Открытый урок по русскому языку в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Багаева Татьяна Доржиевна

Презентация и доклад к открытому уроку по русскому языку в 7 классе на тему: "Слитное  написание  союзов  ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Их отличие  от  омонимичных  частей  речи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_na_sayt.docx41.7 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_soyuzy.ppt792 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Урок  русского  языка  в  7  классе.

Тема  урока: «  Слитное  написание  союзов  ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Их отличие  от  омонимичных  частей  речи»    (Урок  развивающего  контроля)

                                                                                           Эпиграф к уроку:

                                                                                           Корень учения горек, зато плод его сладок.

                                                                                                                   (Народное мудрое изречение)

                                                 

                                                       Ход  урока.

I.Первый  этап  урока  «  мотивация» (3 мин.)

Цель:  определить основную цель  урока  и  создать  условия  для  возникновения  внутренней  потребности  включения  в  контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

Актуализировать  требования  к  ученику  со  стороны  контрольно-коррекционной  деятельности  (« надо»); 

Установить  тематические  рамки  (« могу»)

Приветствие учителя.

Здравствуйте, ребята. Скажите, что изучали  на предыдущих  уроках?

( Мы  изучали  союзы, их  строение, виды  союзов)

А  что  было самым сложным в изучении этой темы?

( слитное  написание союзов)

Ребята, а мне интересно  (и вам, наверное) узнать,  как вы усвоили эту тему. И как вы  сами  оцените  эти знания. Так, какая же  тема  урока?

( слитное  написание  союзов)

Хорошо, а если  нам  интересно  узнать результаты тех  знаний, которые мы получили, чем же мы будем  заниматься  на  уроке?

Мы  будем  обобщать те знания, которые получили, изучая  данную  тему, и  проконтролируем  уровень их  усвоения.  А также  попробуем  дать  оценку  своим  знаниям.

Установка  тематических  рамок  (« могу») реализуется в форме  следующего  диалога.

Ну что ж, я  желаю  вам  успешной  работы на  уроке  контроля и думаю, что  у  вас  все  получится. Верьте  в  свои  силы.

II Следующий этап – актуализации и  подготовки  мышления  учащихся.

Работа   по   закреплению   изученного  материала

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю

 результата и выявлению причин затруднений в деятельности; актуализация мыслительных операций и познавательных процессов (внимание, память)

1.Фронтальная беседа с классом по вопросам.  (6 мин.)

1)Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

2)Что такое орфография?

3)Какую часть речи мы сейчас изучаем?

4)Что такое союз?

5) На какие группы делятся союзы?

6)Назовите   разряды   сочинительных    союзов?

7)Назовите   разряды   подчинительных   союзов?

8)Написание   каких   союзов  вызывает  у  вас   затруднение? Почему?

9)Почему?

10)Как различать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от других (омонимичных) частей речи?

 Сравним с записью на доске

                                                   ( на доске  высвечивается таблица)

                              слитно

                                 раздельно

 же, бы нельзя опустить

частицы же, бы

 тоже = также = и

можно опустить

 чтобы = для того чтобы

 зато = но

Учитель:

Все те знания, которые вы повторили сейчас для верного написания союзов, несомненно, понадобятся вам в работе на уроке.

  1. Обратимся  к  эпиграфу. (2 мин.)

Корень учения горек, зато плод его сладок.

                      (Народное мудрое и изречение)

Как   вы   понимаете,  это  народное   мудрое  изречение?

Какой   частью    речи  является   слово  зато?

Какое   значение  имеет   союз   зато?

  1. На основе анализа стихотворения В. Берестова организовать повторение лингвистического материала. (5 мин.)

Цель: воспитание учащихся правильного понимания некоторых нравственных качеств.

                                    (на  доске   записано  стихотворение    В. Берестова)

Любили   тебя   без   особых  причин

За  (то), что  ты  внук.

За  (то), что  ты – сын.

За  (то), что  ты  малыш.

За  (то), что  ты  растёшь.

За  (то),  что  ты  на  маму  и  папу  похож.

И  эта   любовь  до  конца  твоих   дней

Останется   тайной   опорой   твоей.    

Ребята?  Как  вы   поняли   содержание   стихотворения, особенно   последних   двух   строчек?

Кто-то   из  учеников   прочитает  наизусть   слова   М. Горького  из  «Детства»  о  любви  

бабушки  Алёши  к  нему  и  к   миру.

Делается   вывод   о  том,   что   любовь  близких   насыщает   человека  «крепкой   силой  для   трудной  жизни»  и  поэтому  любовь  надо   беречь.

Ребята  объясняют  пропущенные   орфограммы;

Почему  то  пишем  раздельно?

   ІІІ. Работа  с   текстами  М. Пришвина  «Дуб и липа» и К. Паустовского (8 мин.)

Текст читает учитель.

Каждый ученик имеет данный текст перед собой

Цель: нахождение в текстах союзов и омонимичных частей речи,; объяснение их написания; воспитание в детях честности, порядочности, совестливости.

Выразительное   чтение  текста учеником.

                                    М. Пришвин «Дуб и липа».

Дуб растёт  так (же), как и липа, в подмосковных лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит, что (бы) и дуб зеленел вместе с нею. Опадает  липа осеню то (же) первая. Дуб ещё долго держится, а потом так (же) теряет листья и прячет под своей листвой липовую.

В чём особенность текста?

Как олицетворяются дуб и липа?

 Работа с текстом К. Паустовского.

Выразительное   чтение  текста учеником.

  У всякой травы и дерева то (же) дружба иногда бывает. Как же твоей берёзке не облететь,           когда все её подружки в лесах облетели. То (же) совесть надо иметь.

                                                                                                                                     (К. Паустовский)

- Как  понимаете  смысл   данного   текста

- Какие   качества  характера   присущи  человеку,  имеющему   совесть?

 - Какое   понятие   более   широкое?

- А   можно  ли  назвать   порядочным  того,   кто   обижает,  обзывается,  требует    внимание          только  к  себе,  мешает  на  уроках?

Тогда    составьте  текст   по  опорным   словам,  которые  распечатаны   для   вас  на  листках.      (ребята   работают   в  течение   трёх   минут). (3 мин.)

                                       Составьте текст по опорным словам.

Что (бы) тебя уважали, нужно, (во) первых,…

(Во) вторых, надо…

Кроме того, нельзя…

Уважают человека так (же) и за…

Заслужить уважение трудно, (за) то…

(Заслушиваются ответы ребят, делаем вывод.)

ІV.  Контроль знаний.

Цель: организовать   индивидуальную   деятельность   учащихся,  повторение   контролируемых    способов   деятельности, актуализировать  мыслительные   операции  (сравнение,  обобщение)  и   познавательные    процессы  (внимание,  память  и т.д.),  необходимые  для  выполнения  контрольных   работ.  

 

Мне   бы  хотелось   задать  вам  ещё   один   вопрос:   с  какой   целью   вы  сегодня    контролируете   свои  знания?

  Каких  результатов    хотели  бы  добиться?

Ребята,   вы  знаете,   что   существует   много  видов   контроля: контрольный   диктант,  проверочная  работа,  словарный   диктант   и  другие.

Но  существует   ещё  одна   форма   контроля   вам   знакомая   и  очень   актуальная   в  наше время, которая   вам  пригодится   при  сдаче  ЕГЭ.

 Какая  же   эта   форма   контроля?

 Удобная   эта  форма   контроля?

  -(да,  диктант  должен   проверять   учитель,  а  тест   мы  можем  проверить  сами,  и  при  этом          быстро).              

 Ну  что ж,  желаю   вам  успеха,  надеюсь,  что  вы   добьётесь  желаемых   результатов.

 V. Выполнение контрольного  тестового   среза  по  вариантам. (7 мин.)

                                         Тестовая работа №1

Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

                                                 І вариант

І. В каждом столбике укажи союз

1)То же                3)и так

2) Тоже                4)чтобы

ІІ. Укажи предложения с союзами

1)Я люблю делать то (же), что и брат.

2)Он учится в автошколе, я то (же) хочу там учиться.

3)Его товарищи учатся хорошо, он так (же) не отстаёт от них.

4)Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так (же), как и они.

5)Мне он то  (же) советует заняться спортом.

 ІІІ. Распредели в два столбика

1)Слова, которые пишутся слитно

2)Сова, которые пишутся раздельно

1.Брат сказал то (же), что не раз говорил отец.

2.Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что (бы) из сада не несло паром.

3.Дальний горизонт был так (же ) ясен, как днём.

4.Что (бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

5.Характер для человека - это то (же), что запах для цветка.

6.В комнате было тихо, во всём доме то (же) не было звуков.

7.«Необходимы так (же) водные процедуры», - сказал врач.

                       

                                       Тестовая работа №2

Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

                                                   ІІ вариант

І. В каждом столбике укажи союз

1)За то                        3)Чтобы

2)Также                      4)То же

ІІ. Укажи предложения с союзами

1)По окончанию митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался.

2)Так (же), как в море, над лугами дуют ветры.

3) Олегу то (же) не сиделось в бричке.

4)Мне он то (же) советует заниматься спортом.

5)Что (бы) писать грамотно, надо знать теорию.

ІІІ. Распредели в два столбика

1)Слова, которые пишутся слитно

2)Сова, которые пишутся раздельно

1.Слева от дороги то (же) были холмы.

2.Лес так (же) хорош, как и три года назад.

3.Что (бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пешком.

4.Убранство других комнат так (же) не отличалось комфортом.

5.То (же) слово, да не так бы молвить.

6.Что (бы) вы нам пожелали пред отъездом?

7.Кругом всё было так (же) тихо, как накануне.

 

                                           Самопроверка выполненных работ. ( 1 мин.)

Деятельность учащихся на этапе самоконтроля организуется исходя из цели: организовать      сопоставление учащимися своих работ с готовым образцом результатов.

Учитель:

Возьмите образец и сравните с вашими ответами.

Под каждым правильным ответом поставьте плюс.

Предоставление возможности учащимися провести самоконтроль своих работ развивает ответственность за выполняемую работу и снимает негативные эмоции при разрушении системы межличностных отношений (ученик-учитель ).

Обеспечивает информацией учащегося о качестве усвоения знаний.

Не рекомендуется дополнять критериальную базу следующей фразы: «При несовпадении поставьте знак минус, так как необходимо поддерживать позитивное настроение учащегося

VIІ. Самооценка (0.5 мин.)

Цель: предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Учащимся предлагается поставить себе предварительные оценки в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Если  в  классе  есть  ученики,  которые   без  ошибок  справились   с  работой,  им  предлагается   выполнить  дополнительное  задание.

Учитель:

Есть  ли  среди  вас   такие,  кто  без  ошибок  справился   с  работой?

Для  тех,   кто  не   допустил    ни  одной  ошибки,  я  приготовила   дополнительное  задание

Составьте  и  запишите   два  предложения  с   одинаковыми   словами,  чтобы   в  одном  предложении   данное   слово  было   союзом,  а  в  другом – наречием  или  местоимением  с  частицей   бы.

А  как   же  быть  тем,  кто  ошибся?  

Возьмите  эталон   выполнения    работы  в  соответствии   с вашим  вариантом, и   ещё   раз  проверьте    свою   работу.

VIІІ. Выполнение контрольного  теста всеми учащимися.

Цель: организовать   мотивирование   учащихся  («хочу»,  «надо», «могу»)  к  выполнению    контрольного    среза   на  применение  способов   действий,   запланированных   для   контроля.

Осознание    детьми   потребности   к  контролю   и  самоконтролю  результата   с  помощью   диалога.

                          Контрольный тест на усвоение орфограммы:

                     «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Отметьте номера предложений со слитным написанием союзов. (8 мин.)

  1. Не за (то) волка бьют, то он сер, а за (то), сто овцу съел.
  2. Приют наш мал, за (то) спокоен.
  3. Девочка прочитала вслух стихотворение А.С. Пушкина, её брат повторил то (же) стихотворение наизусть.
  4. Сестра учится в университете, я то (же) хочу поступить туда.
  5. Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр.
  6. Я вышел на крыльцо, сто (бы) освежиться.
  7. Что (бы) вы посоветовали прочитать?
  8. Я пришёл, что (бы) поговорить с вами о деле.
  9. Снегу было мало, за (то) снежных буранов то ( же).
  10.  Кукушка хвалит петуха за (то), что хвалит кукушку.
  11.  Что (бы) я ни делал, всё было напрасно.
  12.  Небо стало очищаться от туч, за (то) ветер ещё усиливался.

X.Рефлексия: анализ деятельности. (2 мин.)

Обратная связь.

Заполнение конвертов учащимися.

Цель: вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, высказать свое мнение об уроке, активно участвовать в учебном процессе.

І ряд.   Назовите только «плюсы», всё то, что понравилось на этом уроке.

 Рефлексия: анализ деятельности.

ІІ ряд.  Назовите запомнившиеся фразы урока, факты, информацию, полученную на уроке, не используя при этом оценки и эмоции.

Рефлексия: анализ деятельности.

ІІІ ряд   Выделите (назовите) только чувства, которые возникли в ходе урока.

Рефлексия: анализ деятельности.

Все.    Назовите только «минусы», всё то, что не понравилось на этом уроке.

Итог урока.

Учитель:

Ребята, как   вы  думаете,   для   чего  нужны   знания,   полученные  на   этом  уроке,   и  где  они   будут  применяться?

Было  ли  трудно   вам  оценить  себя,  свои   знания?  Что   нужно  доработать?

Мои  поздравления

.            

Домашнее задание: выписать из художественных произведений 4 предложения с союзами тоже, также, чтобы, зато и 2 предложения с местоимением то и наречием так.

Благодарю, ребята, за урок.

   

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО Урок 1

Слайд 2

кластер «СОЮЗ» Союз – служебная часть речи; Служит для соединения однородных членов предложения и простых частей в составе сложного; Бывают сочинительные и подчинительные; Бывают простые и составные.

Слайд 3

ОМОНИМИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Шли навстречу друг другу. Идем в поход, несмотря на дождь. В течении реки встречаются пороги. Я шел на встречу с другом. Идем по тропинке, не смотря под ноги. В течение дня ожидается сильный снегопад.

Слайд 4

СРАВНИТЕ На встречу прибыли главы делегаций «большой восьмерки», ТАКЖЕ приехали наблюдатели из других стран. В дружбе доверие нужно ТАК ЖЕ , как и надежность. Сделай это точно ТАК ЖЕ . На улице все ТАК ЖЕ ветрено.

Слайд 5

СРАВНИТЕ Все играли во дворе, мне ТОЖЕ хотелось на улицу. Не делай ТО ЖЕ , что и все, если все делают плохо.

Слайд 6

СРАВНИТЕ Журналисты собрались в студии, ЧТОБЫ обсудить проблему. ЧТО БЫ мне почитать интересного?

Слайд 7

СРАВНИТЕ Ты долго трудился, ЗАТО получил хорошие результаты. Моего друга хвалили ЗА ТО , что он отлично выполнил работу.

Слайд 8

КАК ЗАПОМНИТЬ? ТОЖЕ = ТАКЖЕ = И Сережа выполнил задание, я тоже ( также, и ) его сделал. ЧТОБЫ = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ Я пошел в магазин, чтобы (для того чтобы) купить тетрадь. ЗАТО = НО В лощине расстилался дым, зато (но) на холме было светло и ясно.

Слайд 9

Эти конструкции надо запомнить!!! То же самое Одно и то же В то же время Так же, как и А также Во что бы то ни стало

Слайд 10

РАЗЛИЧАЙ!!! Зачем и за чем

Слайд 11

РАЗЛИЧАЙ!!! ЧТОБЫ И ЧТО БЫ

Слайд 12

РАЗЛИЧАЙ!!! ТОЖЕ И ТО ЖЕ

Слайд 13

ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ! КАК БУДТО Раздельно! Раздельно!!! Раздельно!!!!! Раздельно!!!!!!! РАЗДЕЛЬНОООООООООООООО!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...