Открытый урок в 11 классе "Сто по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Попова Любовь Юрьевна

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ, написания сочинения по прочитанному тексту 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум в 11 классе

по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

«СТО по русскому языку»

Учитель Попова Любовь Юрьевна – МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ  

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм, закрепить навыки анализа текста с точки зрения изобразительных средств и стилистических фигур.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка.  Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

красивее

камбала

коклюш

обеспечение

вероисповедание

ворожея

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

генезис

брала

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

мастерски

банты

шарфы

углубленный

облегчить

 III. Актуализация знаний морфологических норм.

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом, а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча пятнадцатом  году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании, и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча пятнадцатом году, а в две тысячи пятнадцатом  году.
  3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). 

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено глаголом передаёт

Добавочное действие при основном выражено деепричастием изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).  

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

Слайд 13

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Слайд 15

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

З, О

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы уже давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему  формирования личности человека.

VII. Работа по сборнику И.П. Цибулько «ЕГЭ. Типовые экзаменационные варианты».

Задание 1. Выполните  упражнение № 8  в 4, 5, 6 вариантах (по рядам)

VIII. Работа по подготовке к части Ч. 2  ЕГЭ по русскому языку

Слайд 23 Задание 1.  Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису и проблемам, поднятым в тексте.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. (В. Сухомлинский).

Тезис – это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения.

  1. Психология и социология рассматривает это время как этап первичной социализации (семья, школа), который оказывает влияние на всю дальнейшую  жизнь. В это время  формируются жизненные установки, ориентиры, цели, происходит осмысление своего места в мире, отличия от других.
  2. В главе под названием "Сон Обломова" хорошо это все показано. Герой родился в классической старопомещичьей семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремлющей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Слайд 25  Проблема: Бессердечие, душевная черствость.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

  1. К.Г. Паустовский «Телеграмма». Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
  2. Советую всем прочитать книгу В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.

 Проблема: Нравственная прочности человека.

  1. М. Шолохов «Судьба человека». Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою:
    плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.  
  2. А. Фадеев «Молодая гвардия».    Какие бы испытания не выпали на долю   молодогвардейцев   в оккупированном немцами Краснодоне, они сохранили честь, достоинство, верность Родине. Это их нравственный выбор.       

VIII.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2

«Изобразительные средства языка, стилистические фигуры»

Задание 1. Укажите, какие средства изобразительности (тропы) и стилистические фигуры употреблены в следующих предложениях (тренинг «Солнышко»):

  1. Горит костер рябины красной – метафора (слово или выражение, заменяющее другое, употребляемое вместо синонимичной единицы);
  2. Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский) – метонимия;
  3. Я спросил у высокого солнца,  Как мне вспыхнуть светлее зари, Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: «Гори» (К.Д. Бальмонт) -  олицетв.;
  4. Словно солнце горит, не сгорая, любовь (О. Хайям) – сравнение;
  5. Проснулся: в широкие стены сарая Глядятся веселого солнца лучи (Н. Некрасов) – эпитет;
  6. Страна восходящего солнца – перифраза;
  7. Солнце  моноклем вставлю в широко растопыренный глаз (В. Маяковский) – гипербола;
  8. Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда  (А.Ахматова)  - анафора;

  1. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)  - градация;            
  2.  Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком (И.С.Тургенев) – антитеза;
  3.  И солнце греется на льдине  (Б.Пастернак) – оксюморон;
  4.  «А судьи кто?» (А. Грибоедов) – риторический вопрос;
  5.  Выхожу один я на дорогу  (М.Ю.Лермонтов) – инверсия;
  6.  Твой ум глубок, что море.

 Твой дух высок, что горы  - синтаксический параллелизм;

  1.  «Да будет же честь и слава нашему языку», - Н.М. Карамзин  - цитация;
  2.  Изначальней всего остального – любовь,

      В песне юности первое слово – любовь…  (О.Хайям) – эпифора;

  1.  Мы села – в пепел, грады – в прах,

 В мечи – серпы и плуги – эллипсис.

Задание 2. Работа по сборнику И.П. Цибулько «ЕГЭ. Типовые экзаменационные варианты  в 2016 году».

Выполните задание № 24 в 4, 5, 6 вариантах (по рядам)

Ответы:  Вариант № 4 –  2975  стр. 41

                Вариант № 5 –  4712   стр. 50

                Вариант № 6 –  4692  стр. 58

VIY. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен (не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

Подведение итогов, рекомендации, методические материалы  для самоподготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...