рабочая программа"Одаренные дети"
рабочая программа по русскому языку

Глазова Валентина Евгеньевна

Рабочая программа"Одаренные дети" учителя- словесника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odar_deti.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              «Утверждаю»

Директор МОБУ «Алексинская средняя школа»

/_______

Программа развития одаренных детей

учителя русского языка и литературы

МОБУ «Алексинская средняя школа»

Глазовой В.Е.

на 2020-2023 учебный год

Основание для разработки:                                      

Федеральная целевая программа  «Дети  России»,

 школьная программа  «Одаренные дети»        

Цели программы:

  • создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
  • достижение максимального уровня развития способностей детей;
  • выявление  и  выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.

  Задачи программы:

  • реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;
  • организовать  разнообразную творческую и научную деятельность, способствующую самореализации личности школьника, совершенствованию практического мышления;
  • выявлять и развивать природные задатки и творческий  потенциал каждого ребенка, реализовывать его склонности и возможности;
  • организовывать проектную деятельность;
  • интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся;
  • заботиться  о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранять высокую самооценку, формировать умение учиться как базисной способности саморазвития;
  • использовать инновационные  педагогические и информационные технологии на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Реализации программа призвана способствовать:

  • созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  •  увеличение количества школьников, участвующих в мероприятиях для одарённых детей различного уровня и направлений;
  • рост числа обучающихся - победителей различных, в том числе и дистанционных, конкурсов, фестивалей, олимпиад и пр.

Основные мероприятия программы

 

  • разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  • приобретение материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
  • поддержка исследовательских и творческих работ школьников.

Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

 

       Концепция

        

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

         Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • факультативы;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  •  конкурсы;
  •  курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах
  •  работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах
  • интеллектуальные марафоны

 

 Используемые образовательные технологии

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»

Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор.

Формирование культуры работы с информацией.

Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью.

Развитие исследовательского мышления.

Формирование культуры работы в команде.

Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Проектный метод обучения

Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других.

Стимулировать познавательные интересы учеников.

Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха.

Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Создание положительного микроклимата на уроке.

Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений и навыков.

Развитие мышления учащихся.

Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности.

Создание положительной мотивации учения и образования.

Формирование глубоких, прочных и действенных знаний.

Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности.

Технология «Дебаты»

Развитие критического мышления.

Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Формирование навыков организационной деятельности.

Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога.

Лекционно-семинарско-зачётная система обучения

Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы.

Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта.

Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности.

Расширение круга знаний по изучаемой проблеме.

Технология проблемного обучения

Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика.

Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей.

Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований.

Система инновационной оценки «портфолио»

Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Формирование умения работать сообща на единый результат.

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Технология модульного обучения

Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации.

Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль.

Оптимизация процесса обучения.

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Форма

Задачи

Факультатив

Элективный курс

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая научная конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Предметные олимпиады

Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах     районного уровня.

Повышение учебной мотивации.

Расширение общего кругозора учащихся.

Кружки, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Ресурсное  обеспечение программы

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

О проведении школьного тура предметных олимпиад.

О проведении предметной недели (декады).

О портфолио ученика.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации через систему школьных тематических семинаров.

3.Изучение обобщения опыта работы педагогов.

4. Мониторинг

Материально-техническое и финансовое обеспечение

1. Укрепление материальной базы учебного кабинета для осуществления возможности исследовательской деятельности:

2.обучение на специализированных курсах в рамках повышения квалификации.

  Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  • Количественные и качественные показатели участия школьников в  олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
  • Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
  • Уровень социальной успешности выпускников.

Мониторинг достижения запланированных результатов

  • Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.
  • Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  • Тестовая диагностика личностного роста школьников.
  • Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители).

Банк одаренных детей

Фамилия, имя

класс

Способности

1

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

6.

7

По уровню: высокие;

По личностной сфере: творческие;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

7

6

По уровню: высокие;

По личностной сфере: творческие;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

8

8

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

9

9

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

Организация работы с одаренными детьми

Название

Срок

1.

Выявление одаренных детей.

Сентябрь

2.

Психо – диагностика и прогнозирование (школьный психолог)

Октябрь

3

Работа учителя со способными уч-ся:

- введение новых технологий, инноваций;

- поиск введения новых эффективных форм и методов;

В течение года

4

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети

Сентябрь

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение года

6.

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. 

В течение года

7.

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

8

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих

В течение года

9

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

10

Создание портфолио одаренных детей.

В течение года

11

Участие в олимпиадах, конкурсах районного, всероссийского и международного уровней

В течение года

12

  Работа творческой группы

В течение года

13

Участие в школьном туре олимпиад

ноябрь

14

Участие в муниципальном  туре олимпиад

декабрь

15

Участие в Интеллектуальном марафоне по русскому языку

март

16

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований

В течение года

17

ИГЗ «Учись учиться»

В течение года

18

Проведение элективных курсов

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Одаренные дети"

ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Рабочая программа"Одаренные дети"

Цели:·         Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...

Рабочая программа Одаренные дети

Рабочая программа факультатива для работы с одаренными детьми. Подготовка к конкурсам, олимпиадам....

Рабочая программа "Одаренные дети" для 10-11 класса

Данная программа составлена для более глубокого изучения материала по биологии с элементами проектной деятельности для одаренных детей как дополнительная программа по неаудиторной занятости...

Рабочая программа "Одаренные дети"

1. Цели и задачи1. Целью работы является: выявление и развитие физических качеств одаренных обучающихся к футболу.Задачи:- выявление одаренных обучающихся к спорту футбол;- создание банка данных таких...