Открытый урок "Обособление приложений" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Владимирова Анна Александровна

Открытый урок "Обособление приложений" 8 класс был продемонстрирован на региональном этапе конкурса "Педагог года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Обособление приложений»

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, уважаемое жюри!

Мы начинаем урок русского языка.

Меня зовут Анна Александровна, сегодня я ваш учитель.

Пожалуйста, садитесь.

  1. Организационный момент.

Давайте познакомимся. Расскажите о себе, строя высказывание по предложенной схеме.

Я начну: Я, учитель Нижневартовского района, приехала в город Белоярский.

Я, (…..), учусь в 8 классе.

ученик, спортсмен, победитель, музыкант и т.д.

Слушаю 2-3 человек

Спасибо! Будем знакомы!

С таким положительным настроем мы приступаем к работе.

  1. Актуализация опорных знаний.

Ребята, какая часть речи помогла нам рассказать о себе

(существительное)

А каким членом предложения выделить это существительное? (определением, потому что отвечает на вопрос КАКОЙ?) 

Как называется особый тип определения, выраженного существительным? (приложение)

Итак, приложение - это определение, выраженное существительным , и дающее другое название предмету.

Напомню, приложение может быть распространённым и нераспространённым.

  1. Мотивация учебной деятельности

Ребята, посмотрите, перед вами 2 предложения.

В обоих есть приложение – распространенное и нераспространённое.

ИМЯ, прочитай 1  (2) предложение.

  1. Пушкин  поэт    любил осень.
  2. Россия самое большое в мире государство вызывает интерес людей во многих странах.

При чтении мы выделяем приложение интонацией.

А если нужно будет записать предложения, какая может возникнуть проблема при записи?

(не знаем, как ставить знаки препинания)

Верно.

Выделение членов предложения на письме знаками препинания называется обособлением.

Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ.

Сегодня мы выполняем задания в рабочих листах.  Они лежат на ваших столах.

 Подпишите  в них свою фамилию и имя, а также тему урока в указанные поля.

  1. Целеполагание

Сформулируйте задачи урока, используя опорные слова на экране.

Я узнаю…

Я научусь…

Буду применять….

Хорошо, продолжаем работу!

  1. Открытие новых знаний

Приложение выделяется запятыми только при определенных условиях. Давайте выясним, при каких именно. Это теоретическая часть темы.

Найдите значок ТЕОРИЯ в рабочих листах.

В таблице представлены примеры, но не названы условия обособления.

Наша задача – назвать все эти условия.

условие

пример

  1. Распространенные после определяемого слова

Рошаля, практикующего хирурга, называют «детским доктором мира».

  1. При личном местоимении

Мы, ответственные старшеклассники, помогаем младшим.

Ответственные старшеклассники, они помогают младшим.

  1. Со значением причины союза КАК

Королев, как выдающийся конструктор, руководил созданием первого космического комплекса.

Каждое условие мы разберём отдельно.

Итак, условие 1.

Прочитайте и сравните предложения: СПРОСИТЬ КОНКРЕТНО КОГО-ТО ПО ИМЕНИ

  • Леонида Рошаля, практикующего хирурга, называют «детским доктором мира».
  • Практикующего хирурга Леонида Рошаля называют «детским доктором мира».

  1. Найдите приложение.
  2. Назовите определяемое слово
  3. Сравните предложения и определите позицию приложения по отношению к главному слову.
  4. Попробуйте сформулировать условие постановки запятой. Начало правила - на доске.

  1. Схематично эту пунктограмму можно обозначить так: (рисую схему на доске сама)

А вы зафиксируйте её в п.1 таблицы в рабочих листах.

Итак, прочитаем пунктограмму по схеме, ИМЯ.

РАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ, ЕСЛИ СТОИТ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА.

Листать слайды после каждого действия:

Условие 2. игра

Мне нужна будет помощь пяти человек.

Каждый из вас – это слово.

Задача: составить предложение по схеме из элементов (меняться местами).

Мы, жители севера, привыкли к морозам.

Необходимо ли поставить запятую? Почему?

Какой частью речи выражено подлежащее? (лич.мест.)

Теперь поменяйтесь местами так, чтобы подлежащее, выраженное личным местоимением, оказалось после приложения.

Жители севера, мы привыкли к морозам.

А здесь запятая нужна?

Ответы….

Запятая нужна, не взирая на позицию приложения. Почему? Сейчас мы это выясним.

Спасибо, ребята, вы можете садиться.

ВЫВОД: Приложение обособляется, если зависит от ЛИЧНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.

Попробуйте изобразить схему 2 условия обособления приложения. Запишите его фломастерами на планшетах:

     

 ПОДНИМИТЕ ВАШИ ПЛАНШЕТЫ

Условие 3. 

Вновь дано два предложение для сравнения.

Прочитаем их.      ИМЯ, читай 1.         ИМЯ, читай 2.

  1. Королев, как выдающийся конструктор, руководил созданием первого космического комплекса.
  2. Королёв еще во время учебы был известен как перспективный конструктор.

  • Определяемое слово я уже выделила.
  • Найдите приложения.
  • С помощью чего приложение связано с определяемым словом? (союз КАК)

Обратите внимание, предложения составлены аналогично, но в первом запятая стоит, а во втором – нет.

Знаки препинания ставятся в зависимости от того, какое значение имеет союз КАК. Эти значения можно найти в учебнике на странице 176.

Посмотрите, копии учебника есть у вас на партах.

ИМЯ, назови, какие значения бывают у союза КАК

стр176:  

Попробуем перестройте предложения, чтобы было понятно значение союза?

  1. Королев руководил созданием первого космического комплекса, ПОТОМУ ЧТО был выдающимся конструктором.
  2. Сергей Королёв еще во время учебы был известен В КАЧЕСТВЕ перспективного конструктора.

ИТАК,

1)приложение – значение причины (союз потому что) ОБОСОБЛЯЕТСЯ.

2) приложение – значение «в качестве» НЕ обособляется.

Проговорим правило обособление по образцу.

Изобразим схематично условие обособления 3 (я на доске сама)

как      =причина

Зафиксируйте схему в п.3 таблицы в своих р/листах

Выводится на экран итоговая общая схема обособления.

Назовите все три условия обособления. ИМЯ? Обращай внимание на схемы.

Если все условия обособления вам понятны, поставьте себе ПЛЮС в графе «самооценка деятельности». Кто поставил +? 

Хорошо!

  1. Первичное понимание

Теперь попробуем найти условия обособления приложений в контексте.

В ваших рабочих листах найдите задание 1. Соотнесите пример и условие обособления приложения. А на планшете напишите правильный ответ.

У вас буквально полминутки.

Работайте в парах.

Пример

условие

1. У народа к рекам, как богатству страны, сложилось особое отношение.

А) приложение стоит после определяемого слова

2. Волгу, удивительную русскую реку, люди величают матушкой.

Б) приложение относится к личному местоимению

3. Истинные патриоты, они гордятся своей труженицей.

В) КАК = причина

Ответ: 1В, 2А, 3Б

Проверяем, ИМЯ.

        

У кого нет ошибок, оцените себя (+ или -)

Назовите, какой темой связаны все предложения? (Волга-великая река) - по ситуации

  1. Применение нового знания на практике.

Переверните свои рабочие листы. Задание 2 –

упр.381 в ваших учебниках

ИМЯ, прочти задание: Спишите, вставляя вместо точек  распространённые приложения   и согласуя их с определяемыми словами.

Первое предложение мы выполним вместе.

Нам дано: Ломоносов , ….. , был человеком разносторонней одарённости.

А кто такой Ломоносов?

Ломоносов, великий русский ученый, был человеком разносторонней одарённости.

Теперь попробуйте составить другие предложения аналогично. Выполняйте по рядам.  (то есть каждый  ряд пишет только 1 предложение).

Чтобы выполнить задание, нам надо вспомнить, в чем заслуга людей, о которых говорится в упражнении.

2 Твардовский – поэт.

3 Левитан – художник.

4 Чкалов – летчик.

На выполнение задания - 1 минута. 

Не забывайте верно расставить знаки препинания.

Проверяем.

Все обособили приложение? Какое условие обособления во всех трёх предложениях? 1 условие.

 В лист самооценки поставьте себе +.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Сейчас мы немного отвлечемся от работы и сделаем одно полезное упражнение.

Нейропсихологи, современные учёные, утверждают, что для усиления мозговой активности необходимо в равной степени развивать оба полушария головного мозга.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

ВЫПОЛНЯЕМ

Делая такое упражнение ежедневно, вы будете лучше запоминать информацию и станете внимательнее.

Можем продолжать работу.

  1. Включение полученных знаний в систему обучения

Ребята, в первом упражнении мы читали предложения о Волге. Она – своеобразный символ нашей Родины , наше достояние.

И еще сегодня мы писали о знаменитых людях России. Можем ли мы их тоже назвать достоянием страны?  Почему?

А что значит слово «достояние»? Подберите синонимы.

Достояние – гордость, ценность, важность.

7.1  Творческая работа.

Сейчас будет  трудное задание. Необходимо будет работать с текстом.

Так как это сделать непросто, выполните его в командах.

У вас будет 3 минуты, и за это время необходимо:

  • Прочитать заметку об известном человеке.
  • Выбрать самое главное и составить всего 1 предложение с обособленным приложением.  
  • Включить его в микротекст.

Первое и последнее предложение у всех одинаковы.

 Если задание будет сделано верно, у  нас получится связный текст на тему  «Достояние страны».

Итак, через 3 минуты я жду от каждой группы 1 записанное предложение с обособленным приложением на основе прочитанной заметки.

Задание понятно?

 

Время пошло. 3 минуты

Исходный материал: об …Толле, о Макаренко, о Михалкове.

РАБОТАЙТЕ В ГРУППАХ, но предложение должно быть записано у каждого.

…..

Итак, приглашаю по 1 человеку от группы , а еще ИМЯ и ИМЯ.

предлагаю послушать, что у нас получилось.

Спасибо!

Ребята, получился у нас текст?

Если предложение составлено без ошибок, поставьте себе ПЛЮС в графу самооценка.

  1. Проверка результативности

А сейчас  давайте проверим, насколько каждый усвоил тему.

Найдите в рабочих листах Задание 4.

Оно составлено по типу задания ОГЭ - Пунктуационный анализ.

Необходимо расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Расставляйте знаки, ориентируясь на правило.


Прочтите текст.

Нам (1) подрастающему поколению (2) надо брать  пример с выдающихся деятелей (3) науки и культуры (4) как двигателей развития страны.  

Великие личности (5) смельчаки и новаторы (6) оставили след в истории России и мира. 

Ответ 12456

Время на выполнение – 1 минута. Работаем самостоятельно

Проверяем. ИМЯ, назови правильный ответ.

У кого ответ верный? Поставьте себе ПЛЮС.

Молодцы.

  1. Оценивание и работа на дом

Ребята, мы плодотворно поработали. Давайте оцените результат своей работы .

Посчитайте количество плюсов на полях графы Самооценка деятельности.

У кого 5?....4? Думаю, могу смело поставить вам эти отметки за урок.

Предлагаю дома закрепить тему и выбрать задание в зависимости от результата и своих затруднений.

  • Если у вас 3 и меньше плюсов, то можете еще раз отработать устно теоретический материал по упр. 374 из учебника.
  • Если вы набрали 4плюса, то еще раз поработайте с постановкой знаков препинания при обособлении приложения на электронной платформе learningapps.org. Ссылка и QR-код прилагается.
  • И если у вас 5 -6 плюсов, то вас ждет текстовая работа. Нужно составить текст из 5 предложений о личности, внёсшей весомый вклад в историю России. Обязательно использовать обособленные приложения.

 Материал для домашней работы вы найдете на оборотной стороне выписки из учебника.

  1. Итоги урока

Время подводить итоги.

Закончите одно любое высказывание. Скажите, что полезного вы нашли для себя:

  • Сегодня я узнал…
  • Теперь я умею…
  • Урок заставил задуматься о…

Спасибо!

  1. Рефлексия

Так же, как определения-приложения наполняют нашу речь различными оттенками смыслов, так и мы на прощание создадим свою колбу настроения.

Выберите цвет согласно полученным эмоциям и по очереди наполните вазу.

  • Красный- энергия
  • Желтый - интерес
  • Зеленый – спокойствие
  • Синий – задумчивость

Вернитесь на свои места.

Какая красивая работа получилась!

Пусть она станет для нас символом дальнейших свершений.

Благодарю вас за урок! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

ОБОСНОВАНИЕ

Добрый день, уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию будет предложен урок по  русскому языку в 8 классе по теме  «Обособление приложений». Данна тема  в курсе русского языка 8 класса относится к разделу «Осложненные предложения». На предыдущих уроках уже должны были познакомиться с понятием «обособление»  и с понятием «приложение».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Закрепить изученные понятия «приложение», «обособление».
  2. Обеспечить в ходе урока усвоение условий обособления приложений через изучение теоретического материала и закрепление первичных знаний на практике.

Развивающие: 

  1. Развивать коммуникативные универсальные учебные действий: владение устной и письменной речью, продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками.
  2. Развивать регулятивные универсальные учебные действий: контроль, самооценку, подведение итогов.
  3. Развивать познавательные универсальные учебные действия: умение анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи,  создавать схемы, выделять необходимую информацию.

Воспитательные:

  1. Создать условия для формирования чувства гордости за свою страну.
  2. Способствовать расширению знаний учащихся о великих людях России.
  3. Создать условия для формирования способности к коллективной работе.

В уроке выделяется четыре  этапа:

  1.  Мотивационно-ориентировочный.
  2. Этап изучения нового материала.
  3. Этап закрепления первичных знаний.
  4. Рефлексивно - оценочный этап.

  • Обучающие цели реализуется на втором и третьем  этапе. Для этого я использую материал учебника ( сегодня это копии нужных упражнений) и   раздаточный материал. При подготовке к уроку приоритет отдан зрительный способ усвоения новой информации, поэтому тщательно продуманы компьютерная презентация и рабочий лист обучающихся. Использование компьютерных технологий (программа Microsoft Power Point) позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа на уроке  станет базой при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе.
  • Развивающие цели предполагается реализовать на всех этапах урока.
  • Воспитательные цели урока предполагается реализовать через межпредметные связи, а именно через работу с текстами об известных личностях.

На уроке используется индивидуальная,  парная, групповая формы работы.  Это создает комфортные условия и снятие напряженности , что содействует здоровьесбережению. Также решению этой задачи способствует минутка для нейрогимнастики. 

По распределению времени на этапы урока, по дозировке умственной нагрузки на протяжении всего урока, по смене видов деятельности структура урока соответствует возрастным особенностям данной возрастной группы и современным требования к уроку.



Предварительный просмотр:

Фамилия, Имя: ________________________________________________

Четырнадцатое марта.

Классная работа.

Тема: _______________________________________________

 Задания

Самооценка

деятельности:

+

ТЕОРИЯ

условие

                        пример

1.

Рошаля, практикующего хирурга, называют «детским доктором мира».

2.

Мы, ответственные старшеклассники, помогаем младшим.

Ответственные старшеклассники, они помогают младшим.

3.

Королев, как выдающийся конструктор, руководил созданием первого космического комплекса.

Задание 1. Соотнесите пример и условие обособления приложения

пример

условие

1. У народа к рекам, как богатству страны, сложилось особое отношение.

А) распространенное приложение стоит после определяемого слова

2. Волгу, удивительную русскую реку , величают матушкой.

Б) приложение относится к личному местоимению

3. Мы, русские, гордимся нашей Волгой.

В) КАК = причина

Ответ:1___2____3___

Задание 2. Практика. Работа с учебником.

Упр.381

Спишите, вставляя вместо точек распространённые приложения  и согласуя их с определяемыми словами.

 

ОБРАЗЕЦ: 1)Ломоносов, великий русский ученый, был человеком разносторонней одарённости.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Задание 3. Творческое задание. Текст-миниатюра

«Достояние страны»

1) Россия гордится не только своей территорией, богатыми ресурсами и историей, но и талантливыми людьми.

2)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Люди – вот главное достояние России. 

Задание 4.  Пунктуационный анализ (готовимся к ОГЭ)

Прочтите текст.

Расставьте знаки препинания, ориентируясь на правило. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нам (1) подрастающему поколению (2) надо брать  пример с выдающихся деятелей (3) науки и культуры (4) как творцов истории страны.  

Выдающиеся личности (5) смельчаки и новаторы (6) оставили след в истории России и мира.

Ответ: __________

Итого:

Благодарю вас за урок! До новых встреч!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...