Открытый урок в 6 классе "Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pre_i_pri.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Маркина Ольга Александровна

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема урока: «Гласные в приставках  пре- и при-«

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных Е,И в приставках

Планируемые результаты:  (предметные, универсальные учебные действия)

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 

Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности.

2.Владение разными видами речевой деятельности.

3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме. 

4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-.
  3. Развить умение формулировать определение понятий.
  4. Обогащать словарный запас учащихся.
  5. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода.
  2.  Развитие внимания.
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Тип урока: «открытие» нового знания

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Образовательные технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательская деятельность, индивидуальная и коллективная деятельность обучающихся.  

Основные понятия:

Межпредметные связи:

Оборудование: учебник.

   - компьютер,

   - проектор,

  - раздаточный материал,

   - словари русского языка (орфографический,  толковый);

Схема конспекта урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-ориентированный

Цель  этапа: проверить готов-ность к уроку, создать положи-тельный эмоцио-нальный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать! Сегодня на уроке мы будем  удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям, будем красиво и грамотно писать, активно работать.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

 Слушают, здороваются ладошками

2. Словарная работа.

Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности.

- Запишите словарные слова столбиком

Диктует словарные слова:

Профессор

Репертуар

Изображение

Состязание

Телефон

Акварель

Великолепие

Коллекция

Интерьер

Проверьте диктант друг у друга, оцените.

- Почему столь необычным способом мы записали словарные слова? Это не случайно. Попробуйте в этой записи расшифровать тему нашего урока.

Записывают словарные слова столбиком.

Взаимопроверка

Определяют и записывают тему урока: «Приставки…»

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к  осознанию нового способа действия.

Организует повторение:

 Но прежде чем  мы запишем тему полностью, вспомним, правописание  каких приставок  мы  уже изучили?

- Расскажите об условиях их выбора.

- В каких случаях пишется приставка ПРИ-?

- При каких условиях вы напишете в словах приставку ПРЕ-?

- Допишем тему урока. Как она будет звучать?  (Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-)

- А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке? (Умение правильно писать слова с приставками, различать их на письме)

- Где нам пригодятся эти знания? (При написании ВПР, ОГЭ)

1. - Давайте вспомним и покажем быстро букву Е-И на сигнальных карточках!

Пришел, прикоснулся, приклеил, пришкольный, преинтересный, приморский, преувеличить, прервать, приоткрыть, презабавный, присесть, присмотреться, презабавный.

2. Готовит к восприятию нового материала:

- Мне только что пришло СМС.

Пр…бываем в Третьяково  на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. Если не возникнут непредвиденные  обстоятельства, в 10.30 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным пр…ветом  пр…ставки  Пре- и При-.

 -  Попробуем прочитать сообщение, правильно вставив буквы. Что для этого необходимо знать?

- Были ли затруднения при выборе гласной?

- В каких словах нельзя определить значение приставки?

- Куда можно обратиться, чтобы правильно написать эти слова? (К орфографическому словарю)

Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв –е-, и- на конце приставок.

Формулируют тему и цель урока.

Приставки  пре- и при.-

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: знакомство с условиями выбора  приставок пре-, при-.

1. Самостоятельная  работа в учебнике на стр. 115, 116: теоретический материал.

- Что нового узнали из учебного материала?

- Перепишите слова на стр. 116 в тетрадь и подчеркните орфограмму.

- Итак, вы запомнили условия выбора гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Но вся сложность заключается в том, что очень часто значение приставок определить сложно или практически невозможно. Такие слова вы должны запоминать и, при необходимости при возникших затруднениях обращаться к орфографическому словарю. Наша с вами задачи выработать умение чётко и быстро определять значения приставок на письме. Итак,  приступим к выполнению тренировочных упражнений.

2. Исследование языкового материала.

     - Ребята, есть в русском языку слова, для написания которых нужен контекст, т.е. часть текста или словосочетания, из которого будет понятно значение другого слова.

 На доске два слова: предать - придать.

- Какое из этих слов написано верно? (Нельзя ответить однозначно)

 - Эти однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками.                                                                                                                                                      - Подумайте, к какому глаголу можно добавить сущ. форму, а к какому – друга?

В русском языке еще есть такие слова.

 Составляем словосочетания:

Прибываем (приезжаем) на вокзал – пребываем (находимся) в космосе

Претворить (воплотить, исполнить) мечту в жизнь – притворить (слегка закрыть) дверь

Преступить (перейти, нарушить) закон – приступить (начать) к делу

Преклонить (опустившись вниз в почтении) колени – приклонить ветку

Презирать (относиться с презрением, без уважения) врага – призреть (приютить, давать пищу, кров) сироту

Приходящий (вовремя приходит) поезд – преходящий (временный) успех

Работают самостоятельно в группах  по маршрутным листам

Разрабатывают ОК правила,

заполняют таблицу.

Работают с информацией, представленной в форме текста.

Передают знания друг другу.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.

Оцените работу друг друга (на полях карандашом).

Составление рассказа на лингвистическую тему.

5. Физкультминутка.                     Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

Учитель называет слова с приставками пре- или при-.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться,

руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь:

 присесть,

 привстать,

 принагнуться,

 снова приосаниться

 да призадуматься:

 «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

После физкультминутки  настраивает на следующий этап урока.

- Перед  следующим этапом урока пожелаем себе успехов и скажем: «Я буду внимателен! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

Физкультминутка «Приставочки».

Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова.

6.Применения  знаний  и умений в новой ситуации.

 Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения.

Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль над выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

1. - Теперь мы можем прочесть присланное нам СМС. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

2.  Самостоятельная работа  «Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1) пр..бить, 2) пр..скромный, 3) пр..крепить, 4) пр..усадебный, 5) пр..лечь, 6) пр..ключение , 7) пр..спокойно, 8) пр..пятствие, 9) пр..градить, 10) пр..тормозить

Строят монологическое высказывание по теме.

С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы.

Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.

Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-.

Работают индивидуально

7. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Мы вспомнили правило, познакомились со словами, в которых сложно или невозможно определить значение приставки, а также со словами, где приставка срослась с корнем, выполнили ряд упражнений.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

7. Домашнее задание

Слово учителя.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Выучите словарные слова из параграфа 40, подгот. к словарному диктанту, выполните упражнение 214.

Записывают домашнее задание:

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.«Лингвистическое лото»  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть,
9) пр..градить, 10)пр..тормозить

2 . «Редакторы» 

Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок  

 Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

4.  «Заблудившиеся слова»

 Задание: исправьте ошибки  

 

Приставка при-

Приставка пре-

  Другие орфограммы

Пр..забавный Пр..школьный Пр..ломление Пр..нести Пр..стиж Пр..близиться Пр..з

Пр..великий Пр..колоть Пр..вычка Пр..градить Пр..задуматься Пр..милый Пр..успеть  

Пр..стол Пр..остановить Пр..рода Пр..зидент Пр..интересный Пр..тупился Пр..ключение

5) «Собери текст»

У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них собрать текст.

1.Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин.

2.Музыка в траве пр…тихла.

3.Вы любите осеннюю пр…роду?

 4.Я всегда радуюсь  пр…ближению осени, поэтому меня не пугают

 пр…огромные тучи,  дождь и грязь.

5.Я фотографирую его, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

6.Он словно пр…задумался.

7. Вот и сегодня пр…красно в осеннем лесу!

8.На ветке березы пр…таился дятел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Буквы А,О на конце наречий с приставками из-, до-.с-."

Данный урок разработан с элементами технологии критического мышления. игровой и здоровьесберегающей технологий. Это второй урок по данной теме - урок закрепления материала....

Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"

Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"...

открытый урок по русскому языку в 5 классе .Тема "Приставка"

Открытый урок по русскому языку  в 5 классе .Тема "Приставка" с презентацией ....

Открытый урок в 6 «А» классе (ФГОС). Тема «Гласные И и Е в приставках при- и пре-». Евдокимов О.В.

Урок по теме «Гласные И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-» разработан в соответствии с нормами ФГОС для 6-го класса. Автор урока предлагает изучение материала на основании живой творческой связ...

Открытый урок по русскому языку на тему:"Приставки на З и C"

Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа....

Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"

Открытый урок по русскому языку 6класс  по теме "Гласные в приставках -при- и    -пре-"...

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...