Мастер-класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку

Федчун Светлана Владимировна
Цель работы:  обмен опытом педагогической деятельности по организации 
системы работы с произведениями малой эпической формы на уроках русского языка как 
одной из форм эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
 
Задачи:
- продемонстрировать приемы работы с текстами малой эпической формы;
- прокомментировать эффективность данных приемов для развития творческих 
способностей учащихся;
- основываясь на тексты,  показать сравнительный анализ заглавия миниатюр В.П. 
Астафьева и В.Н. Крупина;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах);
- показать умения извлекать из текстов различную информацию (подробно познакомиться 
с тематикой прозаических произведений малой эпической формы В.П. Астафьева и В.Н. 
Крупина);
- провести литературоведческий анализ миниатюр В.Н. Крупина «Сбрось мешок» и     
В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем»;
- выявить особенности «стихотворений в прозе»;
- определить систему изобразительно-выразительных средств в миниатюрах   В.П. 
Астафьева и В.Н. Крупина;
- продемонстрировать работу с разными источниками;
- составить список миниатюр, необходимых для публикации в СМИ;
-познакомить с творческими работами учащихся.
Актуальность темы данной работы проявляется в двух планах. Во-первых, в плане 
сопоставительного анализа миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, что способствует 
более эффективному погружению в содержание и структуру произведений малой 
эпической формы. Во-вторых, в необходимости помнить уроки В.П. Астафьева и В.Н. 
Крупина: именно в отношении к людям, к природе проявляется человек: его доброта, 
совестливость, любовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова

МАСТЕР - КЛАСС

Формирование читательской грамотности на уроках русского

языка

Произведения малой эпической формы на уроках русского языка

                                     

Работу выполнила:

Федчун Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ лицей имени дважды

Героя Социалистического Труда  В.Ф.Резникова,

Краснодарский край, Каневской район,станица Каневская

Fedchun_1967@mail.ru

8( 918) 1735212

 Станица Каневская, 2022 год

                                       

С.В.Федчун, учитель русского языка и литературы

(МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического  Труда В.Ф. Резникова, Каневской район)

Мастер-класс

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

( Произведения малой эпической формы на уроках русского языка.)

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с произведениями малой эпической формы на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

-продемонстрировать приемы работы с текстами малой эпической формы;

-прокомментировать эффективность данных приемов для развития творческих способностей учащихся.

Оборудование:

-мультимедийное

    По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.  Я предлагаю поразмышлять  над одной из важнейших форм во всей системе работы словесника- сочинением. Любое сочинение пишется  в определенном жанре. Долгое время школьное сочинение представляло аналогию литературно-критической статьи .Сегодня же учащиеся должны овладеть умениями и навыками писать сочинения различных жанров.

Так, работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.

1.Мотивация учения

Давайте вспомним случай, который рассказал В.Солоухин в одной из своих публикаций. Европейских туристов  в Японии привезли на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияна, и оставили там на несколько часов. А когда туристы  возроптали: «Мы  приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте»,- японцы, вежливо возразив, показали программу, в которой было написано: с 9 утра до 11.30-любование.

В слове «любование» весь секрет постижения красоты. Каждый урок русского  языка, литературы должен быть уроком –любованием ,уроком постижения красоты языка, богатства и неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке ученики должны всматриваться и вслушиваться в язык, и тогда через постижение красоты  языка придет понимание его законов ,его правил, его системы, сформируются навыки грамотной устной и письменной речи.

Должно быть удивление перед возможностями языка и свои открытия, пусть маленькие, пусть уже сделанные кем-то из больших ученых.

2.Постановка педагогической проблемы.

Как  же научить учащихся всматриваться и вслушиваться в язык?

Основа урока русского языка -  работа с текстами больших художников слова. Язык наших писателей должен, прежде всего, поражать  и вызывать желание подражать. И на уроке обязательно наступит момент, когда дети, взволнованные поэтическими образами  мастеров художественного слова, напишут свои сочинения.

Играют важную роль в обучении учащихся на уроках русского языка и литературы и сочинения-миниатюры, и сочинения-этюды, и сочинения-письма ,и сочинения-дневники, и эссе.

      Таким образом,  существует много видов письменных работ. И ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.

  Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли.

 Данные сведения имеют не только образовательную цель, но и предполагают практическое применение. Нам часто приходится излагать свои мысли письменно: писать дружеское послание, вести личный дневник или деловые записи, отражать события во время путешествия, составлять рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм. Этому необходимо учить учащихся.

   Учитывая современные подходы к творческим работам обучающихся, предлагаю  методические находки для написания сочинения -миниатюры.

На конкретных примерах показаны особенности этого  жанра.

Работа над сочинением-миниатюрой

Жанр лирической миниатюры, этюда, короткого рассказа позволяет как бы быстрым мазком кисти удивительно точно передать мимолетное переживание, душевное состояние, чувство.

  1.Вхождение в тему:

- Какие ассоциации возникают у Вас со словом «миниатюра»?

2.Прием «Мини-исследование»:

- Обратимся к «Краткой литературной энциклопедии» и выясним значение слова «миниатюра».                                                                        Миниатюра – это маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.

3.Предтекстовая работа:

- Обратимся к творчеству В.П.Астафьева и В.Н.Крупина.

- Почему миниатюры В.П. Астафьева «Затеси» вызывают постоянный интерес исследователей?

- Как сам писатель объясняет  причину появления нового для него жанра?

  - В.П. Астафьев  пишет: «…Жажда исповеди, в особенности у пожилых писателей, острее чувствующих одиночество, в наш суетный мир томит их, заставляет искать новые пути к собеседнику».

4. Прием «Мини-исследование»:

 - Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля  определите лексическое значение  слова «затеси».

-Слово «затесь» произошло  от глагола «затесать» - «зарубать или делать на деревьях затеси, зарубы, метки».

          Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси – это его воспоминания, размышления, которые он хочет донести до читателя. Не случайно книге предпослан эпиграф: «Все превращается в землю, а воспоминания в золото».

          Зарисовки, миниатюры, небольшие рассказы, объединенные под таким вроде бы и непритязательным, но очень значимым для автора заглавием писались на протяжении многих лет .

  -А что вдохновляет В.Н.Крупина на создание лирических миниатюр?

  -Любовь к вятской земле, родному селу. Миниатюры            В.Н. Крупина помогают по-новому осмыслить красоту окружающей природы.

             Это удивительный дар – написать много в малом. И таким даром обладает В.Н. Крупин. В рассказ, занимающий всего страницу, он может вложить такой огромный смысл, что завидуешь его мастерству. В его миниатюрах нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. Миниатюры В.Н. Крупина, получившие из фамилии писателя лаконичное и такое доброе, поэтичное название – «Крупинки», вошли в сборник «Рассказы последнего времени (нашего времени)», «Зерна», «Родная сторона».

5. Погружение в текст:

-  О чем же миниатюры В.П. Астафьева и В.Н. Крупина?

 Тематика произведений различна.

          Обратимся к тем миниатюрам, где главный «герой» - природа. Это по-своему стихи в прозе. Они по-пришвински поэтичны, светлы.

          Составьте список миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, в которых писатели обращаются к теме природы. (Приложение I)

-  Назовите  важные темы, которую затрагивают писатели в своих миниатюрах.                        

 –Конечно, тема экологии природы и экологии души.

- Предлагаем обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Хвостик».                         Веселые гуляки – туристы расползлись по клочку земли, «берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят». Возле кострища они оставили банку из-под консервов, из которой торчит хвостик засохшего суслика и скрюченные задние лапки зверька. Мальчик, нашедший эту банку, хохочет, заливается.                 «Над чем же он смеется?» - думает писатель. И далее продолжает: «Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок…жалкий, редкостный хвостик». И мы понимаем, что хвостик не смешон, а жалок. И самое страшное в этой истории для писателя не то, что гуляки губят природу, захламляют ее, и не то, что суслика, подавшегося с голоду собирать крохи за людьми, засунули живым в банку, а то, что хохочет, заливается, смеется мальчик, обнаруживший хвостик.

          Действительно, «оглохла земля, коростой покрылась», оглохли люди к беде и боли.

 - В.Н. Крупин в миниатюре «А ты улыбайся!» заставляет читателя задуматься о детской жестокости, ее причинах и о нашей же ответственности за нее. Ведь это противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого быть не должно!

          Пробудить в человеке человеческое – важнейшая цель произведений В.П. Астафьева и В.Н. Крупина. Поэтому писатели часто обращаются к проблемам нравственности.

          Первая затесь В.П. Астафьева – «Берегите матерей». Этой теме посвящена миниатюра из «Затесей» «Записка». В наши дни из старой русской деревни родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале. В карман ее плюшевой жакетки вместо денег сынок вложил записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна» - как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы . Отказаться от матери – преступление.                 Преступление «сынка» из миниатюры «Записка» обжигает болью и горем.

  -   Изучив тематическое содержание миниатюр В.П. Астафьева и В.Н.Крупина, к какому выводу вы пришли?                                                                                                                                      - Произведения малой эпической формы содержат в себе любовь к человеку и миру, к родной земле. Писатели обращаются к проблемам нравственности и морали, а также желают достучаться до сердец читателей, современников и оставить своеобразное завещание потомкам.

-Как  писатели подходят к выбору заглавия и помогают читателю хотя бы некоторой частичкой проникнуться в сюжет произведения?

- Обратите внимание на заглавия миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина,  

проанализируйте некоторые из них, составьте таблицу .(Приложение2)

6.Осмысление

Работа в группах:

-Найдите изобразительно-выразительные средства в миниатюре В.Н.Крупина «Сбрось мешок» - 1 группа  

- Найдите   изобразительно-выразительные средства в миниатюре  В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем»-2 группа  

-Выступление 1 группы:

         -  Лирическая миниатюра В.Н. Крупина «Сбрось мешок» помогает по-новому осмыслить красоту окружающей нас природы, которую мы порой не замечаем.

           Перед нами красота – нерукотворная. Казалось бы, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила.

          «Мешок» в миниатюре – это символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь.

           Неравнодушный взгляд читателя способен увидеть в миниатюре писателя подлинный мир природы.

          «И ровно в глаза воссияло: думала – пожар. Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать стало легче».

-  Какими же средствами языка писатель выражает свой авторский замысел?

          Автор употребляет удивительную метафору. «Коня в радугу запрягли». Как родилась эта метафора? Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напомнило рыжую голову коня.

          А вот ключевое слово, раскрывающее идейный замысел писателя, – «воссияло». Воссияло – устаревшее, библейское слово вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию.

          Для усиления эмоционального воздействия на читателя В.Н. Крупин использует инверсию: «промокла я, продрогла».

  Автор умело сочетает в сюжете рассказа разговорную лексику (тятя, обомлела, хлоп на колени, не увидь).

  В его лирической зарисовке использованы неполные предложения, повторы слов: смотрела-смотрела, красным-красно. Все эти изобразительно-выразительные средства определяют силу и глубину впечатления от знакомства с миниатюрой В.Н. Крупина.

-Выступление 2 группы

         В.П. Астафьев тоже внимательно всматривается, вслушивается в жизнь родной земли, природы.

          В миниатюре «Свеча над Енисеем» автор, описывая березу, использует высокий стиль: «В конце лета на скале, обветренной дождями, свечкой горит березка…Свечка, родная,…не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком, свеча вечности».

          В тексте подняты проблемы вечности и бесконечности жизни на земле. Березка над Енисеем – символ гармонии между временами года, летом и осенью.

          Заглавие текста «Свеча над Енисеем» - это перифраз. Свеча на ветру заменяет слово «береза». Эти синонимы рисуют образ березки над Енисеем: березка, дерево, свеча восковая, деревце, вещунья, бобылка, свечечка, свеча вечности.

            Картины природы в произведении В.П. Астафьева рождают философские раздумья. Свеча – символ бесконечности мира, бытия человека.

          В лирической миниатюре В.П. Астафьева природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вольном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет, грустит и радуется.

Поражают своим разнообразием изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты («благодатная осень», «плечистая скала»), сравнительные обороты («последним пламенем, словно ярким вскриком, в конце лета заявит она о себе»), риторические обращения («Свечечка, родная, не зажигайся»).

  В тексте органически сочетается высокая и простонародная лексика: «вековать», «бобылка», «вещунья», «приморилась» и «свеча вечности», «храм природы».

          Лирический герой завершает текст словами, обращенными к дереву: «Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности».

          Если свеча горит – значить жизнь продолжается.

Таким образом, изобразительно-выразительные средства языка придают миниатюрам писателей мелодичность, лаконизм, живописность. Создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. Уважение, преклонение перед русским языком выражено в каждом слове миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина.

     7.        Творческая работа

Дать характеристику миниатюрам  В.П. Астафьева и В.Н. Крупина  поможет синквейн. Вспомните, что такое синквейн и как его правильно составить?

1.Называем тему одним словом (обычно существительным)

2.Описание текста в двух словах(двумя прилагательными)

3.Описание действия в рамках этого текста тремя словами(глаголами)

4.Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка-это синоним из одного слова.                                                   

 Каждая группа составит свой синквейн. Миниатюры Астафьева ,Крупина. Какие?

        Пример: Миниатюры

                     Поэтичные, светлые

                       Вдохновляют, учат, поддерживают

                       Это гимн всему живому

                        Зарисовки

Учащиеся читают созданный группой синквейн.

8. Осмысление

-Что общего в миниатюрах В.П. Астафьева и В.Н. Крупина?

-В чем различия миниатюр В.П. Астафьева и В.Н. Крупина?

- В чем особенности миниатюр В.П. Астафьева?

-В чем особенности миниатюр В.Н. Крупина?

     9.   Погружение в текст

           Мини-проект    « Особенности «стихотворений в прозе»

 Индивидуальная и групповая работа над проектом.

  Хотелось бы обратить  внимание  на «маленькие миниатюры» В.П. Астафьева и  В. Н. Крупина. И это не случайно. Ведь какой огромный смысл они заложили в эти «коротенькие» шедевры? Нередко три предложения могут сказать читателю намного больше, чем целый рассказ.

 Давайте  обратимся к «маленьким затесям» В.П. Астафьева. Самая маленькая его  миниатюра- «Строка». Она состоит из трех предложений: «Опять пришла зима. Холодно. Эта строка приснилась мне теплой летней ночью».

  Мимолетные разговоры, факты из жизни, промелькнувшие мысли – все это содержится в миниатюрах В.П. Астафьева, которые так просты для восприятия и так глубоки по своему содержанию.

  К «маленьким затесям» относится и миниатюра «Мелодия». Именно здесь                  В.П. Астафьев использует эпитеты и сравнения, связанные с огненной стихией («красный шиповник», «пестрый лист», «искры обклеванной калины»), показывая читателю красоту приближающейся осени. Писатель говорит и о земле, черной и уже обнаженной. А после следует риторический вопрос: «Зачем так скоро?», после которого В.П. Астафьев оставляет читателя наедине со своими мыслями.

  Миниатюры «Мне еще многое нравится», «Из далекого сна», «На кого беда падает» тоже являются «маленькими затесями», которые обладают огромной смысловой насыщенностью и многогранностью.

  Привлекают и «маленькие миниатюры» В.Н. Крупина.

  Одна из них «Гречиха». Миниатюра состоит из шести строк. Здесь писатель рассказывает читателю о его «лучшем воспоминании»: «и вдруг машина вырывается на огромное, золотое с белым, поле гречихи».Необычайная красота природы проносится перед глазами читателя. Он как будто вместе с автором очутился на «огромном поле белой ткани».

  А какие изобразительно-выразительные средства использует В.Н. Крупин! Употребив олицетворение, он превращает машину в живое существо («машина воет»), писатель также использует и сравнения («истертые покрышки, как босые ноги», «запах гречихи, как теплый запах меда»). Свою миниатюру В.Н. Крупин заканчивает таинственным и красочным описанием: «огромное поле белой ткани, и поперек продернута коричневая нитка дороги, пропадающая в следующем темном лесу».

 Рассмотрев «маленькие миниатюры» В.П. Астафьева и В.Н. Крупина, мы с точностью можем сказать, что писатели - настоящие мастера. Ведь поместить многое в малом может не каждый. А тот, кому дан этот дар, является необычайно талантливым человеком.

  Миниатюры не могут не понравиться ребятам ,и мы решили составить

 список произведений малой эпической форы, которые будут предложены

для опубликования в таких газетах, как «Комсомольская правда», «Каневские зори», «Аргументы и факты». (Приложение III)

6.Творческая работа

-Напишите сочинение-миниатюру

 

Миниатюры учащихся. (Приложение 4)

 Таким образом, сочинение-миниатюра- такой тип упражнений ,который таит в себе неограниченные возможности  для развития речи, научившись писать миниатюры ,ученик сможет написать и большие работы.

Приложение

                                 

Приложение 1

                     Миниатюры писателей,посвященные природе

Миниатюры В.П. Астафьева

Миниатюры В.Н. Крупина

  1. «Марьины коренья»
  2. «Зеленые звезды»
  3. «Лунный блик»
  4. «Падение листа»
  5. «Хрустальный звон»
  6. «Костер возле речки»
  7. «Сережки»
  8. «Дождик»
  9. «Мелодия»
  10. «Сильный колос»
  11. «Предчувствие осени»
  1. «Сбрось мешок»
  2. «Васильки»
  3. «Река Лобань»
  4. «Гречиха»
  5. «Петушиные крики»
  6. «Розовый свет»
  7. «Ночью»
  8. «В заливных лугах»
  9. «Боковой ветер»

Приложение 2

                               Особенности заглавий миниатюр

В.П. Астафьев

В.Н. Крупин

Название миниатюры

Особенности заглавия

Название миниатюры

Особенности заглавия

1.«Родные березы»

Эпитет

1.«Балалайка»

Одиночное существительное

2. «Сильный колос»

Эпитет

2. «Паперть»

Одиночное существительное

3. «Лунный блик»

Эпитет

3. «Тяжелый случай»

Метафора

4. «Хрустальный звон»

Эпитет

4. «Солнце играет»

Простое предложение

5. «Одинокий парус»

Эпитет

5. «Лист кувшинки»

Словосочетание

6. «Падение листа»

Словосочетание

6. «Мелочь»

Одиночное существительное

7. «Хвостик»

Одиночное существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом

7. «Подкова»

Одиночное существительное

8. «Предчувствие осени»

Словосочетание

8. «Лодка надежды»

Словосочетание

9. «Сережки»

Одиночное существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом

9. «Амулет»

Одиночное существительное

10. «Дождик»

Одиночное существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом

10. «Как погибает память»

Простое предложение

11. «Паутина»

Одиночное существительное

11. «Передаю»

Простое предложение

12. «Хлебозары»

Одиночное существительное

12. «Сбрось мешок»

Глагол в форме повелительного наклонения

13. «Печаль веков»

Словосочетание

13. «А ты улыбайся!»

Глагол в форме повелительного наклонения

14. «Летняя гроза»

Словосочетание

14. «Граждане, Толстого читайте»

Глагол в форме повелительного наклонения

15. «Мелодия»

Одиночное существительное

15. «Гречиха»

Одиночное существительное

16. «Злая собачонка»

Словосочетание

16. «Чудеса»

Одиночное существительное

       

Приложение 3

                 Список миниатюр для опубликования в газетах.

В.П. Астафьев:                                                                 В.Н. Крупин:

1) «Сильный колос»                                                          1) «Сбрось мешок»

2) «Лунный блик»                                                              2) «Река Лобань»

3) «Хрустальный звон»                                                     3) «Петушиные крики»

4) «Предчувствие осени»                                                  4) «Гречиха»

5) «Герань на снегу»                                                          5) «На родине»

6) «Хвостик»                                                                       6) «Передаю»

7) «Вздох»                                                                            7) «Лодка надежды»

8) «Мелодия»                                                                       8) «А ты улыбайся!»

9) «Свеча над Енисеем»                                                      9) «Конец связи»  

10) «Многообразие войны»                                               10) «Розовый свет»

Приложение 4

                        Миниатюры, созданные учащимися

                                                     Первый снег

  А вот и долгожданный первый снег этой зимой! В считанные минуты все становится девственно белым и прекрасным. Город окутывает таинственная белоснежная дымка. А с неба, будто волшебная пыль с другого мира, падают миллиарды снежинок, погружая людей в объятия безмятежности, словно в зимнюю спячку.

Быть может, мы сами хотим погрузиться в сон, чтобы с приходом весны воспрянуть и отдать Вселенной должное?

Юлия Долгожданный дождь

   Маленькие прозрачные капельки бегут по стеклу. Словно выстраивают дорожку из струек на стеклянной равнине. Через открытое окно слышно, как дождь барабанит по крышам и листьям деревьев. Словно пробудившись от крепкого сна, все заиграло новыми красками. Летними красками проливного дождя. Этого дождя заждались не только люди и природа, но и весь мир. Он, как кувшин воды в жаркой пустыне, был нужен всем, не только чтобы напиться, но и умыть свое лицо.

                                                                                                              Юлия

 Кот

   Маленький комочек шерсти выглянул из корзины. Наверное, в этот самый момент мы оба поняли важность моей «миссии» - уговорить маму взять котенка.

   Казалось бы,  домашнее животное – кот, но сколько теплоты заключается в этом миниатюрном существе. Он, подобно пушкинскому герою-сказочнику, мурлычет мне загадочные истории на ночь и, словно кот Чешир Льюиса Кэрролла оберегает меня от жизненных невзгод. Даже сейчас, в эту самую секунду, его ушки подергиваются рядом, будто он слышит, что я о нем вам пишу.

                                                                                                            Марина

                                         

Список литературы

1. Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”/Главный редактор – Н.Л. Крупина. - №7_2010,.,№ 9 2004

2. Краткая литературная энциклопедия/М.: Современник, 1967.

3. Виктор Астафьев. Книга прозы/Москва: Современник, 1988.

4. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля/М.: Олма-Пресс ОАО ПФ «Красный пролетарий».

5. В.П. Астафьев «Затеси», 10 тетрадь «Кетский сон». - Красноярск, Красноярское книжное издательство, вся Сибирь, 2003.

6. Владимир Крупин. Том второй. - Москва «Молодая гвардия», 1991.

7. Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”/Главный редактор – Н.Л. Крупина №11_2011.

8. В.П. Астафьев «Затеси», 8 тетрадь «Благоговение». - Красноярск, Красноярское книжное издательство, вся Сибирь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5-7 классах.

Авторы статьи размышляют, каковы возможности деятельностного  подхода к организации читательской грамотности на   уроках русского языка...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....