Видовые пары глаголов. Суффтксы -ова-/-ева-//-ыва-/-ива-
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Филимонова Ольга Вячеславовна

     Отрабатываем умение подбирать видовые пары глаголов, а также применять правило правописания суффиксов -ова-(-ева-)/-ива-(-ыва-).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidovye_pary_glagolov.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

От данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов –ива-, -ыва-, -ва-.

Подчеркните те буквы, которые чередуются в словах.

Опоздать

Опаздывать

Наладить

Оглядеться

Рассмотреть

Переиздать

Вылить

Одолеть

Отстоять

Запеть

Развалить

Узнавать

Сосредоточиться

Выбросить

Обмакнуть

Вымочить

Подскочить

Задобрить

От данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов –ива-, -ыва-, -ва-.

Подчеркните те буквы, которые чередуются в словах.

Опоздать

Опаздывать

Наладить

Оглядеться

Рассмотреть

Переиздать

Вылить

Одолеть

Отстоять

Запеть

Развалить

Узнавать

Сосредоточиться

Выбросить

Обмакнуть

Вымочить

Подскочить

Задобрить

      Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

      Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам. Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

      Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.

      Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

      -- Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Ещё раз сформулируйте правило.

Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

      Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам. Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

      Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.

      Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

      -- Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Ещё раз сформулируйте правило.

Вставьте пропущенную гласную в глаголы, выделите суффиксы.

Закле…вать

Расхвал..вать

Откал…вать

Прид…вать

Вырисов...вать

Разузн...вать

Выкач…вать

Бесед...вать

Засуш...вать

Зас...вать

Созр...вать

Отта...вать

Совет...вать

Развед…вать

Вставьте пропущенную гласную в глаголы, выделите суффиксы.

Закле…вать

Расхвал..вать

Откал…вать

Прид…вать

Вырисов...вать

Разузн...вать

Выкач…вать

Бесед...вать

Засуш...вать

Зас...вать

Созр...вать

Отта...вать

Совет...вать

Развед…вать

Вставьте пропущенную гласную в глаголы, выделите суффиксы.

Закле…вать

Расхвал..вать

Откал…вать

Прид…вать

Вырисов...вать

Разузн...вать

Выкач…вать

Бесед...вать

Засуш...вать

Зас...вать

Созр...вать

Отта...вать

Совет...вать

Развед…вать

Вставьте пропущенную гласную в глаголы, выделите суффиксы.

Закле…вать

Расхвал..вать

Откал…вать

Прид…вать

Вырисов...вать

Разузн...вать

Выкач…вать

Бесед...вать

Засуш...вать

Зас...вать

Созр...вать

Отта...вать

Совет...вать

Развед…вать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...

Видовые пары глаголов, различающиеся суффиксами И, А, Я

Урок проводится в 6 классе.  На уроке дается понятие о видовых парах, показывается различие в суффиксах....

«Вид глагола. Видовые пары».

Цели урока:·         Знать, что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.·         Учиться владе...

Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?

Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми....

Видовые пары глаголов

Видовые пары глаголов...

Видовые пары глагола

Урок открытия новых знаний...