Упражнение на редактирование
учебно-методический материал по русскому языку

Никитина Юлия Васильевна

Данные упражнения проводятся  как элементы урока ( в начале  в качестве разминки, при изучении разделов лингвистики) Материал отбирается в соответствии  с возрастом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_redaktirovanie.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

        Примеры упражнений   на редактирование текстов

Данные упражнения проводятся  как элементы урока ( в начале  в качестве разминки, при изучении разделов лингвистики) Материал отбирается в соответствии  с возрастом.

Упражнения со словом

  1. Даны наиболее распространенные книжные слова. Уточните их значение путем подбора синонимов или  по словарю. Составьте  с каждым из них словосочетание ил предложение.

Адекватный, ажиотаж, аксессуар, альтернатива, диссонанс, деградировать, имитировать, корректировать, педантичный, оптимальный, уникальный, радикальный, потенциальный, тотальный,  неординарный, аналогичный, аномалия, вето, депрессия, инкогнито, ностальгия,  тенденция,  курьезный, сей, умалять, радеть

  1. Определите, над какими нарушениями точности речи в стихах поэта Ляписа смеется герой романа Ильфа и Петрова Персицкий. Объясните значение непонятных слов.

Вы писали этот очерк? Поздравляю вас! «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом». Вы знаете, что такое домкрат?

…Почему в стихотворении «Скачка на приз Буденного» жокей у вас затягивает на лошади супонь и после этого садится на облучок? Вы видели когда-нибудь супонь? А облучок видели? …Почему у вас в стихотворении «Кантон» пеньюар – это бальное платье? Почему?

  1. Слова главарь и вожак могут обозначать одного и того же человека, но отличаются положительной или отрицательной его оценкой: главарь – руководитель в дурном деле, вожак – в хорошем. То же соотношение характерно для слов сообщник и единомышленник (сообщник – соучастник в преступлении, единомышленник – помощник в хорошем деле). Следовательно, мы можем составить своего рода пропорцию:

главарь : вожак = сообщник : единомышленник

Составьте пропорции из следующих слов так, чтобы различие между ними состояло только в указанном оттенке значения: патриотизм, национализм, отделение, суверенитет, популярность, популизм, пособник, помощник.

  1. Ознакомьтесь с высказыванием Л.В. Щербы о системе смысловых оттенков в синонимическом ряду, после чего определите сходство и различие данных ниже синонимов.

«Достоинство отдельных литературных языков определяется прежде всего богатством... синонимики вообще. Синонимические ряды обыкновенно образуют систему оттенков одного и того же понятия, которые в известных условиях могут быть не безразличны. Возьмем, например, цикл слова знаменитый (в применении к человеку), с которым конкурируют известный, выдающийся, замечательный и большой. Все эти слова обозначают, конечно, одно и то же, но каждое подходит к одному и тому же явлению с несколько особой точки зрения: большой ученый является как бы объективной характеристикой, выдающийся ученый подчеркивает, может быть, то же, но в аспекте более сравнительном; замечательный ученый говорит об особом интересе, который он возбуждает, известный ученый отмечает его популярность; то же делает и знаменитый ученый, но отличается от известный ученый превосходной степенью качества».

Авторитет – вес, престиж; напрасный – тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный, бесплодный, пустой, зряшный; изобразить – представить, показать, очертить, описать, отразить; произведение – создание, творение, труд, опус; коснуться – задеть, затронуть; очень – весьма, крайне, сильно, жутко.

5. Объясните разницу между фирменными услугами и услугами фирмы, оренбургским платком и платком из Оренбурга, материнской любовью и любовью матери, змеиным коварством и коварством змеи.

6. Составьте словосочетания с приведенными синонимами. Объясните их смысловые и стилистические различия:

Фальшивый – искусственный, натуральный – естественный, вакуум – пустота, дискутировать – спорить, дистанция – расстояние, фиаско – поражение, приоритет – первенство, минорный – печальный, оптимистический – жизнерадостный, баталия – сражение, перспектива – будущее, функционировать – работать.

7Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:

Длинный – длительный (протяженный, долговременный);

запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный);

злой – злостный (недобрый, вредный);

комический – комичный (комедийный, смехотворный);

удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный);

явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый);

фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный).

8. Составьте словосочетания с данными паронимами. Объясните различия в их значении.

Драматичный – драматический; критический – критичный; реалистический – реалистичный; гуманный – гуманистический; женский – женственный; человечный – человеческий; помост – подмостки.

9. В следующих примерах все прилагательные обозначают высшую степень проявления того, что названо существительным. Однако случайно они были перепутаны. Расставьте их правильно.

Грубое поздравление, яростная болезнь, упорное уважение, богатое наказание, коренной опыт, суровое изменение, глубокое сопротивление, горячая ошибка

10. Чем, на ваш взгляд, различаются сочетания из-за дождя —
благодаря дождю, из-за вас — благодаря вам, из-за неожиданной
встречи — благодаря неожиданной встрече. Придумайте предложения с каждым из словосочетаний. Можно ли считать правильными фразы: Тема кажется интересной из-за того... Народ
чувствовал себя лучше из-за образования ООН.

11. Найдите и объясните ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.
1. Ученые, изучающие и наблюдающие за работой АЭС знают,
что они чрезвычайно опасны. 2. Раскольников наконец понимает,
что есть мир, где ждала его Соня и которая верила в этот мир.
3. Но по истечении времени и перемен в нашей стране происходят  
негативные явления. 4. Хотелось бы показать и рассказать немного о женщинах. 7. Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств — находила
отражение, накладывала отпечаток на многие произведения
литературы. 8. Ради своей цели человек иногда делает много ошибок
и жертв. 9. Зачем что-то прятать и скрывать за высокие заборы?
10. В последнее время усиливается и увеличивается количество
преступлений. 11. Мы берем книги Пушкина, всеми любимого и
известного. 

Упражнения с предложением и текстом

  1. Найдите предложения, в которых в ряду однородных членов объединены понятия, не сопоставимые с точки зрения логики. Исправьте те предложения, в которых обнаружите недочеты.
    1. 
    У каждого ребенка было увлекательное занятие по дому: уход
    за цветами, за яблонями, за садом. 2. В камышовых джунглях оби-
    тает до пятидесяти видов птиц. Здесь можно встретить и лебедя, и пеликана, и даже индийский лотос. 3. Сначала, до поселения
    жильцов, необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод,
    канализация и другие условия для проживания. 4. Срочно продается
    кухонный стол, холодильник и другая мебель из гарнитура. 5. При-
    чески создаются с помощью рук и других предметов повседневного
    пользования. 6. У каждого народа есть свои черты. Наш народ дорожит своей выносливостью, красотой, родной природой. 7. На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 
  2. Кто найдет больше ошибок в предложенном ниже фрагменте текста?
    В подразделениях указанных организаций требуются рабочие
    всех строительных специальностей, не имеющие специальность
    могут получить на месте.
    А также переселяет семьи в сельские районы, которые получают единовременное денежное пособие, бесплатное денежное пособие, жилплощадь и место в общежитии.
  3. Найдите ошибочную смысловую связь. Отредактируйте предложения

1.Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей.2. Также выполнены обязательства по поставке птичьего мяса и молока.3. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток.

  1. Какой элемент речевой цепи пропущен. Отредактируйте предложения
  1. Русская история свято хранит русских полководцев. 2.Конечно, условия города отличаются от села.3.Большую работу по неграмотности проводили и проводят учителя.4. В городском отделе полиции создано управление по организованной преступности. 5. За  всем этим стоит человек. Он выращивает, созидает, выводит, добывает, печет, наконец.

   5. Отредактируйте предложения, устранив неуместные эмоциональные слова и выражения.

Из автобиографии

1. В пламенные годы Великой Отечественной войны  мой отец был ранен. 2. В годину горя, когда мне было четырнадцать лет, я пошёл работать на завод токарем. 3. После победоносного завершения войны я поступил учиться в вечернюю школу. 4. Великолепно шло учение после рабочего дня. 5.Получив аттестат зрелости, я блестяще поступилв институт. 6. Незабываемые годы получения высшего образования!

  6. Прочитайте сочинение ученика 6 класса. В каком стиле оно задумано и в основном написано? Выделите в нём удачные места, найдите и исправьте недочёт (о чём здесь не следовало бы говорить).

На лыжах

Люблю мчаться с горы на лыжах! Холодный ветер обжигает лицо, солнце слепит глаза. А ты мчишься с такой скоростью, что, кажется, ещё минута – и лыжи оторвутся от убегающего из-под ног снега и ты полетишь по воздуху легко, свободно, как птица.

А вот и бугорок. Чтобы не упасть, нужно сильнее согнуть ноги в коленях и наклониться вперёд. В этот момент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу. Но время упущено – брызги в лицо, ноги в сторону, я в сугробе.

7. Устраните синтаксическое однообразие текста, заменив некоторые предложения со страдательными причастиями неопределённо-личными предложениями.

Расправа над декабристами

В Тарханах много говорилось об участи декабристов. Рассказывали о жестокой расправе царя над восставшими. Вечером 14 декабря были взяты троюродные братья Юрия Петровича Лермонтова – Дмитрий Николаевич и Михаил Николаевич.  Арестованы два брата Беляевых, моряки, активные участники восстания. Арестован Барятинский, образованный и культурный молодой человек. Он заключён в Петропавловскую крепость как государственный преступник. В Москве был схвачен сын Горских. Юноша был перевезён в Петербург и заключён в Петропавловскую крепость. Летом узнали о невозвратной потере для России. Были повешены пятеро декабристов, руководителей восстания. Очень многие отправлены на каторгу в Сибирь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку информатики в 5 классе "Набор и редактирование текста"

Предлагаемый материал к уроку информатики в 5 классе представляет взаимосвязанные между собой электронную презентацию, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» профессора М...

План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)

Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....

План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)

Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....

Создание таблицы в текстовом редакторе Microsoft Word 2010 и её редактирование с помощью вкладки "Макет".

Работа включает в себя план урока, презентацию и заготовку к лекции по данной теме....

Редактирование и форматирование текстового документа Microsoft Word, 5 класс, информатика

Урок по информатике в 5 классе "Редактирование и форматирование текстового документа Microsoft Word", учебник Л.Босова (конспект урока с подробными инструкциями по выполнени. заданий, приложения)...

Разработка урока по информатике по теме: "Буфер обмена. Редактирование. Вставка графических объектов в текст"

Разработка урока и презентация по предмету информатика для 5 класса, 12- летних школ....

План конспект урока.Тема: "Акробатические упражнения, упражнения на фитболах, танцевально - ритмические упражнения, упражнения кроссфита."

Дата проведения:06.02.2014г.     Место проведения:  спортзал МБОУ  Оболенская СОШ  Серпуховского района Подмосковья....