ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛ «Расширение понятия о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Лискина Елена Александровна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛ «Расширение понятия о слитном и раздельном  написании НЕ с глаголами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

 Технологическая карта  открытого урока русского языка в 6 классе.

Учитель: Лискина Елена Александровна

Класс: 6

Тема: «Расширение понятия о слитном и раздельном  написании НЕ с глаголами»

Предмет: русский язык

Тип урока: систематизация и обобщение изученного, расширение знаний о  правописании  глаголов с  приставкой  НЕДО и частицы НЕ с глаголами, начинающимися с приставки ДО.  

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах правописания не с глаголами;

            расширение знаний о правописании  глаголов с  приставкой  НЕДО и частицы НЕ с глаголами, начинающимися с приставки ДО.  

Задачи:  

  1. отработать умение правильно писать частицу не с глаголами;
  2. формировать  навык различения правописания  глаголов с  приставкой  НЕДО и частицы НЕ с глаголами, начинающимися с приставки ДО.  
  3. развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь.                

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать написание не с глаголами, знать  глаголы-исключения.
  2. Уметь правильно писать не с глаголами, глаголы-исключения.
  3. Уметь находить в тексте глаголы с не, глаголы на –тся и –ться, графически обозначать орфограмму.

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему,находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, отстаивать свою точку зрения; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.  

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

                                                                                                           Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской.

Для учащихся: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, экран, рабочие листы.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный  момент.  Психологический настрой.

 -Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и с хорошим настроением  начнём работать. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита... Вы удивлены? Не удивляйтесь.  Французский писатель Анатоль Франс говорил: "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом". Как вы понимаете  эти слова? Будьте активны на уроке, не бойтесь говорить, я принимаю любой ответ.

 -На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.            

-Каждый из вас сегодня должен будет оценить себя по линейке достижений, в которой вы будете отмечать свои успехи по трехбалльной шкале. Условные обозначения вы видите на слайде. Достаточно обвести в кружок нужную цифру. Подпишите их с обратной стороны.

-А работать сегодня мы будем на специальных листах, они есть у каждого из вас.

-А чтобы наше сотрудничество было плодотворным, давайте вспомним «Правила поведения на уроке». Посмотрите на слайд.

разговаривать на уроке

лениться на уроке

мешать соседу

рисовать на партах

-Вы согласны с этими правилами?  

Какие они? (вредные)  

-Как вредные правила превратить в полезные, не меняя того, что есть на слайде? Кто самый догадливый?

Добавить частицу НЕ (выплывают на слайде)

Как пишется  частица  НЕ с глаголом?

Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2.Самооценка   по линейке достижений  

-Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ за БЛИЦ-ОПРОС на этапе «Вредные советы».                                                    

Оценивают свои   знания, умения, определяя задачи для роста их уровня.

Регулятивные: формирование  самооценки уровня своих знаний и умений.

II. Работа по теме урока.

1.Формулированиение темы урока.

- Кто готов сформулировать тему нашего урока.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

Записываем тему урока.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы.

Формулируют и записывают ему. Формулируют цели и задачи урока.

Строят монологическое высказывание.   Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы

 Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия,  анализируя, делают выводы.

 Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Целеполагание

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде и в ваших рабочих листах.

Что нам нужно знать о написании не с глаголами?  Какое умение будем отрабатывать?

1) расширить и углубить знания… о правописании НЕ с глаголами.

2) учиться находить и правильно писать…. НЕ с глаголами.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, составляют алгоритм действий. Работают с опорными словами, повторяют орфограмму

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

3. Исследование языкового материала.

Анализ стихотворения А.Пушкина.

Работа в группах.

-Продолжаем работать с малоизвестным стихотворением Пушкина.

 А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение, в котором содержался совет.

 Я загадала слово из этого стихотворения, связанное с темой нашего урока , а какое, над этим вы подумаете, пока мы читаем стихотворение?                                                    

 Прочитайте выразительно эти строчки  (Дети читают)

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

-Спасибо, какое слово я загадала? А почему это? (Оно связано с темой урока)

Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголом? (зачеркните скобки)

-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(хорошо, спасибо.  Сейчас вы поразмышляете над этим вопросом в группе

1 минуту и в рабочих листах я попрошу вас   записать не менее 3 глаголов. (ответы детей)

-Правильно, в своем обращении поэт советует

 НЕ ЛГАТЬ,

НЕ ГОРДИТЬСЯ,

НЕ ХВАЛИТЬСЯ,                

НЕ ОБИЖАТЬ,

НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д.  

-Ребята, а сами вы придерживаетесь этих советов? Родителей не обманываете, младших не обижаете?  Молодцы! Как вы считаете, ценные советы дал великий русский поэт?

-Нам необходимо придерживаться этих  советов, чтобы быть культурными, воспитанными людьми.

-Посмотрите ещё раз на тему урока и скажите, как вы написали глаголы с НЕ.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы.

Читают стихотворение, анализируют его, называют слово, связанное с темой урока, делают выводы.

Строят монологическое высказывание.  

 Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия,  анализируя, делают выводы.

 

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

4.Самооценка   по линейке достижений  

-Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ

 на этапе исследовательская работа по

«Совету А.С. Пушкина».                                                    

Оценивают свои   знания, умения, определяя задачи для роста их уровня.

Регулятивные: формирование  самооценки уровня своих знаний и умений.

5.Словарная работа

Анализ  слова КАЖИСЬ

-Ребята, а кто из вас самый зоркий?- Назовите уже изученные орфограммы? пунктограммы?

-Ребята, а как вы понимаете слово  КАЖИСЬ (просторечное).                                                                          КАЖИСЬ  можно заменить другим словом  -КАЖЕТСЯ, которое на письме выделяется запятыми.

Читают стихотворение, анализируют его, называют слово , являющееся просторечным, подбирают нейтральный синоним.

 

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия,  анализируя, делают выводы.

 Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

6.Лексическая работа ( в парах)

Следующее задание будем выполнять в парах. Нашли в рабочих листах таблицу, в которой даны глаголы и их значения. Вы должны стрелочками правильно указать значения глаголов. На работу вам 1 минута.    

Недоумевать – растеряться, не понимать, теряться в догадках

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Недомогать – испытывать болезненное состояние

-Справились? Чья пара готова? Проверяем. Молодцы

 Нездоровится – испытывать нездоровье

Неможется – испытывать нездоровье

Недомогать – болеть

Ненавидеть – испытывать отвращение

Негодовать – возмущаться

Недоумевать – не понимать чего-нибудь

Неистовствовать - бушевать

Недоставать – не хватать чего-либо

Невзлюбить – чувствовать неприязнь

Неволить – принуждать, заставлять

Устанавливают связи между словом и его лексическим значением

 

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия,  анализируя, делают выводы.

 Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

7.Самооценка   по линейке достижений  

-Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ

на этапе   на этапе «Лексическая работа».                                                      

                                                     

Оценивают свои   знания, умения, определяя задачи для роста их уровня.

Регулятивные: формирование  самооценки уровня своих знаний и умений.

8Динамическая пауза        

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осознают необходимость заботы о своем здоровье.

9. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и  НЕ ДО…. Проблемная ситуация.

-Присаживайтесь, А сейчас НОВОЕ ОТКРЫТИЕ.

-Запишите два словосочетания:  НЕДОСОЛИТЬ СУП и  НЕ ДОПИТЬ ЧАЙ. 

-Кто готов прокомментировать написание словосочетаний?  Все ли согласны с таким ответом?

-У нас возникла проблемная ситуация.

-КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ? КАК ПРАВИЛЬНО ОБЪЯСНИТЬ?

Оказывается, ребята, в РЯ есть приставка НЕДО (пишем её)  и частица НЕ при глаголе, который начинается  с приставки Д О (записываем).  Как различить где приставка НЕДО и писать её надо будет слитно, а где частица НЕ, которую надо будет писать раздельно? Оказывается, дело в значении.

Подумайте, в каком значении употребляется приставка НЕДО. Что значит недосолить?   = «мало», «ниже нормы»;

А частица НЕ при глаголе = «сделано не до конца».

Недосолить суп. (посолила ниже нормы, мало посолила).

Не допить чай (действие сделано не до конца, но можно допить в следующий раз).

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний  

III. Закрепление материала.

1.Творческий диктант.  

1.Миша не досмотрел фильм. (посмотрел не до конца, можно досмотреть в следующий раз),

2.Маша недосмотрела за братиком. (за ребенком не перестали  смотреть, а смотрели плохо, мало). Как напишем?

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

2.Самооценка   по линейке достижений  

-Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ

на этапе   на этапе   «Новое открытие.Творческий диктант».                                                    

                                                     

Оценивают свои   знания, умения, определяя задачи для роста их уровня.

Регулятивные: формирование  самооценки уровня своих знаний и умений.

3. Работа с деформированным текстом.

А сейчас вы начнете выполнять творческую работу на тему

«Настоящий друг». Вам предлагается заполнить пропуски подходящими по смыслу глаголами с частицей НЕ. (пишут) Кто готов прочитать?

. (пишут глаголы в пропусках текста   Настоящий друг нужен для того, чтобы не быть одиноким.    

  Много настоящих друзей человек обретает в школе и в дальнейшем не расстается с ними всю свою     жизнь.  Настоящие друзья никогда не бросают в беде,  не обижают друг друга.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Личностные: оценивают содержание с нравственно-этической точки зрения.

4.Самооценка   по линейке достижений  

-Оцените себя по ЛИНЕЙКЕ ДОСТИЖЕНИЙ

на этапе   на этапе «Новое открытие.Творческий диктант».      

А теперь   посчитайте свои баллы и запишите результат:

15-13- «5»;  13-10-«4»;  10-8 -«3». Это ваши оценки за урок

 IV. Домашнее задание.

Оценивают свои   знания, умения, определяя задачи для роста их уровня.

Регулятивные: формирование  самооценки уровня своих знаний и умений.

Дома вы  напишите творческую работу на тему «Мой лучший  друг», используя глаголы с частицей НЕ.

Слушают объяснение, записывают задание, задают вопросы.

Личностные: осознают необходимость закрепления знаний.

 V. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы думаете, ребята, достигли мы целей урока?

- А почему вы думаете, что цель урока достигнута?

- Кто доволен своим результатом?  

Продолжи предложение, употребив одну –две из фраз:

•        Сегодня я узнал…

•        Было трудно…

•        Теперь я могу…

•        Я научился…  

•        Для меня было открытием то, что…  

•        Мне показалось важным…

-Спасибо Вам за наш урок. Я говорю наш, потому что вы помогли мне его провести. Вместе мы были сегодня исследователями, раскрывали тайны родного слова, красоту и выразительность речи.

Урок окончен. Удачи Вам! До свидания!

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта немецкого языка 5 класс

Технологическая карта немецкого языка 5 класс. Тема занятия "Где расположен дом?"...

ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....

Технологическая карта урока Гимнастика. Инструкция ОТ. Два кувырка вперёд слитно.

Технологическая карта урока  Гимнастика. Инструкция ОТ. Два кувырка вперёд слитно....

технологическая карта урока ИЗО в 6 классе понятие формы многообразие форм окружающего мира

Формировать знания о многообразности форм окружающего мира; учить анализировать и видеть внутреннюю конструкцию предмета, его форму; развивать ассоциативные качества образного видения окружающей среды...

Технологическая карта занятия по геометрии «Призма, основные понятия»

Технологическая карта занятия по геометрии «Призма, основные понятия»...