 

 

5.   Закрепление. Работа   с карточками

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес-.     Какой получается  способ образования слов?

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11 Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

 

7.  Работа  с текстом.    

Конец января. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Развесили снежные шапки кустарники. В воздухе чувствуется морозное холодное дыхание зимы. У опушки белеет берёзка. Её облепила стая красногрудых чечёток. Они оживленно перекликаются  и  порхают по ветвям.

Кто такие чечётки? (метапредметная связь).

Задание:

            1.Выразительно прочитайте текст.

Определите его стиль.  

Определите тип речи.    

Найдите средства выразительности языка.                            

2.  Найдите слова с изучаемой орфограммой

  • В выделенном предложении объясните знак  препинания перед союзом и
  • Дифференцированная работа.  

 У кого лежат карточки с упражнениями.  Выполняют  

упражнение. Остальные работают со мной.

 Электронное приложение. Вставить пропущенные буквы

Тест. Самопроверка. Правильные ответы

8. Рефлексия.    

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.  

Чему вы научились на уроке? Что вы узнали нового?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание з-с на конце приставок

Уров русского языка в 5 классе...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса по теме «Буквы З - С на конце приставок»

Используемая технология урока русского языка  "Правописание согласных на конце приставок на з-с" - коучинг, позволяющая ответить на вопросы: чего ты хоченшь достичь? Почему это важно? К...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Правописание букв З и С на конце приставок."

Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель: дать учащимся представление о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с....