ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Молодых Любовь Владимировна

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы разрешим все возникшие вопросы.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.konspekt.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него.

Ометьте в Листе достижений ваше настроение. А для этого вспомните «шкалу цветослова».

Я рада, что у большинства из вас радостно на душе, потому что вы выбрали красный и оранжевый цвет, некоторым немного грустно и некомфортно (жёлтый и зеленый). А тем, кто выбрал голубой и синий цвет хочу сказать, чтобы вы не волновались и не переживали – всё будет хорошо. Надеюсь, что в конце нашего урока у всех вас настроение будет «красным»!

2. Диагностико-мотивационный этап (проверка ранее изученного).

ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме «Верные и неверные утверждения»

У вас на столах лежат ЗЕЛЁНЫЕ листы с вопросами. Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если НЕ ЗНАЕТЕ, то ОСТАВЬТЕ КЛЕТОЧКУ ПУСТОЙ.

* 1) Имя существительное отвечает на вопросы падежей. *ДА

2) В русском языке 5 падежей. *НЕТ

А сколько? Назовите их.

ШЕСТЬ. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

3) Имя существительное изменяется по родам? *НЕТ

Назовите рода имен существительных.

(Женский, мужской, средний.)

4) У имени существительного четыре постоянных признака. *ДА

Назовите их.

Одушевлённые-неодушевлённые, собственные – нарицательные, род, склонение.

5) В русском языке три основных типа склонения? *ДА

Лист достижений 2

3. Актуализация знаний.

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы разрешим все возникшие вопросы.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

4. Самостоятельная работа.

ЭПИГРАФ.

В качестве эпиграфа сегодняшнего урока я предлагаю высказывание Сенеки.

-А кто-нибудь знает, КТО это?

Древне-римский философ, воспитатель Нерона (римского императора).

Верно. Сенека родился в 4 году до нашей эры, поэтому ДОСТОВЕРНОГО его изображения мы не имеем.

Итак, слова СЕНЕКИ, древнеримского философа, тем не менее актуальные и в наше время:

Non scholae, sed vitae discimus» - НОН СКО/ЛА С*ЕТ В/ИТА ДИ/йСКИМУС –

«Не для школы, но для жизни учимся мы».

Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.

Запишите эпиграф, попробовав вставить соответствующие буквы.

- Записали? А как вы понимаете это изречение?

- Согласны ли, что учиться необходимо для себя, а не для оценок (хотя они тоже важны).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ (ЭПИГРАФ).

Все ли правильно вставили буквы?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 3.

Отметьте себя в листе достижений.

5. Целеполагание.

Вижу, что некоторые ошиблись. Какие же вопросы у вас возникли?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные?)

От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово и от склонения, к которому оно относится)..

Какими правилами руководствовались те, кто правильно вставил буквы?

(Падежные окончания существительных)

Итак, назовите проблему, которую мы должны решить.

Правильное написание падежных окончаний существительных.

А что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Знать склонение и падежные окончания имён существительных)

- Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке?

(Вспомнить склонения существительных….

Определение склонений имён существительных…)

ПРАВИЛЬНО!!! Сегодня мы вспомним, повторим и закрепим наши знания об основных видах склонений существительных, потому что ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

- Так о чём же мы будем сегодня говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

-Скажите, а для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно и грамотно писать и произносить слова)

Верно. Чтобы не только грамотно писать, но и произносить слова. Ведь правильная речь-

это важное свидетельство общей культуры личности, это визитная карточка, по которой

составляют впечатление о говорящем.

Вспомните из уроков литературы пословицы и поговорки, подтверждающие наш вывод:

Красна птица пером, а речь - словом.

Хорошие речи и приятно слушать.

С умным разговориться, что меду напиться.

6. Повторение изученного материала.

  1. Беседа.

Спасибо! Вернёмся к теме нашего урока… А кто вспомнит, ЧТО такое СКЛОНЕНИЕ?

Изменение имен существительных по падежам и числам называется склонением.

2). Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли вы ответили!

Откройте учебники на странице 62, параграф 95. Прочитайте два первых абзаца.

Большинство существительных изменяются по падежам, то есть склоняются.

Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. По этому признаку в русском языке различаются три основных типа склонения.

Это означает, что практически все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.

А что такое НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного?

(Ответы детей)

Проверьте себя по учебнику.

Склонение существительного определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного.

3). Составление алгоритма.

Итак, с чего нужно начинать работу?

С постановки слова в начальную форму.

- Далее…

Род- Окончание-Склонение

Запишите его в тетрадь.

4). Групповая работа.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

А теперь предлагаю вам разделиться на группы и стать исследователями. Каждой группе я предлагаю просклонять одно слово, т.е. изменить его по падежам, и выделить окончания.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Группы готовы. Давайте проверим их работу.

И вы в тетради записываете слово, выделяете окончание, а рядом записываете род и склонение.

Вы видите, что в казалось бы близких по лексическому значению, более того, в однокоренных словах у нас разные окончания.

С чем же это связано?

(Слова разных склонений)

7. Промежуточная рефлексия.

Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

Знание падежей, родов существительных

Что было трудным на этом этапе работы?

Правильно написать окончания

Что удалось? Оцените работу группы и собственную.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 4 .

8. Динамическая пауза.

РАЗМИНКА.

На каждую строчку- своё упражнение.

*Всё что существует оно обозначает, РУКИ ВВЕРХ

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. НАКЛОН ВНИЗ, РУКИ ВНИЗ

А чтоб не обижался весь честной народ, ШАГАЕМ

Оно всегда имеет и число, и род. РУКИ ЗА СПИНУ В ЗАМОК

Запишите отгадку поворотом головы. Существительное.

9. Контрольно-диагностический этап.

1) Упражнение 520. (У доски или самостоятельно).

УПРАЖНЕНИЕ.

*Соловей – м.р., 2 скл.

*Соловушка – м.р., 1 скл.

*Площадь – ж.р., 3 скл.

*Площадка – ж.р., 1 скл.

*Сетка – ж.р., 1 скл.

*Сеть – ж.р., 3 скл.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 5.

2) Работа с перфокартами.

  1. Утро
  2. Ночь
  3. Темнота
  4. Мать
  5. Сын
  6. Папа
  7. Занятие
  8. Дневник
  9. Отличник
  10. Молодчина

1. Рань

2. Вечер

3. Рассвет

4. Мама

5. Дочь

6. Отец

7. Урок

8. Расписание

9. Отличница

10. Умница

3) Взаимопроверка. ПЕРФОКАРТА *

  1. 2
  2. 3
  3. 1
  4. 3
  5. 2
  6. 1
  7. 2
  8. 2
  9. 2
  10. 1

1. 3

2. 2

3. 2

4. 1

5. 3

6. 2

7. 2

8. 2

9. 1

10.1

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 6.

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Определение склонений имён существительных)

Удалось ли справиться с поставленной на уроке целью?

Что не удалось сделать на уроке?

Что нового узнали на уроке?

(О римском философе, цветослово, листок достижений, «писать» головой)

Что нужно повторить? В чём ещё разобраться?

(Повторить падежные окончания, особенно родительный, дательный и предложный)

Довольны ли вы своей работой на уроке?

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 7: ОЦЕНКА ЗА УРОК.

ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ 8: НАСТРОЕНИЕ В КОНЦЕ УРОКА.

Домашнее задание.

Положите ваши листы достижений в тетрадь, я их просмотрю, и выставлю вам оценки. Надеюсь, что они совпадут с вашими самооценками! Возьмите вторые тетради. В них лежат карточки с домашним заданием. Прочитайте, что вам нужно сделать?

Записать данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения.

А так же у каждого из вас подчеркнуты три разных слова, их необходимо просклонять. Т.е ЧТО сделать?

Изменить по падежам.

А в качестве подсказки, с обратной стороны у вас напечатан алгоритм рассуждения при определении склонений. Но, надеюсь, вы его хорошо запомнили на уроке, и подсматривать в подсказку не придётся!

Повторите ещё раз АЛГОРИТМ!

Запишите в дневник задание: карточка.

Запишите данные слова в три столбика, распределив их по типам склонения

(1 скл., 2 скл., 3 скл.). Просклоняйте подчеркнутые слова. Выделите в них окончания.

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

АЛГОРИТМ.

УРОК ОКОНЧЕН! ВСЕМ СПАСИБО! ДО СВИДАНИЯ!

Урок русского языка в 5 классе

«Три склонения имен существительных»

Цели урока:

  • обобщить изученный ранее материал об имени существительном,
  • закрепить умение определять склонение имен существительных,
  • развивать информационную компетентность обучающихся,
  • умение извлекать и обрабатывать информацию.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приветствуем не только друг друга, но и наших гостей, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого для урока на парте.

  1. Проверка ранее усвоенного материала.

А) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

Какая это часть речи? (Имя существительное)

Б) Мы с вами уже несколько уроков путешествуем по очень большой стране с интересными городами! Напомните мне, пожалуйста, что это за страна? - имя существительное

- Что такое имя существительное? Существительное – это …

- А про какие города идет речь? 1) одушевленное и неодушевленное сущ-ое, 2) собственные и нарицательные сущ-ые, 3) число имен существительных. Какие лабиринты нам пришлось пройти, чтобы узнать новые факты о сущ-ом? Бывает в форме только единственного или только множественного числа

Слайд 1.

Откройте, пожалуйста, тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, запишите число, классная работа.

В) – Используя эти новые сведения, найдите третье лишнее слово, объясните свой выбор.

  • Аппликация, голубцы, ворота.

- Какое слово лишнее в 1 ряду? Почему? Запишите его в тетрадь.

  • Дрожжи, мгновение, мурашки.

Поработает со 2 рядом слов. Какое здесь лишнее? Объясните, почему. Запишите это слово.

  • Крахмал, рюкзак, макулатура.

-Переходим к 3 ряду. Жду ваших ответов! Запишите слово в тетрадь.

  • Искусство, каникулы, сумерки.

- И последний ряд.

Какое слово лишнее здесь? Объясните, почему. Запишите слово в тетрадь.

  1. Закрепление материала о склонении имен существительных, изученного в начальной школе.

а) – Хорошо. В этих рядах слов вы искали лишнее, определяя может ли оно иметь форму единственного и множественного числа, или только множественного или единственного числа.

- А теперь попробуйте найти третье лишнее слово в этих рядах. Для этого вам придется вспомнить еще одно грамматическое значение имени существительного. Подумайте какое!

Слайд 3.

  • Соль, статуя, дверь.
  • Магазин, город, ворона.
  • Вихрь, рояль, зелень.
  • Животное, дрожь, степь.

По какому принципу вы определили лишнее слово? (Склонение)

Давайте определим цель нашего сегодня урока!!

ЗАКРЕПИТЬ НАШИ ЗНАНИЯ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,

УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

б) итак, правильное умение определять склонение имени существительного помогло вам выполнить это задание.

Давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего урока! Как вы уже догадались, мы сегодня с вами посетим город из страны ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – Три склонения существительных!

Запишите тему урока «Три склонения имён существительных»Слайд 4

-А что такое склонение имен существительных? (Это изменение существительных по падежам)

- Сколько склонений есть в русском языке? (три)

-Как правильно определить, к какому склонению относится имя существительное? (По окончанию)

-Посмотрите на слайд, вспомните уже знакомую вам таблицу.Слайд 5

в) – Проверим Ваше умение определять склонение имен существительных, выполняя упражнение тренажера.

Слайд 6

- Прочитайте стихотворение С. Есенина «Береза», выпишите из него имена существительные в начальной форме, распределяя их в три столбика таблицы (1 скл., 2 скл., 3скл.) Вспомним, что начальная форма существительного – это Им. Падеж!!!

-Какие слова вы выписали в каждый столбик?

Проверка слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Попрошу вас встать и слушать меня внимательно, если я называю существительное 1-го скл., то вы выполняете наклонытуловища влево-вправо, 2-го скл. – 2 раза хлопаете в ладоши, 3-го скл. – 3 раза топаете ногами.

ЁЛКА 1, СНЕГ 2, ЕЛЬ 3, ЗИМА 1, МОРОЗ 2, ЛЫЖНЯ 1, ХОЛОД 2, МЕТЕЛЬ 3, СНЕЖИНКА 1, УЗОР 2, ОТТЕПЕЛЬ 3, ШУБА 1, ПУХОВИК 2, СТУЖА 1, ЛЁД 2, КАПЕЛЬ 3, ПОЗЕМКА 1, СУГРОБ 2.

Спасибо! Присаживаемся и продолжаем наше путешествие по городу …..(трех склонений!)

г) Ну вот немного и разогрелись. Ведь на улице не так тепло, потому что зима хозяйничает на дворе. Кстати, а к какому склонению относится данное слово? А в зимнее время года так хочется попасть в теплый солнечный летний  денёк. Ну, например, на берег реки или моря, а ещё лучше на лесную опушку или в зеленую чащу. Вот я бы с удовольствием отправилась в лес за грибами и ягодами, взяв с собой лукошко. Ребята, а вы бы поддержали меня? Знаете, мечты иногда сбываются. И пусть не в реальности, а лишь только в нашем воображении, но я думаю, что задание, которое мы сейчас будем выполнять, позволит нам не только закрепить навык определения склонения существительных, но и даст возможность хотя бы на несколько мгновений почувствовать лето.

Задание: запишите слова, распределив их по склонениям в три колонки

Поляна, солнце, трава, ягода, степь, кустарник, рожь, облако, зелень.Слайд 8

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадкой, проверьте друг у друга ваши записи и карандашом на полях поставьте оценки. Слайд 9

Молодцы! Даже не хочется покидать такую красивую лесную полянку. Ребята, а каких животных можно встретить в лесу? Название каждого животного, названного вами, является именем существительным, а, значит, имеет склонение.

г) Следующее задание – цифровой диктант: я буду называть животных, а вы, определив склонение слов, записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант: 

Слайд 10Косуля, лисица, олень + медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.

112 + 211= 323

Слайд 11Хомяк, крот, рысь - норка, косуля, барсук = выдра, кошка, коза

223-112=111.

  1. Орфографическая пятиминуткаработа в группах (5 групп по 6 человек!). Слайд 12

Приготовить листы и маркеры 5 штук

Задание: распределить слова в три столбика, выделить изученную орфограмму

Рожь, тополь, брошюра, ель, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, шорох, цифра, чувство, аллея, ветвь, ёлка.

Проверяем: по одному представителю из группы читают существительные 1-го склонения и объясняют орфограммы, остальные внимательно слушают и проверяют!

ИТОГИ УРОКА

  1. Рефлексия

Я думаю, что наш сегодняшний урок прошёл с пользой. Ведь мы не только научились определять склонение имен существительных, но ещё и получили много полезной информации, побывали в летнем лесу. Мне хочется, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, полученными от урока. А для этого попрошу вас закончить следующие предложения:

Слайд 13

1. На уроке мы повторяли склонение имён существительных и пришли к выводу, что все существительные относятся к ………..склонениям.

2. Чтобы правильно определить склонение существительного, нужно поставить его…

4. Помимо того, что на уроке повторяли склонение существительных, мы…

5. Особенно интересными мне показались следующие задания…., потому что…

7. Обращусь к цели, поставленной в начале урока…, сделаю вывод о том, что она…

Домашнее задание:Написать мини-сочинение «Лесная поляна» из 10 предложений, определить склонение существительных.Слайд 14


Учитель: На мой взгляд, цель нашего урока была достигнута. Пришла пора выбрать самых активных участников урока и оценить их деятельность.

Я хочу закончить урок просьбой:«Ребята, выберите из смайликов, которые лежат у вас на столе тот, который отражает ваше настроение, и поднимите их, чтобы мы все могли видеть с каким настроением вы уходите с этого урока». 

Спасибо за урок! Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА геометрия "Верно-неверно"

При подготовке к ГИА по геометрии можно использовать во время устной работы или предлагать ученикам в самостоятельной работе....

Использование приемов «Верные - неверные утверждения»

Важной  способностью является умение прогнозировать. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования помогает развивать эту способность  у школьников и ...

Экспресс-тесты "Верно-неверно" ЗОЖ

Подборка тестовых вопросов  для младшего школьного возраста по базовым знаниям о здоровом образе жизни. Направления: "Гигиена и режим дня", "Физкультура", "Безопасное поведение"...

«Верно – неверно» - прием технологии критического мышления на уроке русского языка.

Презентация к семинару : "Современные методы и приемы на уроках"....

Верно-неверно (по рассказу И.С. Тургенева "Муму".

Приём "Верно-неверно" активизирует внимание обучающихся при чтении рассказа....

Подготовка к ОГЭ по геометрии. 7 класс. Задание "Верно-неверно"

Тренировку ОГЭ по геометрии можно начинать с 7 класса в том числе и с заданий типа "Верно-неверно"...

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний

Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления  «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение  данных приемов поз...