Видовые пары глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кусалиева Зульфия Макаводовна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidovye_pary_glagolov.doc64 КБ
Office presentation icon vidovye_pary.ppt917 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 151

Тема:         Видовые пары глаголов

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию (ключевые слова, схема).

6ЛР: опознавать видовые пары глаголов совершенного и несовершенного вида, подбирать к глаголу видовую пару.

3ЛР: конструировать предложения с глагольными формами (типа положить, класть), предупреждать речевые ошибки.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Языковая разминка.

Запись по памяти (предложение представлено на слайде):

Уважаемые кошки, не болят ли ваши ножки? (Ю. Мориц)

– Проверьте свои записи. Исправьте ошибки.

1. – Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.

2. – Сколько раз в предложении встречается [ш]? (три) а [ж] (один)?

– Как называются орфограммы с такими опознавательными признаками?

3. – Назовите постоянные морфологические признаки глагола (не)болят.

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

III. Индивидуальный письменный опрос с элементами проверки домашнего задания.

1. – Запишите в тетради недостающие слова. (см. материал предметного диска – текст для письменного опроса по теме «Вид глагола» к §69).

        Глаголы бывают … и … вида. К … виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Они называют … действия.

        Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, относятся к … виду. Они называют … действия.

       Вид – это … морфологический признак глагола.

Чтобы определить вид глагола, нужно … .

Взаимопроверка.

Затем сверяют свои варианты с образцом на диске.

        Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. К совершенному виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? Они называют законченные, ограниченные, имеющие предел действия.

        Глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, относятся к несовершенному виду. Они называют длящиеся (незаконченные, развивающиеся) действия.

       Вид – это постоянный морфологический признак глагола.

Чтобы определить вид глагола, нужно задать вопрос.

2. Учащиеся записывают примеры глаголов совершенного и несовершенного вида (по материалам самодиктанта из домашнего задания).

ТОУУ

Познавательные УУД:

1. Свободно владеть приемами отбора и систематизации материала.

ТОУУ

IV. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

Работа по учебнику или с использованием презентации (см. prezent_rus_5kl_ur151).

– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 69.

– Какое слово является для вас новым? Запишите тему «Видовые пары глаголов».

– Как вы думаете, о каких «парах» пойдёт речь?

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над материалом после рубрики «Решаем проблему, открываем новые знания».

Ученики работают по заданиям к тексту: выписывают глаголы совершенного вида и рядом глаголы несовершенного вида (в случае необходимости обращаются к подсказке), сравнивают лексическое значение в парах (глаголы залезла, слезла имеют дополнительный оттенок значения «вверх», «вниз» (ср. лезла); повисела, попрыгала – дополнительный оттенок значения «немного» (ср. висела, прыгала), у глаголов перекувыркнулось – перекувыркивалось, сказала – говорила лексическое значение совпадает), делают вывод: на разное лексическое значение может влиять  приставка у одного из глаголов.

2. Упр. 560 – наблюдение проводится над парами глаголов совершенного и несовершенного вида, имеющих одинаковое лексическое значение.

Ученики определяют вид глаголов, выделяют суффиксы в основах глаголов, устанавливают, что лексическое значение в паре совпадает.

Затем делают общий вывод: в каком случае глаголы в парах различаются только видом, а в каких – и видом, и лексическим значением? (Если в паре один глагол с приставкой, а другой без приставки, то они отличаются не только видом, но и лексическим значением; если глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются только суффиксами, то лексическое значение у них одинаковое.)

3. Сравнение выводов учащихся с текстом в рамке.

Вопросы после чтения текста в рамке:

– Что такое видовая пара?

– Каким способом образуются видовые пары?

– Почему глаголы писать – подписать не образуют видовую пару? (У глагола подписать появляется новое лексическое значение, которое вносит приставка под­ – «внизу».)

– Почему видовые пары глаголов даны в одной словарной статье?

4. Составьте схему для видовых пар глаголов с учетом их основных признаков (2 человека на доске)

Сравните свои варианты с образцом (см. материал предметного диска – схема «Видовые пары глагола» к  п. 69)

                                              ВИДОВАЯ ПАРА

                       

                                                                                 -а-, -ыва-(-ива-), -ва-

                     гл. СВ                                                              гл. НСВ

                             

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схему).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI. Развитие речевых и учебно­языковых умений.

1. Упр. 561 – формируются умения образовывать видовые пары супплетивно (от основ других, неоднокоренных глаголов), предупреждаются речевые и грамматические ошибки в образовании форм глаголов.

Примечание. (см. материал предметного диска – примечание к выбору проверочного слова  к  п. 69):

! Нельзя подбирать как проверочные глаголы на –ывать (-ивать).

Опоздать – поздний (нельзя опаздывать)

Копать  - раскопки (нельзя раскапывать)

Ломать – взлом (нельзя взламывать)

Спросить – спрос (нельзя спрашивать)

Проглотить – глотка (нельзя проглатывать)

             

Выполняется под руководством учителя сначала устно (коллективно), затем письменно (ученики составляют предложения).

Дополнительное задание, направленное на формирование навыков культуры речи.

– Определите, как правильно (см. материал предметного диска – употребляй правильно к  п. 69):

поклал                положил

ложил                клал

ложь, ложи        положи, клади

ложите                положите

ложьте                 кладите

– Запишите только правильные формы глаголов класть – положить.

– В чём особенность глаголов с корнем ­лож­? (Без приставки не употребляются.)

– А с корнем клад­? (Не употребляются с приставкой.)

– Изобразите эту особенность графически (см. там же материал предметного диска – употребляй правильно к  п. 69):

                                                 ЗАПОМНИ

                                  положил                         клал

                                  положи                           клади

                                  положите                        кладите

                                        ЛОЖ                              КЛА(Д)

– Составьте предложения с парой глаголов класть – положить.

2. – Запишите видовую пару к глаголам:

1) прощать; 2) сбрасывать; 3) сдавливать; 4) вывозить; 5) избирать; 6) подшивать; 7) относить; 8) выгибать; 9) поднимать;
10)
скрывать; 11) прохаживаться.

– Подчеркните 4­ю букву в полученных словах. Составьте из них слово. Какое слово получилось? (Если задание выполнено правильно, то возможно прочитать название вида новообразованных глаголов – совершенный.)

простить        подшить

сбросить                отнести

сдавить                выгнуть

вывезти                поднять

избрать                скрыть

                        пройтись

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

3. Создавать модели объектов.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в учебной деятельности и практике общения нормы культуры речи.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

4. Находить грамматические  и речевые ошибки, исправлять их.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?

– Представьте в виде схемы видовую пару глаголов.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

1. Рассказать по схеме, что такое видовая пара.

2. Упр. 562.

© ООО «Баласс», 2013         Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Видовые пары глаголов. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок № 151. © ООО «Баласс», 2013.

Слайд 2

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте ключевые слова темы. Какое слово является для вас новым? Как вы думаете, о каких «парах» пойдет речь? Сформулируйте тему урока. Вид глагола Совершенный вид Несовершенный вид Видовая пара Видовая пара Видовые пары глаголов

Слайд 3

Открываем новые знания Прочитайте фрагмент из рассказа Г. Остера «Как лечить удава». (стр. 134-135) Выпишите в столбик глаголы совершенного вида. Проверьте себя залезла повисела сказала слезла попрыгала поставить перекувыркнулось Образуйте от них глаголы несовершенного вида. лезла висела говорила лезла прыгала ставить перекувыркивалось Проверьте себя

Слайд 4

Открываем новые знания Сравните лексическое значение в парах глаголов. залезла - лезла слезла - лезла От чего зависит изменение лексического значения в парах глаголов совершенного и несовершенного вида? повисела - висела попрыгала - прыгала сказала - говорила перекувыркнулось - перекувыркивалось «вверх» «вниз» «немного» совпадает за лезла - лезла с лезла - лезла по висела - висела по прыгала - прыгала

Слайд 5

Продолжим наблюдение. Прочитайте пары глаголов. Определите вид. спросить – спрашивать загадать – загадывать дать – давать сгореть – сгорать положить – класть Сравните лексическое значение в этих глагольных парах: одинаковое оно или разное? Выделите суффиксы в основах глаголов. Понаблюдайте, какие суффиксы имеют глаголы несовершенного вида. Сделайте вывод о лексическом значении глаголов разных видов, различающихся суффиксами. спросить – спраш ива ть загадать – загад ыва ть дать – да ва ть сгореть – сгор а ть положить – класть

Слайд 6

Глаголы, имеющие одинаковое лексическое значение, но относящиеся к разным видам, образуют видовую пару . Не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением. На основе проведенных наблюдений сделайте вывод, как образуются видовые пары. Что приводит к изменению лексического значения при образовании глагола другого вида? Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника.

Слайд 7

Видовые пары чаще всего образуются с помощью суффиксов – а -, - ыва -(- ива -), - ва - от глаголов совершенного вида. Новое лексическое значение в слово обычно вносит приставка, поэтому приставочным способом видовые пары не образуются . Передайте информацию об образовании видовых пар в сжатом виде. СВ -а-, -ыва- (-ива), -ва- НСВ видовая пара

Слайд 8

Обратите внимание! Это видовые пары, образованные от разных основ ( разнокорневые ). Они различаются только видом, лексическое значение у них одинаковое. сказать – говорить положить - класть

Слайд 9

Проверяем понимание Образуйте видовые пары от данных глаголов. спросить проглотить прополоть разбросать пристроить усвоить спрашивать проглатывать пропалывать разбрасывать пристраивать усваивать Выделите суффиксы. Как вы думаете, можно ли использовать в качестве проверочного слова к словам с проверяемыми буквами безударных гласных в корне глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-)? Проверьте себя спраш ива ть проглат ыва ть пропал ыва ть разбрас ыва ть пристра ива ть усва ива ть

Слайд 10

ЗАПОМНИТЕ! Надо говорить! положил клал положи положите клади, положи кладете кладите В чем особенность глаголов с корнем –лож–? В чем особенность глаголов с корнем –клад–? Эти глаголы не употребляются без приставки . Эти глаголы не употребляются с приставкой .

Слайд 11

Рефлексия Спишите, вставьте подходящую форму глаголов класть, положить . Митя … чертеж в портфель. Пятиклассники, … все всегда на место – не будете ничего искать. … горчицу в отдельную посуду. Проверьте себя Митя положил чертеж в портфель. Пятиклассники, кладите все всегда на место – не будете ничего искать. Положи горчицу в отдельную посуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Видовые пары глаголов, различающиеся суффиксами И, А, Я

Урок проводится в 6 классе.  На уроке дается понятие о видовых парах, показывается различие в суффиксах....

«Вид глагола. Видовые пары».

Цели урока:·         Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.·         Учиться владе...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов...

Видовые пары глаголов. Суффтксы -ова-/-ева-//-ыва-/-ива-

   Отрабатываем умение подбирать видовые пары глаголов, а также применять правило правописания суффиксов -ова-(-ева-)/-ива-(-ыва-)....