Гласные О, А в корнях с чередованием. (Урок закрепления знаний)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Методическая разработка урока закрепления знаний представляет собой сценарий урока русского языка. Урок построен с ипользованием активных образовательных технологий. В уроке соединены и образовательная и воспитательная функция. Есть элемент профориентационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_o_a_v_kornyah_s_cheredovaniem.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Комсомольск-на-амуре

КГКОУ Школа №2

Коваленко Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

Тема. Гласные О, А в корнях с чередованием. (Урок закрепления знаний)

Цель.

Обобщить знания об изученных орфограммах.

 Задачи.

Закрепить навыки правописания корней с чередующимися гласными  О, А;

Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать уважительное отношение к слову.

Ход урока.

  1. 1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята.

 Посмотрите, все в порядке?

На  месте ли книжки, тетрадки?

За парты тихонько садитесь. (Подождать, пока дети сядут за парты)

И очень прилежно  учитесь.

2. Определение целей урока

Учитель. Кто сейчас внимательно меня послушает, тот сможет сказать, какова цель нашего урока.

На уроке не зевайте,

А активно отвечайте.

Без ошибок чтоб писать,

Нужно правила нам повторять.

Учитель. Что будем делать на уроке?

- учиться писать без ошибок;

- повторять орфографические  правила.

3. Речевая разминка + определение темы урока

Учитель. Для того чтобы узнать, с какими правилами будем работать, разгадайте ребус.

4. Проверка домашнего задания (дифференцированная работа)

А). На карточках вписать недостающие слова в правила, которые повторяли дома

Буква А в корнях с чередующимися гласными –кос-, -кас-

 пишется, если_____________________________________

Буква О в корнях с чередующимися гласными –кос-, -кас-

 пишется, если ____________________________________

Буква А в корнях с чередующимися гласными –гар-, -гор-

 пишется, если ____________________________________

Буква О в корнях с чередующимися гласными –гар-, -гор-

 пишется, если ____________________________________

Буква А в корнях с чередующимися гласными –зар-, -зор-

 пишется, если ____________________________________

Буква О в корнях с чередующимися гласными –зар-, -зор-

 пишется, если ____________________________________

Б) Графически изобразить орфограммы на доске

–кос-, -каса-

–гор-, -гар-

–зор-, -зар-

В) Остальные  учащиеся рассказывают правила

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Работа с перфокартами на орфограмму –зар-, -зор-

Учитель.  С какой орфограммой работали? Повторим правило.

После работы перфокарты положить на край стола. Работу буду оценивать я.

2.Физминутка + отработка орфограммы –гар-, -гор-

А) Учитель. Ребята, посмотрите, а что это у меня на доске с корнями? (в корнях –гар-, -гор- на месте гласных пламя?)

Корни-то горят!  Кто может потушить огонь?

- Пожарный.

Учитель. Какой номер нужно набрать, если случился пожар, и что сделать самим?

- набрать 112, а  самим постараться покинуть помещение.

Учитель. Мы сейчас будем пожарными.

Дети повторяют за учителем движения в соответствии со словами.

СЛОВА ДЛЯ ФИЗМИНУТКИ.

Мы – пожарные лихие. Мы ребята удалые! (Дети маршируют)

Мы по лестнице крутой заберемся вверх с тобой. (Дети высоко поднимают колени и маршруют)

Боремся с лихим огнем – рубим стену топором! (Дети складывают руки в замок, поднимают и опускают их)

Огнетушители включаем - пеной пламя заливаем. (Дети ставят руки на пояс и делают повороты туловищем в стороны)

Раз, два! Раз, раз!  – и огонь погас! (Дети подпрыгивают и хлопают  над головой в ладоши)

Учитель. Молодцы, потушили пожар. А кто мне скажет, почему загорелись корни –гор- и –гар-?

- это корни, которые имеют значение «Пламенеть».

Б) Учитель. Давайте вспомним, как писать гласные в этих корнях.

Повторяем написание гласных в корнях –гор-, -гар-

В) Распределительный диктант. (Работа в парах. После работы меняются тетрадями и проверяют сделанное задание, сверяясь с доской).

Учитель. Я читаю вам слова, вы записываете их в две колонки. В первую с буквой О, во вторую с буквой А, отмечая корень и ставя ударение.

Загорел

Загар

Догорала

Огарок

Выгорело

Нагар

погорелый

Угар

3. Отработка написания корней –кос-, -кас-.  Работа в группах.

Учитель. Ребята, скажите, после пожаров, что происходит с воздухом?

- Воздух пахнет гарью. Вокруг все черно и некрасиво.

Учитель. Что может спасти воздух и планету от гари?

- Растения.

Учитель. На уроке русского языка мы тоже можем посадить растения? Как вы думаете, что это будет?

- Дерево однокоренных слов.

Учитель. Сажать деревья будем командами.

Корнями этих деревьев будут корни слова –кос- и –кас- 

Перед вами лежат деревья. На их корнях написан корень слова. Ваша задача, записать как можно больше слов с данным корнем слова.

Время работы 2 минуты.

После работы деревья вывешиваем на доску. Проверяем вместе.

 III.Рефлексия.  «Лестница успеха».

Ребята, перед вами лестница успеха. Я предлагаю вам нарисовать себя на той ступеньке, которая соответствует вашим знаниям по сегодняшней теме. А рядом поставить себе ту оценку, которую, как вам кажется, вы сегодня заработали на уроке.

IV.Заключение.

Учитель. Ребята вы сегодня молодцы, все постарались. Работали хорошо.

Домашнее задание.

 Запишите по одному словосочетанию со словами, имеющими  корни  –гор-, -гар-, -зор-, -зар-, -кас-, -кос-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные е - и в корнях с чередованием.»

Пердствлен конспект урока русского языка в 5 классе по традиционной программе автора Ладыженской. Игровые, групповые формы помогают  лучше усвоить материал по изучению корней с чередованием....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

презентация"чередование о-а в корне.5 класс(урок-закрепление)

презентация содержит задания на знание теории, корни-омонимы, практическое задание, проверочный тест по теме...

презентация "Гласные О-А в корнях с чередованием"

данная презентация поможет обобщить полученные знания по данной теме...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - лож- " (урок открытия новых знаний).

Конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- -лож-" (урок открытия новых знаний)....